Статьи

8 декабря 2021, 20:20

«Ян может обыграть Магнуса, ему нужно правильно настроиться». Непомнящий не стал бороться за победу в 10-й партии

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Россиянин снова свел к ничьей поединок с Карлсеном в ситуации, когда отступать некуда.

Матч за звание чемпиона мира
10-я партия

Магнус Карлсен (Норвегия) — Ян Непомнящий (Россия) — 0,5:0,5
Счет в матче: 6,5:3,5

Новая партия в битве за шахматную корону оказалась очень скоротечной. Участники разыграли русскую партию, быстро разменяли все сильные фигуры и, несмотря на попытки Непомнящего хоть как-то заострить игру на королевском фланге, быстро согласились на ничью. Ян предпринял несколько новинок в дебюте — например, уже третьим ходом сыграл редкий ход конем с6, но Карлсен играл точно и сознательно «сушил» позицию. Десятая партия получилась откровенно скучной, но после ряда очень болезненных поражений для россиянина это не худший результат, тем более черными. Плохо, что время неизбежно уходит, и теперь для исправления ситуации Непомнящему нужно еще большее чудо. Победа в следующей партии белыми просто обязательна — чтобы хоть как-то вывести из равновесия чемпиона. Тому осталось ровно очко — одна победа или две ничьи.

Итоги партии «СЭ» попросил прокомментировать российскую шахматистку и русскоязычного комментатора ФИДЕ Дину Беленькую.

У Яна пока короткая рокировка

— Партия получилась скучная. Наверняка многие ждали от Яна атак, чего терять-то теперь?

— С одной стороны, это так, но с другой — Ян играл черными фигурами, и ничья — достойный исход. У шахматистов есть такое поверье: после поражения ничья — очень хороший результат. Особенно после двух подряд и трех в матче. Очень важно не допустить, как мы говорим, «длинной рокировки» — три нуля подряд. У Яна пока «короткая рокировка». Конечно, партий осталось мало, теперь их всего четыре. Но шансы еще есть, математические уж точно. Яну нужны три победы и ничья.

— Это мы сейчас говорим о воздушных замках, извините.

— И да, и нет. Все зависит от самого Яна. Он может обыграть Магнуса, если правильно настроится. У него интересный стиль, он умеет очень сильно запутать позицию. Мы обсуждали в эфире — русская партия не его дебют, но он пытался уйти от подготовки Магнуса, пытается удивить. Лично я не теряю надежды.

Мне нравятся шахматы, в которые играет Карлсен

— В соцсетях пишут, что вы за Магнуса болеете, на что же тогда надежда? Откуда это пошло?

— Публика слишком все воспринимает буквально, люди не чувствуют юмора, может, где-то я слишком тонко шучу. Но мне как комментатору и зрителю интересно, чтобы была борьба, чтобы напряжение сохранялось до конца и был тай-брейк. Комментарии про мое боление за Магнуса были часто во время самой длинной, восьмой, партии, когда мне больше нравилось играть. Я сама спортсмен, мне конкретно позиция была более интересна за Магнуса. Мой стиль больше похож на Магнуса, он больше мне импонирует как шахматист. Я за него болею, потому что мне нравятся шахматы, в которые играет Карлсен.

— Если одним эпитетом, это какие?

— Спокойные. Постепенно получать перевес, перекатывать. А Ян играет в творческие шахматы, агрессивные, любит динамичные позиции. Мне понятнее и проще объяснять более спокойные позиции. Поэтому получается, что я на стороне Магнуса. Но, конечно, как российской спортсменке мне хочется, чтобы корона была у нас. И Яна я знаю ближе, чем Магнуса. Мы пересекались на турнирах, он по-дружески согласился сыграть турнир за команду подписчиков моего канала на YouTube.

— В чем причина двух шокирующих поражений Яна в предыдущих партиях — чисто психология? Карлсен его переиграл? Или Ян сам себя переиграл?

Думаю, Ян не до конца пришел в себя после первого поражения, не смог восстановиться. Он не смог восстановиться. А в чем Карлсен хорош, так это в умении восстановиться после тяжелого поражения. Ян — максималист, он даже во второй партии, когда играл с преимуществом и мог сражаться, зевнул пешку и говорил в интервью, что после этого бороться было сложно. Многие любят говорить, что женские шахматы слабее мужских, мол, они более эмоциональны, а мужчины сильнее. Вот вам пожалуйста, Ян — и одни эмоции. Не смог перестроиться и забыть. Это пример, что все зависит от человека, подвижности его нервной системы, а не гендера.

