Статьи

21 сентября 2022, 10:30

Сергей Карякин: «Карлсен не достигнет рейтинга 2900. Это утопия»

Александр Кружков
Обозреватель
Вице-чемпион мира — о Магнусе Карлсене, Яне Непомнящем, истекающей шестимесячной дисквалификации и турнире «Шахматные звезды», в котором примет участие.

В московском комплексе «Крокус Сити» с 29 сентября по 5 октября состоится Международный турнир по быстрым шахматам «Шахматные звезды» — 2022. В нем примут участие десять известных гроссмейстеров из России, Испании, Индии и Азербайджана. Одним из участников турнира станет россиянин Сергей Карякин, который уже принял участие в открытии одного из детских соревнований, предваряющих выступления сильнейших на «Шахматных звездах». Впечатлениями вице-чемпион мира поделился в интервью «СЭ».

Сын

— Как отреагировали на приглашение поучаствовать в «Шахматных звездах»?

— С большим интересом. Во-первых, последние полгода, с начала спецоперации, я говорил, что России остро не хватает собственных турниров. На международные дорога для меня закрыта из-за дисквалификации. Но дело не только в ней. Любому россиянину сейчас сложно рассчитывать на участие в соревнованиях, которые проходят на Западе. Нас там никто не ждет. Ну а во-вторых, в рамках «Шахматных звезд» пройдет серия детских турниров, в одном из которых сыграет Алексей Карякин, мой старший сын.

— Ого. Сколько ж ему?

— Семь лет. Потихоньку приобщаю к шахматам. Пока у него нет такого рвения, как у меня в этом возрасте. Но занимается с удовольствием, пару раз в неделю.

— Для вас это всего второй турнир за девять месяцев. Проблема?

— Да нет. Еще не выветрился из памяти 2020-й, когда пандемия вообще на год оставила нас без очных соревнований. Ничего, перетерпели. Вот то, что турнир претендентов пришлось пропустить, — действительно неприятный момент и огромное разочарование. Я настраивался, готовился, хотел выиграть и получить шанс побороться за мировую корону. Но чиновники ФИДЕ меня отстранили из-за моей позиции по спецоперации.

— Как оцениваете свою нынешнюю форму?

— Я очень доволен прошлым турниром — открытым чемпионатом Москвы по быстрым шахматам. Порадовал не только сам факт победы, но и то, как играл. Получал удовольствие, проводил хорошие цельные партии. Было это в июле. Надеюсь, за два месяца форму не растерял.

Сергей Карякин. Фото Global Look Press
Сергей Карякин.
Фото Global Look Press

Крамник

— Вас ждет встреча с Владимиром Крамником. Когда играли с ним последний раз?

— А когда он объявил о завершении карьеры? В 2019-м?

— Да, в январе.

— Значит, последнюю партию мы сыграли в 2018-м. Всего же их было более десяти. Имею в виду классику. А в быстрые шахматы и блиц — вообще не счесть.

— Кто чаще выигрывал?

— Я. Но это ничего не значит. Крамник — один из сильнейших гроссмейстеров мира, легенда шахмат. То, что удавалось его побеждать, для меня большая честь.

— Удивились, что он дал согласие на участие в московском турнире?

— Не особо. Это с классическими шахматами Крамник закончил. А в быстрые и блиц по-прежнему играет, периодически участвует в соревнованиях. Уверен, и в Москве будет бороться за первое место.

— Может, и в классику вернется?

— Вряд ли. Классические шахматы — это сложно. Они требуют длительной подготовки, ты тратишь очень много сил. А Крамнику уже 47. Я наблюдаю за ним со стороны и вижу, что сейчас ему гораздо интереснее новые форматы. Например, придумал шахматы без рокировки.

— Кстати! Как вам идея?

— На первый взгляд — изменения минимальные. Но это иллюзия. Там абсолютно новая теория. Все принципы, к которым мы привыкли, нужно забыть. Точнее, надо полностью поменять в голове какие-то установки и понять, что идет уже совершенно другая игра.

