Статьи

20 сентября 2024, 11:45

Магнус Карлсен высказался против возвращения флага россиянам. Что нашло на звезду шахмат?

Магнус Карлсен высказался против возвращения российских шахматистов
Артем Белинин
Корреспондент
Норвежский гроссмейстер прислушался к мнению человека, признанного в России иноагентом, террористом и экстремистом.

Что случилось?

Норвежский гроссмейстер Магнус Карлсен выступил против снятия всех санкций с российской и белорусской шахматных федераций. 16-й чемпион мира заявил об этом во время церемонии награждения, на которой ему вручили приз лучшему шахматисту с момента основания ФИДЕ в 1924 году. Награда была вручена президентом ФИДЕ россиянином Аркадием Дворковичем.

«Конечно же, я рад получить эту награду, но считаю, что карьера Гарри Каспарова* (признан иноагентом решением Минюста РФ, а также внесен в перечень террористов и экстремистов. — Прим. «СЭ») сложилась лучше, чем у меня. Уверен, что он воспользовался бы возможностью, чтобы посоветовать не возвращать российскую и белорусскую шахматные федерации. Я тоже хочу сделать такое заявление», — заявил Карлсен.

В июне ФШР пытались исключить

В сравнении с остальными видами спорта в шахматном мире у России все оставалось относительно неплохо. Хотя без ограничений не обошлось — россиянам запретили участвовать в командных соревнованиях, а к личным допустили только в нейтральном статусе. Кроме того, нашей стране запретили проводить крупные международные турниры и перенесли в Индию шахматную Олимпиаду-2022. Тем не менее все наши игроки могли участвовать в соревнованиях в нейтральном статусе.

В июне 2024 года ситуация с санкциями достигла критической точки — Федерацию шахмат России отстранили на два года решением этической комиссии после жалобы Федерации шахмат Украины из-за проведения турниров на новых территориях РФ. При этом отстранение должно было вступить в силу через три года и не затрагивало права игроков, арбитров, тренеров и клубов, входящих в ФШР. То есть российские шахматисты продолжили бы играть в нейтральном статусе.

«Федерация шахмат России считает решение этической комиссии конъюнктурным, политически мотивированным и дискриминационным по отношению к российским шахматистам и продолжит бороться за соблюдение прав российских спортсменов. Этическая комиссия ФИДЕ превысила свои полномочия», — заявил президент ФШР Андрей Филатов.

Фото Global Look Press

ФШР контратакует

Россия не стала мириться с дискриминационным решением и подала апелляцию. 13 сентября Апелляционная палата комиссии по этике Международной шахматной федерации удовлетворила запрос ФШР, заменив двухлетний бан штрафом в 45 тысяч евро. Теперь ФШР может развить пусть и условный, но все-таки успех. В августе президент Киргизского шахматного союза Бабур Тольбаев предложил ФИДЕ вернуть российским и белорусским игрокам полноценное право выступать на соревнованиях с флагом, а ФШР — право проводить большие турниры. Этот вопрос рассмотрят на Генеральной ассамблее ФИДЕ, которая пройдет в Будапеште 21-22 сентября.

«Речь не только о том, чтобы вернуть всем нашим сборным право участия в международных стартах, вернуть нашим спортсменам флаг и гимн, но восстановить право России организовывать и проводить крупнейшие турниры под эгидой ФИДЕ», — рассказывал в интервью «СЭ» исполнительный директор ФШР Александр Ткачев.

Если ФШР удастся полностью восстановиться в правах, это будет одной из самых крупных побед российского спорта с 2022 года. И, возможно, позитивный импульс для других, все еще отстраненных или ограниченных национальных федераций.