78
  • СТИЛЯГА1

    Согласен, мой уровень, не гроссмейстерский, хотя я побеждал GM в играх 1-2 мин, но совершенно очевидно (для меня), что моё понимание шахмат для вас просто не очень доступно.

    11.12.2021

  • hant64

    Ты ничего не смыслишь в шахматах - гроссмейстер уровня Карлсена легко и непринуждённо будет играть вслепую с кем угодно, не снижая своего уровня игры. Хорошие гроссмейсеры прошлого играли вслепую по несколько десятков партий одновременно, вот это уже сложно, а одна партия - это ничто.

    10.12.2021

  • Scallagrim

    Дуркуешь?

    09.12.2021

  • СТИЛЯГА1

    Ян может обыграть Карлсена, только если тот будет играть в слепую.

    09.12.2021

  • avtogen1971

    Ян может обыграть Магнуса только в том случае, если сам Магнус будет не готов играть. А так... козявка против гения.

    09.12.2021

  • Одержимый

    Настраиватся нужно с самого начал, тут вопрос не в шахматах, а психологии, кто кого продавит

    09.12.2021

  • Спринт

    " ... сменить бы пешки на рюмашки, сразу прояснилось б на доске .."

    09.12.2021

  • Спринт

    Второй всего лишь первый из проигравших.

    09.12.2021

  • Спринт

    Если страшновато бить турою, бить нужно левой в челюсть ... , тем паче уже не первая игра. Даже пресловутый Фишер тут же согласился на ничью.

    09.12.2021

  • Спринт

    Естественно и не мог играть даже теоретически, ибо ведущие советские гросмейстеры играли с равными и сильными соперниками. А норвег им и близко не ровня.

    09.12.2021

  • echo2011

    Нужно правильно настроиться и снять для верности пиджак.

    09.12.2021

  • Scallagrim

    Ни с Ботвинником, ни с Петросяном Магнус не играл. Поэтому, выяснить, кто круче, возможности не представляется.

    09.12.2021

  • Спринт

    Задним умом все стратегами мнятся.

    09.12.2021

  • Спринт

    Так дэбилу - дэбилово. Иного многовато будеть, однако

    09.12.2021

  • Дмитрий Агафонов

    "Ему нужно только правильно настроиться" Вот порноактриса не смогла правильно настроить. Даже сильно обратный эффект. Может надо обратиться к помощи Костенюк? Так сказать "побыть королевой" за престиж страны? Вот кто настоящая шахматная королева! А если серьезно, совершенно верно до этого назвали все это шахматным инфантилизмом.

    09.12.2021

  • Фирсыч

    Фи, как грубо. Недостойно заслуженному тренеру России изъясняться быдлячим образом!

    09.12.2021

  • icezellion

    Да, в шестой партии у Магнуса был сильнейший цейтнот в миттельшпиле, он наошибался прилично. Но сам Ян, играя до этого очень хорошо и имея все-таки больше времени, вместо хотя бы простого хода, гарантирующего ему как минимум ничью, серьезно ошибся, и потом уже играл не так уверенно и окончательно расклеился в эндшпиле. Еще и усталость под конец наверняка дала о себе знать. Жаль.

    09.12.2021

  • Спринт

    Ты то, дэбилок Фрисыч, откель ещо вновь пукнул из-под лавки. Нухай собственное, другого и не дано по нижтожному твоёному бытию.

    09.12.2021

  • Фирсыч

    Спринтанутый! Ты теперь и по шахматам заслуженный тренер России? Талантище!

    09.12.2021

  • Спринт

    Далёк ты от шахмат. Игра у советских была в голове, а не в копьютерном приложении. Нынешние и близко не ровня советским шахматистам.

    09.12.2021

  • Юсуф Джалилов

    Они играли гораздо хуже, ошибок было больше в разы

    09.12.2021

  • Спринт

    Нужно Яну еще уметь играть на нужном уровне, который у норвега не очень высок.

    09.12.2021

  • Спринт

    Норвегу до гения очень далече, как и до уровня советских гросмейстеров шахматной игры.

    09.12.2021

  • Спринт

    .В титульном матче играет крепкий перворазрядник с неуверенным второразрядником, который только и думает, как бы не проиграть, и от этого делает ляпы дилетанта в шахматах. Стыдно, что якобы последователи великих советских гросмейстеров, не в состоянии забрать шахматную корону у норвега, который по уровню игры и в подмётки не годится Ботвиннику, Петросяну, Смыслову, Талю, Корчному и другим отличным советским мастерам старо-индийской игры ШахМаты.

