27 марта 2024, 13:15
Уже через полторы недели в Канаде стартуют турниры претендентов и претенденток. У мужчин Россию представляет Ян Непомнящий, у женщин — Александра Горячкина и Екатерина Лагно. В первом туре Непомнящий сыграет с Ниджатом Абасовом из Азербайджана, а наши женщины сыграют друг против друга. Об их шансах на победу в Торонто мы пообщались с главным тренером женской сборной Сергеем Рублевским.
— Что скажете про состояние наших претенденток, учитывая, что до последнего момента было непонятно, получат ли они визу в Канаду или нет?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы принести глубочайшие соболезнования родным и близким погибших и пожелать скорейшего выздоровления пострадавшим. Шахматное сообщество скорбит вместе со всей страной...
Что касается настроя наших ведущих шахматисток, то думаю, все в порядке. Саша и Катя — фавориты турнира претенденток-2024 наряду с китаянками. К этому старту они готовились довольно давно. Всех делателей разглашать не буду, но на подготовке это [неопределенность с визами] никак не сказалось. У всех было четкое понимание, что если Канада откажет кому-то из участников в выдаче визы, то ФИДЕ перенесет турнир в другую страну.
— Уже понятно, насколько заранее они полетят в Канаду?
— Я туда не еду, но уверен, что девушки приедут заранее, чтобы акклиматизироваться. Федерация, личные тренеры, естественно, учитывают этот момент.
— Почему главными конкурентками вы считаете китаянок Лэй Тинцзе и Тань Чжунъи?
— Все остальные более-менее прогнозируемые, от китаянок же можно ждать чего угодно. Если посмотреть по рейтингу, по классу, то наши девушки будут немного повыше. Но китайские шахматисты и шахматистки умеют собираться и показывать свой максимум в самый ответственный момент. Заметил это еще по командным турнирам. Их надо обыгрывать вчистую. Если дать им шансы, то они всегда их используют.
Возьмем, к примеру, прошлый год. В матче за корону в Астане Дин Лижэнь явно перебрал очков в партиях с классическим контроле, а Ян Непомнящий явно недобрал. В концовке это сказалось. Или как уверенно Лэй Тинцзе выиграла турнир претенденток-2023, который проходил по нокаут-системе, обыграв в финале соотечественницу Тань Чжунъи. Хотя перед тем соревнованием никто не считал их фаворитами.
— Говорят, что сила китайских девушек в том, что они тренируются с мужчинами. Согласны?
— Это их ноу-хау, но ему уже 20 лет. Причем женщины у них выстрелили намного раньше мужчин. Еще 15 лет назад мужчины из КНР ничего собой не представляли, а женщины уже вовсю боролись за корону. Да, они занимались вместе с мужчинами. К каждому мужчине (члену сборной Китая) была прикреплена женщина. И они как кураторы с ними занимались. В таких условиях класс примерно выравнивается, и результаты девушек резко пошли вверх. Потом к ним подтянулись и мужчины. Но это уже новое поколение.
А мощнейший прорыв произошел, когда появилась Хоу Ифань. Она феномен, играла наравне с мужчинами, как в свое время Юдит Полгар. После этого стало понятно, что женщины могут играть сильнее, чем им самим кажется. Их рейтинги полностью соответствуют действительности. Женщины и мужчины с одинаковым рейтингом играют на одном уровне. Сейчас об этом можно уверенно говорить.
— На последнем турнире претенденток, который проходил по круговой системе (2019), Горячкина была самой молодой участницей. Сейчас же есть две шахматистки моложе Александры. Нургюл Салимовой и Рамашбабу Вайшали будет тяжело на что-то рассчитывать?
— Шахматы сильно молодеют. Помню, в 2002 году Руслан Пономарев стал чемпионом мира по версии ФИДЕ в 18 лет. Тогда все удивлялись его возрасту и называли вундеркиндом. Сейчас гроссмейстер в 18-20 — уже зрелый шахматист или шахматистка. Хотя, конечно, опыт игры в круговых турнирах имеет значение. Особенно в двухкруговых, где идет игра в том числе на выносливость. Но если брать конкретно этот состав шахматисток, то, думаю, у всех хватит выносливости и сил. Убежден в этом.
— То есть никого нельзя назвать откровенным аутсайдером?
— Про Салимову я ничего не знаю. Для меня она темная лошадка. А по Вайшали давно было видно, что она очень талантлива и вот-вот выстрелит. Играла очень интересно, но была сыровата. В 2023 году представительница Индии обрела стабильность. Я сомневаюсь, что она сможет победить в Торонто. Пока она все же не близка к Горячкиной образца 2019 года. Но и точно не развалится по ходу турнира и доставит неприятности лидерам.
— Тот факт, что женский турнир будет проходить одновременно с мужским, — это плюс или минус?
— Без разницы. А тот факт, что будет поменьше внимания, — возможно, даже плюс. Главное, чтобы не было недружелюбной, враждебной атмосферы. Все остальное — мелочи.
— Ряд представительниц сборной России, в том числе Баира Кованова и Лея Гарифуллина, сыграли на «Аэрофлот Опен» — 2024. Насколько для них это полезный опыт?
— С мужчинам всегда интересно поиграть, но формат, когда шахматисты играют в классику по два тура в день, четко показал, что выносливости женщинам не хватает. Если бы было по одному туру в день, то им было бы попроще. Все-таки надо не только играть, но и готовиться между двумя партиями. Поэтому игровой день получается сверхнасыщенным. Хотя когда я еще играл на «Аэрофлот Опен», то у нас тоже были сдвоенные туры. Хотя и не каждый день.
— Как вам контроль: 90 минут на партию с добавлением 30 секунд на каждый ход?
— Для меня это совсем молодежный контроль. Я привык к наиболее популярной классике, когда получаешь легкий перерыв после 40-го хода. Тут же нужна жесткая концентрация на протяжении всей партии. Даже 10 лет назад мне казалось это сложным, сейчас и представить не могу, как бы я играл с таким контролем.
— Но все же движется в сторону ускорения...
— Безусловно. Нравится это кому-то или нет, но постепенно все к этому и придет. Возможно, дойдет и до часа на партию. Это тоже считается классикой. Для «опенов» — неплохой вариант. Две партии в день по часу. Но для выявления чемпиона мира, то есть проведения турниров претендентов и матча за корону, необходимо сохранить контроль 100-120 минут на 40 ходов. Это мое мнение.