Магнус Карлсен.
Фото Global Look Press

Позиция Карлсена

Весной 2022 год Карлсен, представляющий крайне недружественную России страну, неожиданно высказался против дисквалификации Сергея Карякина. Российский гроссмейстер решением той же этической комиссии ФИДЕ получил отстранение на полгода за поддержку СВО. «Я не согласен с позицией Карякина, но правильно ли отстранять человека, с мнением которого мы не согласны? Не уверен. Мы дали ему именно то, чего он хотел. Сергей хотел быть жертвой «санкционной тирании Запада». Теперь Карякин может рассказывать об этом дома — и это хорошо работает. Мы сами помогли ему в этом. Не знаю, хорошо это или плохо, но мы помогли ему стать мучеником», — говорил тогда звездный норвежец.

Правда, уже в феврале 2023-го Магнус ужесточил свою позицию. «Вначале я, наверное, был большим сторонником, чем многие, того, что нужно хорошо подумать, прежде чем банить людей, особенно учитывая, что вы не знаете, какие долгосрочные последствия это будет иметь, — заявил Карлсен в эфире TV 2. — Теперь, когда это продолжается все дольше и дольше, я, может быть, все больше убеждаюсь, что, может быть, русским не стоит играть. Но такие решения принимаю не я».

На заре карьеры Магнуса Гарри Каспаров* (признан иноагентом решением Минюста РФ, а также внесен в перечень террористов и экстремистов. — Прим. «СЭ») помогал норвежцу, так что многие считают 13-го чемпиона мира учителем Карлсена. Сам Магнус говорил, что считает своего бывшего наставника величайшим шахматистом в истории. При этом сам уроженец Баку давно уехал из России, занимается политической деятельностью в США и крайне негативно отзывается о наших нынешних властях. За это он и получил свой нынешний статус.

Исполнительный директор ФШР Александр Ткачев в разговоре с «СЭ» отреагировал на высказывание Карлсена. «Безусловно, Магнус играть в шахматы умеет. Но не надо лезть туда, где ты не разбираешься. Очень жаль, что он так высказался. Хотя мы можем вспомнить, как Карлсен в 2022 году поддержал Сергея Карякина, которого отстранили. А недавно норвежец играл в одной команде с россиянином Яном Непомнящим», — сказал Ткачев.

89
  • Спринт

    Дундучёк с соплями в безтямке .. тобе до понимания игры Богини Каисы .. лесом .. пёхом .. и на корачках .. всё едино не дано втямить ..** Гуляй соплюшник мимо и подале .. от шахмат ..

    15.10.2024

  • alexei zverev

    Ну что поделать, если ты дурачок... Постоянно всякую чушь ни чем не прикрепленную, пишешь... А вот Ботвинник сказал, что Фишер голова... Точно он лучше всех... Отстой этот Фишер. Карпова испугался... Ни по одному критерию его нельзя признать лучшим в мире... Что-то в 90-х, когда со Спасцким ФИшер играл матч реванш, все говорили о крайне низком уровене игры обоих, в то время как Карпов становился в 90-е годы чемпионом... Ну когда сказать нечего нужно написать какую-нибудь хрень...

    15.10.2024

  • Спринт

    Дундучек с поздним зажиганием .. неси свою ахинейку дилетантика мимо .. таким же в массовочку ..

    14.10.2024

  • alexei zverev

    Фишер, потому что еврей? потому что американец? Фишер один раз сверкнул на отборе и все... Касабланка вот несколько лет подряд не то, что проигрывал, вничью не играл, только побеждал... Почему не Касабланка лучший... Карпов выиграл наибольшее количество турниров, почему ни Карпов. Карлсен лучший в точности шахматист по компьютерной программе... Каспаров, Алехин... Фишер это отстой... Сильно распиаренный...

    14.10.2024

  • alexei zverev

    Ласкер и Стейниц( как правильно) и далеко за 50 показывали выдающиеся результаты (хоть и не были чемпионами)

    14.10.2024

  • alexei zverev

    Еще раз шахматная программа анализировала шахматные партии всех шахматистов... И у Карлсена была выявлена самая высокая точность... На 2 месте Крамник... А Фишер, Карпов, Каспаров и остальные где-то позади...