    09.12.2021

  • КОТЛИН

    Пусть грубо, но Непомнящий оказался слабаком для таких поединков. Правильно настроиться мало. Тут комплекс проблем. А чемпион остается чемпионом. Не раз это доказывал.

    09.12.2021

  • ФилТер

    Комментатор, мало понимающий в психологии и в шахматах, ян не может выиграть партию. Рано ему с таким гением играть. В штаны уже наложил он

    09.12.2021

  • СТИЛЯГА1

    Я предполагал, что Непомнящий, проиграет, но не думал, что так быстро и безвольно.

    09.12.2021

  • Pristli

    Ян Непомнящий-ничего уже не помнит. Косичка мешает. Но он,как минимум,вице-чемпион. Поздравляю.

    09.12.2021

  • Упёртый русский

    Бороться надо каждым ходом, не думать, удасться отыграться или нет. Есть вот именно эта позиция, нужно разыграть её максимально интересно, получить от шахмат удовольствие. Ход за ходом, и так - до конца матча. Получится как получится, главное отдать всё, что у тебя на данный момент есть... И вот именно этого и не получается у Яна в этом матче... Кстати, дебют прошлой белой партии был что надо. Не был похож на антимаршалловские мучения... Что то подобное и стоит разыграть...

    09.12.2021

  • Sergey Mikhaylov

    Шансы остаются.

    09.12.2021

  • Беленькая лучшая, которая 40 градусов ! :laughing::laughing::laughing:

    09.12.2021

  • NF

    Ну и как же Беленькую не пропиарить, как же...

    09.12.2021

  • Случайно здесь

    Потому шахматы - это спорт. Нужно уметь восстанавливаться после проигрыша, а если речь идёт о чемпионстве, то тем более!

    09.12.2021

  • СанЖорыч

    комментарии какие-то... позорные. неудачники вообще любят за счёт глумления над чужими проблемами свою самооценку поднять. можно подумать, что все тут умеют в шахмоты играть на уровне гроссмейстеров 2700 и выше. если бы решало только шахматное мастерство, то сомнительно было б увидеть такую разницу в счёте. большое значение имеет психология и Магнусу удалось воспользоваться своим преимуществом в этом. а Яна подводит неумение оставить мысли о поражении в 6 партии на потом и самокопанием он довёл себя до срывов. ничего смешного тут нет. а держится он (внешне) молодцом, хотя тяжело невероятно. большие сомнения, что сможет спасти матч, главное чтобы не надломился окончательно уже и после матча.

    08.12.2021

  • Pristli

    И Беленькая,иди домой и покорми детей и мужа. Если они есть.

    08.12.2021

  • Pristli

    Ян,ничего не Помнящий-ноль.

    08.12.2021

  • NGE

    Ты с таким лексиконом иди на ветку ММА, там ТАКИЕ как ты и общаются!

    08.12.2021

  • NGE

    А вот из высказываний девушки, больше всего понравилось: "Мой стиль больше похож на Магнуса" - удивительно скромна Дина Беленькая))

    08.12.2021

  • NGE

    Уточню, что Русскую партию разыграл Непомнящий, ведь это ж клевета, что Русскую чёрные ставят, чтобы поспокойнее сделать ничью;) А вот фраза нашего любимого корреспондента "заострить игру на королевском фланге" просто прекрасна! Браво, Кузнецов!))

    08.12.2021

  • NGE

    Конечно, "Ян может обыграть Магнуса", только в этом матче пока даже не пытался. Как наши футболисты в Хорватии))

    08.12.2021

  • hant64

    И что же такого она сказала?

    08.12.2021

  • Случайно здесь

    А по мне стыд и позор руководству издания, если пишет статьи некомпетентный журналист.

    08.12.2021

  • Глупый

    Можно янемного подправлю"Ян может обыграть Магнуса ,дааа,только с прогой

    08.12.2021

  • $n10nep$

    Стыд и позор гроссмейстеру, пусть и женскому, давать такие комментарии. СЭ, а чего вы не выложили фото из ее инстаграмма? Ну то самое. НУ вы видели же конечно...

    08.12.2021

  • МаратХ

    Это невозможно, надо признать. Не надо тут людей смешить

    08.12.2021

  • fullerist

    Кузя вывалил кучку сплетен по фигурному катанию и снова решил написать (непонятно, где ставить ударение) вокруг шахмат. Как в рекламе Альфа-банка и в старом стихотворении "Что ни делает д..ак, все он делает не так". Дима, ты бы лучше писал в стиле Остапа Сулеймана Ибрагим-оглы Бендер-бея: "Если блондин играет сильнее брюнета, то никакая подготовка брюнету не поможет".