Владимир Крамник. Фото Global Look Press
Владимир Крамник.
Фото Global Look Press

— Пробовали?

— Чуть-чуть. На сборах, с друзьями. Допускаю, что через несколько десятков лет эта версия вытеснит классические шахматы. Которые уж слишком разрослись из-за теории дебютов и компьютерной подготовки. Порой действительно хочется придумать что-то новенькое, добавить изюминки. Так что Крамника я понимаю.

— Шахматы без рокировок, «фишеровские», быстрые, блиц... Вам лично что интереснее?

— Я очень люблю быстрые и блиц. Вообще, чем короче контроль времени, тем больше удовольствия. В тот же блиц проиграл партию — и можешь сразу начать новую, взять реванш. Здорово!

А «фишеровские»... Я следил за недавним турниром в Сент-Луисе, где участвовал даже Гарри Каспаров (признан в России иноагентом. — Прим. «СЭ»). Выступил он крайне неудачно, набрал всего пол-очка, проиграв восемь партий. Меня шахматы Фишера смущают отсутствием целостности и привычной гармонии фигур.

Дисквалификация

— На турнире «Шахматные звезды» у вас будут две партии с девушками — Александрой Горячкиной и Екатериной Лагно. Раньше играли с ними?

— С Горячкиной — нет. А Катю Лагно знаю лет с семи. Мы ровесники, с детства участвовали в одних и тех же соревнованиях. Три года вместе занимались в знаменитой краматорской шахматной школе, пока она не распалась...

— Сколько ж у вас партий с Лагно?

— Ой, много! Точную цифру не назову. В детстве играли постоянно. Она сильная шахматистка. Если в блице счет в мою пользу, то в классику однажды меня обыграла. Будет очень интересно вновь встретиться с Катей за шахматной доской.

— Еще шахматисткам проигрывали?

— Да, в 2011-м уступил Юдит Полгар. Причем в самый неподходящий момент! Кубок мира, нокаут-система. Казалось, я в отличной форме, в предыдущем раунде победил Уэсли Со. И вдруг споткнулся на Юдит. Хотя до этого во встречах с ней у меня был значительный перевес.

Екатерина Лагно. Фото Global Look Press
Екатерина Лагно.
Фото Global Look Press

— Когда заканчивается ваша шестимесячная дисквалификация?

— 22 сентября.

— Уже есть понимание, что дальше?

— Еще недавно я был на 90 процентов уверен, что ее продлят. Сейчас оптимизма чуть больше, но... Я прекрасно понимаю — даже если дисквалификацию снимут, организаторы многих международных турниров, мягко говоря, не горят желанием приглашать российских шахматистов. Особенно тех, кто поддерживает спецоперацию.

Да, есть официальные соревнования. К примеру, чемпионат мира по блицу. Но где он пройдет и когда, неизвестно. А в следующем году Кубок мира. Конечно, хотелось бы в нем поучаствовать, нокаут-система вообще мой любимый формат. Только кто сегодня даст гарантии, что меня точно допустят к турниру? Что если в ближайший четверг и снимут дисквалификацию, то потом не навесят вновь — по какому-нибудь надуманному предлогу? Эмиль Сутовский, генеральный директор ФИДЕ, в свое время не скрывал, что собирается добиваться моего дальнейшего отстранения. Пока сохраняется такая угроза, трудно что-то прогнозировать.

— С Аркадием Дворковичем после переизбрания на пост президента ФИДЕ разговаривали?

— Нет. Но есть люди, которые регулярно общаются и с ним, и со мной. Если понадобится передать какую-то информацию, это не составит труда. Ни для него, ни для меня.

Корона

— Отказ Магнуса Карлсена от матча с Яном Непомнящим девальвирует звание чемпиона мира?