    14.10.2024

  • alexei zverev

    Шахматная программа я слышал подтвердила, что у Карсена самая высокая точность в партиях... А как еще оценивать уровень шахматистов... Тот же Фишер один раз сверкнул и все...

    14.10.2024

  • Владимир К.

    Меня все больше удивляет, что сегодня все больше открывают пасть представители стран, которые никогда ничего особенного не сделали сущетвенного...

    22.09.2024

  • Олег Каменев

    Хорошо сказано! :fingers_crossed:

    22.09.2024

  • Олег Каменев

    Полностью согласен! Результаты Карпова никто не превзошел... и вряд ли превзойдет

    22.09.2024

  • Упёртый русский

    Согласен, что у всех свои предпочтения, никаких вопросов. Морфи, Ласкер, Капа, Алехин, Ботвинник, Фишер, Карпов, Каспаров, Ананд, Крамник, Карлсен - суперэлита, каждый из них достоин быть лучшим по своим субъективным соображениям. Но ФИДЕ - это официальная организация, она должна держать нейтралитет в этом вопросе - очевидно ведь! Официально объявлять норвега лучшим за всю историю игры - полнейший бред, это очевидно. Он ведь не выиграл НИ ОДНОЙ ДОСТОЙНОЙ ПАРТИИ В МАТЧЕ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА, к примеру! Ананд с Непо проигрывали грубейшими зевками, не выдерживая напряжения матчей. А Каруана с Карякиным вообще уступали только в коротких шахматах! Если сравнить это с матчами Карпов - Каспаров, то это просто детский лепет. И таких аргументов можно кучу привезти, факт. Признали норвега лучшим, чтоб досадить русским - я только так могу это объяснить...

    22.09.2024

  • Упёртый русский

    4. Каспаров выиграл у Карпова больше партий, да. Но он был на 12 лет моложе! Но вот Карпов против молодого Гарри вёл 5-0 и легко бы выиграл, если бы в первом матче был любой адекватный лимит по партиям. (хоть 12, хоть 16, хоть 20, хоть 24, хоть 30!). Сравните с тем, сколько играют сейчас! А молодой Крамник в первом же матче нокаутировал Гарри 2-0 без единого поражения, без шансов! Плюс Карпов неоднократно мог выиграть партию и матч буквально одним ходом - а5 в 41 партии первого матча, элементарный Фа1 и потом бьёт на е5 в последней партии в Севилье, ход ф5 в последней партии второго матча и т.д. Ощущение, что более молодому Гарри просто свыше было предназначено не проиграть в матче Карпову. Но вот с тем же Крамником было совсем по другому...

    22.09.2024

  • Упёртый русский

    1. Карпов сыграл больше всех соревнований (если учитывать всех, кто претендует на звание величайшего). 2. Карпов одержал наибольшее количество побед во всех соревнованиях. 3. По уникальному Линаресу. Да, Карпову там везло, как вы говорите. Но вот другому никому так никогда не везло в таких соревнованиях, кроме, быть может, Капы, но это было уж слишком давно. В сравнении с Каспаровым: Гарри закончил карьеру в 2005, в свои 42-43 года. Объяснил это тем, что стало тяжело выдерживать напряжение на шахматной доске. А Карпов в этом возрасте выиграл Линарес с уникальным результатом! И играл ещё долго, выиграв матчи у Камского, Гельфанда, Ананда... Чувствуете разницу?

    22.09.2024

  • Спринт

    Фишер лучший из всех шахматистов в истории этой игры. Смыслов про Фишера говорил так: - уровень шахматного мышления у Бобби превосходит всех игроков на порядок. Такой уровень недоступен пониманию, как ему такое подвластно. Это как посланник на Планету от шахматной богини. : - Некие якобы "анализы" эти нынешние компьютерные игрули берут, сугубо из системника. Забрать у них компьютерные программы, так они и уровня КМС СССР по шахматам не достигнут и близко.