    08.12.2021

  • ёzhic8

    Тот случай, когда комментатор намного интереснее самого матча И не в комментаторе дело

    08.12.2021

  • IvanDay

    Ян надломился. Нужно в команде помимо тренеров-консультантов держать психолога.

    08.12.2021

  • Agent 07

    Во сне

    08.12.2021

  • mikeV

    Не во МХАТе, так в шахматы?

    08.12.2021

  • mikeV

    поздно...

    08.12.2021

  • mikeV

    Дима Кузнецов в типичном стиле СЭ. Статейка, вроде как, про партию Карлсена-Непомнящего, а фотки - Беленькой из её инсты. Там, кстати, у неё ещё более спортэкспрессное фото есть - где шахматную доску на стену вешает, надо было его поместить в статью.

    08.12.2021

  • Fantas2021

    Дылда может выиграть партию,только если норвег сам захочет подарить победу. А норвег не захочет. Он сравнял счёт в личках и точно не захочет опять уступать. Самый скучный и предсказуемый матч. Хуже матчей не видел. Даже 12 ничьих каруаны смотрелись очень неплохо,а этот матч полный отстой. Давай в четверг дылда проигрывай и заканчивай свои мучения. Лучше в ДОТУ больше поиграй.

    08.12.2021

  • Случайно здесь

    Как ни странно, шахматный дилетант отчасти прав. Кс6 был шестых ходом (а не третьим), и в той позиции никто раньше так не играл. Однако, после этого, с перестановкой ходов, получилась позиция, встречавшаяся в других партиях. Поэтому новинкой можно назвать и восьмой ход чёрных d5. Но после этого хода вновь возникла с перестановкой ходов позиция из одной партии. И только следующий, девятый ход Магнуса Кd2 - окончательная новинка.

    08.12.2021

  • Pavel Trigub

    В 4 партиях выйграть 3 это нереально...в старые времена можно было отыграться с 5:0 но тогда играли до 6 побед...

    08.12.2021

  • Hitman

    Ну вот, хоть постригся. И то хорошо.

    08.12.2021

  • Scallagrim

    "ну нужны три победы и ничья." --- поднимай выше - четыре победы.

    08.12.2021

  • MMM_M

    ссс..ука, как же так ты играешь не настроившись!))) ох уж околоспортивные жулики...

    08.12.2021

  • Во! Тоже первым делом вспомнил про Костенюк.

    08.12.2021

  • Ну зато симпатичная вроде.)

    08.12.2021

  • Дмитрий Ушкачев

    Странно, что какая-то Беленькая комментирует, а не Галлямова или Костенюк.

    08.12.2021

  • Archon

    2277. Дамский типа гроссмейстер. Умудрялась проигрывать даже белыми Ферзевый гамбит.

    08.12.2021

  • Не, Медведева без Дани Милохина может только по льду скользить.

    08.12.2021

  • Дмитрий Агафонов

    Несколько новинок! И это только в дебюте!

    08.12.2021

  • Дмитрий Ушкачев

    Вариант ) У Медведевой тоже хорошо получится, надеюсь. Если партнер отпустит в новый неведомый проджект.

    08.12.2021

  • Уверен, что Ольга Бузова ее обыграет.

    08.12.2021

  • Лучше бы Вика Лопырева...

    08.12.2021

  • Вторая статья "Ольга Бузову учит побеждать Карлссонов".

    08.12.2021

  • Ж и в о й

    Российский женский гроссмейстер, стримит и комментирует шахматы на Твиче и Ютубе, в основном на английском языке, а сейчас комментирует матч вместе с Сергеем Шиповым на русскоязычной трансляции на канале FIDE Chess

    08.12.2021

  • Дмитрий Ушкачев

    А черными пусть Оле Губерниев оппонирует. Он нынче по-белому не шутит.

    08.12.2021

  • Дмитрий Ушкачев

    Беленькая - это какая-то отсылка к Чехову-доктору. Не лошадиная, конечно, фамилия...

    08.12.2021

  • Деп Б.Охта

    И в первой статье правила шахматной игры ""Чапай. От Бузовой...

    08.12.2021

  • Кто такая Беленькая? Лучше бы новую рубрику ввели "Шахматы с Ольгой Бузовой".

    08.12.2021