— Разумеется! Решение Карлсена — огромный удар по шахматам! Понятно, для Непомнящего и Дин Лижэня это сиюминутная удача, которая повышает их шансы завоевать корону. Но если рассуждать глобально, ситуация скверная.

Чемпион мира всегда защищает свой титул, этой традиции более ста лет. Единственное исключение — Бобби Фишер. Но он тогда ушел из шахмат. А Карлсен-то остается! Магнус по-прежнему сильнейший шахматист планеты. В то же время чемпионскую корону получит кто-то другой — Непомнящий либо Лижэнь. Подобный диссонанс способен породить хаос в шахматном мире, могут отвернуться спонсоры... Я расстроен.

— А кто-то считает, что отказ Карлсена, наоборот, всколыхнет интерес к шахматам.

— Я не разделяю эту точку зрения. Карлсен в шахматах — фигура культовая. Никто из действующих гроссмейстеров до такого масштаба не дотягивает. При всем уважении к Непомнящему и Лижэню.

— Ян в этой паре фаворит?

— В любом матче на первенство мира изначально оцениваю шансы сторон 50 на 50. Нас ждет упорнейшая битва равных соперников. Хотя не будем забывать, что в их личных встречах счет пока в пользу Яна.

— Чем силен китайский гроссмейстер?

— До пандемии я довольно часто с ним пересекался. Первое впечатление — машина! Компьютерный просчет вариантов, никаких ошибок. А потом ковид — и все смешалось. Китайские шахматисты стали значительно реже выступать в турнирах. Когда границы приоткрылись, бросилось в глаза, что Лижэнь поменял стиль игры. Не уверен, что это пошло ему на пользу.

Ян Непомнящий. Фото Global Look Press
Ян Непомнящий.
Фото Global Look Press

— Так что конкретно изменилось?

— Дин заиграл гораздо быстрее. Но в ущерб качеству.

— Снизилось?

— На мой взгляд — да. Теперь он не просчитывает все варианты до конца. Делает уже не лучший ход, а просто хороший и максимально быстро — чтобы загнать соперника в цейтнот. Такая тактика имеет право на жизнь. Но раньше Лижэнь играл сильнее. Тут надо отметить еще один момент.

— Какой?

— Его попадание на сам матч, а до этого и на турнир претендентов, вызывает вопросы. Притом справедливые! В Мадриде он оказался исключительно благодаря тому, что меня отстранили. Плюс по регламенту должен был за определенное время сыграть 30 партий. А их у Лижэня к тому моменту набралось то ли четыре, то ли еще меньше — поскольку в течение года из-за ковидных ограничений не мог покинуть Китай.

— Пришлось играть в режиме нон-стоп.

— Да, китайская шахматная федерация быстренько сориентировалась и организовала для него дома серию турниров с друзьями-товарищами. В итоге за оставшийся месяц Лижэнь успел провести необходимое количество партий. Но качество этих партий... Да и все ли из них действительно были сыграны? Нет ведь ни фото, ни видео. Никто не знает, с кем он играл, кто судил. Мутная история!

— Весьма.

— В Мадриде Лижэнь занимает второе место в турнире претендентов. На чемпионский матч выходить никак не должен. Но эту возможность ему неожиданно дарит Карлсен своим отказом. Невероятная череда совпадений!

Магнус

— А с Карлсеном что творится?

— Похоже, на эмоциональный срыв. Уже два месяца все терзают его одним вопросом — почему отказался от матча на первенство мира? Это давит психологически. Магнусу не дают играть в свое удовольствие. А дальше странная история с американским гроссмейстером Хансом Ниманном, которого уже дважды ловили на читерстве в онлайн-турнирах...

— В Сент-Луисе Карлсен сенсационно ему проиграл. А через две недели при новой встрече с Ниманном на онлайн-турнире устроил демарш. Сделал два хода и сдался, сразу выключив камеру.