    22.09.2024

  • Вася Сидоров

    Ну не Фишер конечно, но в общем вы правы. Непомнящий недавно слил ладейник, за который бы запинали перворазрядника в наше время. Анализы они вопроизводят хорошо, понимания шахмат нет.

    22.09.2024

  • Вася Сидоров

    Карпов в тройке - это очевидно. Но мне всегда не нравилась аргументация про кол-во турниров. Тогда еще элиты как таковой не было и ведущие игроки спускались в народ. У Карпова очень много побед именно в таких турнирах, плюс он создал свою статистику, куда включает все командные турниры, ситает себя 100500 кратным чемпионом мира. Это уже несколько переходит границы честолюбия. Ну а Линарес - он такой один, ему везло там страшно. Потом все встало на свои места и апофеозом стал Лас-Пальмас 1996.

    22.09.2024

  • Вася Сидоров

    На Западе такие как Ян-Хейн Доннер или Эстебан Каналь, увы, исключение. Если уж у бывших наших с мозгами и совестью проблемы, то что требовать от этого персонажа.

    22.09.2024

  • Вася Сидоров

    Вы впрямь считаете, что Нимцович был достойным претендентом после 1927 года (да и в принципе)? А Капабланка просто получил ответ за Лондон 2022. Алехин был готов играть, но на тех условиях.

    22.09.2024

  • Владимир Горницкий

    Я же говорю, у каждого свой список, свои предпочтения, свои соображения. Спорить тут бессмысленно, никто никому все равно ничего не докажет, каждый останется при своем мнении. Для вас очевидно, что Карпов на первом месте, для меня - нет, ну и что? Но в "шеренге величайших шахматистов" стоят, конечно, все чемпионы мира, кроме разве что, Эйве.

    21.09.2024

  • Petr Sidotov

    Самое смешное, что в СССР не было закона об оскорблении личности Генсека, а в РФ - это Вам не коммунистическая тирания, это ФСБный рай....

    21.09.2024

  • Petr Sidotov

    Ботвинник - создал такую советскую школу шахмат, что сквозь советский асфальтоукладчик - пробился один Фишер, а Карлсен -это ученик Каспарова, а Каспаров - был внутри советской системы шахмат. Так что Фишер - как шахматист-одиночка победивший лучшую школу - скорее всего самый гениальный он, Карлсен - как собравший все лучшие в шахматах, Ботвинник -создатель лучшей школы шахмат, а мачти Каспаров-Карпов - лучшие шахматные противостояния. А ,вообще, Го или компьютерные игры - заменят шахматы.

    21.09.2024

  • Kimi_

    Он не стоит такого колличества комментариев.

    21.09.2024

  • Упёртый русский

    Ну и про Алехина. Он много раз играл в шахматы с Нимцовичем, и очень много раз его обыгрывал. Арон Исаич, при всём уважении, не был для Сан Саныча достойным соперником. Капа - другое дело. Но там были тяжёлые личные отношения, это многое объясняет. По мне, место Алехина в ряду лучших за всю историю игры неоспоримо...

    21.09.2024

  • Упёртый русский

    По Ботвиннику с вами не соглашусь. Он имел и стиль, и новаторский на то время метод подготовки, и результаты великого чемпиона. Он обыгрывал целые поколения шахматистов - от Капы с Алехиным до Таля со Спасским - а это дорогого стоит. По моему, его место в шеренге величайших шахматистов неоспоримо. Каспаров - великий шахматист с неповторимым стилем игры, отличными результатами и опять же новаторскими на своё время методами подготовки. Лучший ученик именно советской шахматной школы и Ботвинника лично. Тем не менее, в моей личной иерархии он на втором месте за всю историю игры. А на первом - Карпов, очевидно. Поскольку он выиграл больше всех турниров и матчей за всю историю шахмат, отдал шахматам всё, играя с юных лет до старости, достигал выдающихся результатов и с более старшими соперниками (начало карьеры), своими ровестниками и с соперниками аж на 3 (!) поколения моложе. В Линаресе 94 Карпову было почти 43 года! Многие в это время заканчивают, а АЕ показал ТАКОЙ результат...

