27 ноября 2016, 12:00
– Ничья в 11-й партии белым цветом пойдет скорее в "минус" Карякину, который в 12-й партии играет черными фигурами?
– Не стоит драматизировать ситуацию. Да, Сережа белым цветом не только не выиграл, но и не оказал на Карлсена сколько-нибудь серьезного давления. Но дело тут скорее в неудачном выборе дебюта. Очень уж рано были разменяны фигуры, в частности, вся конница, без которой сложно создать на доске что-то интересное. Карлсен без проблем решил все свои задачи, и в дальнейшем даже пытался создавать какие-то угрозы. Видимо, тренеры Карякина в данном случае не угадали с дебютной разработкой. Но вы знаете, Сергей настолько крепкий, боевой шахматист, что особой разницы – играть белыми или черными фигурами – для него нет. Свою единственную партию он выиграл как раз черным цветом, так почему еще раз не может произойти нечто подобное? История шахмат изобилует такими случаями, когда люди в заключительной решающей партии побеждали черными.
– Насколько вероятным вариантом развития событий вам видится ничья в 12-й партии?
– Мой прогноз: Карлсен будет играть на победу и быстрой ничьей не будет. Возможно, Магнус не полезет уж совсем на рожон, но однозначно будет искать варианты для победы. Стиль норвежца можно сравнить с удушением, это такое неторопливое, постепенное давление на соперника. Я думаю, в понедельник партия будет длиться дольше, ну а чем она закончится – одному богу известно.
– Если дело все-таки дойдет до тай-брейка, кому на данный момент это больше на руку?
– Я думаю, для Карякина тай-брейк – вполне удобный формат, Сергей действительно любит быстрые шахматы. Замечу, правда, что как и Карякин, Карлсен тоже становился чемпионом мира по быстрым шахматам. Кто из них тут сильнее – еще большой вопрос. В быстрых шахматах шансы соперников примерно равны. Единственное, не хотелось бы, чтобы дело дошло до блица.
– Если сравнивать психологическое состояние соперников, у кого сейчас оно предпочтительнее?
– На финише матча такого уровня каждый ход стоит столько, что это даже невозможно измерить в деньгах. Когда люди сейчас начинают говорить о призовом фонде, они просто не понимают, что на самом деле в шахматах значит титул чемпиона мира. Пожалуй, это значит больше, чем аналогичный титул в любом другом виде спорта. Это шанс вписать свое имя в историю золотыми буквами, и оценить это в деньгах в принципе невозможно. Разница между Карякиным и Карлсеном сейчас в том, что Магнус уже чемпион, он знает, что это такое. А у Карякина эмоционально все воспринимается острее. Но с другой стороны, выше и мотивация. В целом, я думаю, психологический перевес сейчас на стороне Карлсена. Все-таки именно он последним одержал победу, переломил ход матча и сравнял счет.
– Обывателей удивляет большое количество ошибок в партиях матча. Уровень игры действительно невысок, или так просто кажется неспециалистам?
– Это связано, в первую очередь, с распространением компьютеров. Сейчас даже любители вооружены сверхмощными программами, которые высвечивают малейшую неточность шахматистов. Если с помощью таких же компьютеров проанализировать партии матчей Карпов – Каспаров или Фишер – Спасский, ощущение было бы точно таким же: как же много они ошибаются! Но в те времена в игре еще сохранялось некое таинство. Партии потом долго анализировали, выискивали ошибки... Ситуацию можно сравнить с тем, что раньше шахматисты играли в полумраке, а теперь при мощном свете прожекторов. На самом деле, уровень игры у Карякина и Карлсена достаточно высок. Например, в 11-й партии я не нашел у них обоих вообще ни одной ошибки, даже микронеточности. Вопросы могут быть только к выбору дебютного варианта. Это игроки высочайшего класса, и не надо психологический эффект от наличия компьютеров переносить на их матч.