    21.09.2024

  • Владимир Горницкий

    Не во все времена, а в период существования ФИДЕ, то есть с 1924 года. Так что Морфи (хотя я лично считаю его самым выдающимся шахматистом всех времен) и Ласкер из вашего списка выпадают. Что касается остальных, то, хотя я и болел в детстве за Ботвинника, считать его лучшим, на мой взгляд, нельзя. Он был первым среди равных в свое время; характерно, что ни одного матча в ранге чемпиона мира он не выиграл. Два матча вничью и три поражения. И вообще сравнивать шахматистов разных времен можно только по их уровню по отношению к современникам и, наверно, еще по длительности чемпионства. Если учитывать оба параметра, то сильнейший, на мой взгляд, Каспаров. Что касается Алехина - это был, конечно, великий шахматист, но он все-таки не сыграл (не по своей вине) с Нимцовичем и уже сам (во всяком случае, так считают кубинцы) уклонялся от второго матча с Капабланкой. Но вообще спорить по этому поводу бессмысленно, по-моему. У каждого из нас свой список, в том числе и у ФИДЕ...

    21.09.2024

  • Упёртый русский

    Ха-ха-ха! Самое большое доминирование над другими показали Карпов в Линаресе 94 и Фишер в своём чемпионском цикле 70-72. Карлсену до таких результатов - как до Луны!

    20.09.2024

  • fell62

    доширак то достался ?

    20.09.2024

  • george64

    Да, там в первую очередь.

    20.09.2024

  • Михаил Косов

    Ботвинник, Алехин, Карпов и Капабланка. Вот элита шахмат. А этот киборг со своей подружкой Гарри возомнили себя величайшими ) Великий не может быть моральным уродом.

    20.09.2024

  • Великий Пу

    ЮАР отстранили из солидарности с неграми, права которых были ограничены при апартеиде, а чьи права ограничены в России?

    20.09.2024

  • uAl

    оставь свои размышления подальше, дурачок. у меня есть общие знакомые с Карлсеном. знаю, о чем говорю

    20.09.2024

  • uAl

    и Карякин

    20.09.2024

  • uAl

    Непомнящий играет в нейтральном статусе. об этом уж надо знать вице-президенту ФШР Ткачеву

    20.09.2024

  • uAl

    твой начальник какой? магнус классный шахматист. признанный всем миром. а ты завидуй

    20.09.2024

  • uAl

    если бы рулила политика против Рф - признали бы Каспарова. у Карлсена большее доминирование перед другими

    20.09.2024

  • uAl

    имеет право на свое мнение. думаю, что он в одном рядус Каспаровым по величию, что и подчеркнул Магнус.

    20.09.2024

  • Kosta71

    Названия разные,а суть одна. И не жалуйтесь,что не пускают

    20.09.2024

  • Спринт

    Норвег явно и далеко не лучший игрок в шахматы с момента основания ФИДЕ. Далеко ему по уровню шахматной игры до Ботвинника, Смыслова, Таля, Корчнова, Петросяна .. и других игроков в мире шахмат. Без компьютерных программ ни норвег, ни окружающие .. ничего из себя не представляют в мире древнеиндийской Богини Каиссы. Лучшим шахматистом в мировой истории шахмат был только Бобби Фишер.

    20.09.2024

  • Garryk99

    гарри каспаров, старый мак кряк. косячить не надо было в молодости. сейчас бы и не всплыл )))))

    20.09.2024

  • Sergey Khursan

    Пушкин еще в 1829 году ответил таким как Карлсен: Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво… А эта грудь не слишком ли нага?»… Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не свыше сапога!» Есть у меня приятель на примете: Не ведаю, в каком бы он предмете Был знатоком, хоть строг он на словах, Но черт его несет судить о свете: Попробуй он судить о сапогах!

    20.09.2024

  • Garryk99

    Карлсен тупой мушиная, в самом расцвете сил и любви к Малышам ))) читайте Линдгрен…

    20.09.2024

  • Sergey Khursan

    Хромает сравнение, причем на обе ноги. Отстаивание национальных и государственных интересов, защита русского мира в рамках СВО, после того как мирные методы решения проблем были не просто исчерпаны, а в наглую отброшены оппонентами. И это сравнивать с политикой апартеида? Невежественное сравнение...

    20.09.2024

  • Sergey Khursan

    Блистательное умение играть в шахматы совершенно, т.е. абсолютно не означает, что шахматный гений является моральным, нравственным ориентиром, да и вообще человеком, способным понять существо исторического момента. Каспаров тому ярчайший пример.

    20.09.2024

  • freak

    спасибо вам господин Байден, заканчивайте поскорее. надеюсь нам недолго осталось

    20.09.2024

  • Андрей К

    А вот интересно, дружка, ядерного Димона Аркашу признают наконец иноагентом... А то один друган весь мир в труху грозит стереть, а другой в Европах загнивает и в ус не дует...

    20.09.2024

  • Упёртый русский

    Решение признать норвега лучшим шахматистом за все времена просто смешно. Морфи, Ласкер, Капабланка, Алехин, Ботвинник, Фишер усмехнулись на том свете, Карпов с Каспаровым, Анандом и Крамником - на этом. Понятно, что Магнус - из этого ряда. Но что он их лучше - это просто смешно и коньюктурно. Политика рулит - факт...

    20.09.2024

  • Pol Pol

    Вот уж действительно, а что это с ним ? Шахматы, это же - Квази Уно Фантазия ! Или дебют ? Забыл .... но он то помнит. Он всёёёё помнит ! Чё большие глаза то делать и под дурика косить, он что, один такой, с такими предявами ? Федерации, разные движения, по всему миру, включая МОК .... все высказались ! Мало того, что высказались ... спустили с лестницы и заперли дверь ... чему это тут, удивление то изображать ? Нормальные люди, от просто так, такого не делают ! Чё, не уж то миллионый раз причину озвучивать надо ?

    20.09.2024

  • Алексей Родионов

    ну дпвай поскачи еще

    20.09.2024

  • Владимир Горницкий

    Я не вступаю в дискуссию с малограмотными людьми, которые вдобавок не понимают смысл прочитанного. Всего наилучшего.

    20.09.2024

  • Muslim Galeev

    Россию пархатенький не из МОК не из ФИФА не исключили.

    20.09.2024

  • Muslim Galeev

    У нас Томас ледиБой такой был )

    20.09.2024

  • IQ-87%

    Ну вы и сравнили-это другое-тогда ЮАР еще не входили в Брикс и не были друзьями

    20.09.2024

  • echo2011

    Видимо,с решением Минюста Карлсена не познакомили.

    20.09.2024

  • george64

    Вот мы и заканчиваем..

    20.09.2024

  • freak

    У нас полная свобода слова, мы тоже можем выйти на Красную Площадь и сказать что Президент США полный дурак!

    20.09.2024

  • freak

    Все справедливо, надо заканчивать все это и возвращатся к нормальной жизни, а не бежать в 16 век

    20.09.2024

  • Еприи Ринрр

    Умеет играть в шашки - вот пускай и играет, а не лезет в вещи, в которых ничего не понимает. Наглотался пропаганды западной.

    20.09.2024

  • пражанин

    Ткачев - наше все, разбирается лучше Карлсена во всем, и не боится смело высказаться против загнивающего запада

    20.09.2024

  • чужой

    Видать, как и лыжники, таблеток перевел.

    20.09.2024