— Со стороны трудно понять, что произошло. Если говорить непосредственно о партии в Сент-Луисе, у меня до сих пор нет ответа на вопрос, что это было. Да, Карлсен играл плохо, а Ниманн — великолепно. Но в компьютерных ли подсказках дело? Или просто Магнус встал не с той ноги?

Магнус Карлсен. Фото Global Look Press
Магнус Карлсен.
Фото Global Look Press

— Вопросы, вопросы...

— Магнус сейчас явно не в своей тарелке. Отправная точка — отказ от матча за корону. С одной стороны, его можно понять. Сыграл уже пять матчей на первенство мира, вымотался и хочет передохнуть. О чем постоянно говорит в интервью.

— А с другой стороны?

— Я бы так не поступил. Чемпион мира обязан защищать титул. Нельзя отдавать его без борьбы. Думаю, внутренние переживания Магнуса связаны именно с этим. И накладывают отпечаток на его поведение.

— Каким видите будущее Карлсена?

— Полагаю, в ближайшие годы он будет просто участвовать в турнирах, получать удовольствие. Следующий претендентский цикл вряд ли ему интересен — не для того отказывался от короны, чтобы так быстро начинать за нее борьбу. Но потом, наверное, вернется.

— В одном из последних интервью Магнус заявил, что его главная цель в шахматах — достичь рейтинга 2900.

— А вот это утопия. Я безмерно уважаю Карлсена, он великий шахматист. Но 2900 — нереальная цифра. За гранью человеческих возможностей!

57
  • Spasskiy

    Карякин настоящий патриот.

    23.09.2022

  • сакс_КТ

    Серьезно? Вы и вправду считаете, что людям лень прочесть источник и понять, что там нет ничего подобного? Ключевский никогда такого не говорил и не писал. ЗЫ. Соскок с общего обвинения русского государства в сторону характеристики одной царицы - это совсем от отчаяния?

    22.09.2022

  • juvekos

    там Ласкера на тот момент интересовало только солидное бабло за матч. в остальном он и понимал что шансов у него меньше, или почти нет, и выполнял все условия претендента. был готов хоть черта лысого признать чемпионом, если без этого он не получл бы гонорар) он был в возросте и не лучшей форме, а Капа в расцвете сил и блестящей шахматной форме. поэтому то что ты говоришь - тоже правда, но реально весь мир чемпионом считал на тот момент Ласкера. Как сейчас Карлсена, хотя уже ясно что в след году будет новый чемпион

    22.09.2022

  • Дмитрий Ушкачев

    ЛЕКЦИЯ LXXV. Курс русской истории. А вот еще: "В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ. Задумав дело, она больше думала о том, что скажут про нее, чем о том, что выйдет из задуманного дела; обстановка и впечатление были для нее важнее самого дела и его последствий".

    21.09.2022

  • сакс_КТ

    О, да! Громкие пафосные слова и известная фигура. Осталось только рассказать где и когда эту ересь Ключевский говорил.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Зря вы так.Я весь испереживаюсь.

    21.09.2022

  • MW1818

    Хотя вы и являетесь гроссмейстером по откладыванию лепешек, на ваше мнение мне фиолетово.

    21.09.2022

  • MW1818

    Сергей говорит в основном о шахматах, а в ответ комментаторы, откладывают политические лепешки. Есть политические сайты, где собираются любители таких лепешек. Туда бы и шли

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Совет Сероже только один - на передовую! Родину защищать. Шахматы и без него прекрасно проживут.

    21.09.2022

  • MW1818

    Достигните в шахмат хотя бы уровня Карякина, а потом ему советы подавайте. А относительно того, что Карлсен своим отказом играть вредит шахматному миру, Сергей прав.

    21.09.2022

  • MW1818

    Начали правильно, но продолжение оказалось сомнительным . Договоренность о матче Ботвинника и Алехина впервые была достигнута в 38- м. Ясно, что это было возможно только с согласия Сталина. Не случилось. Вновь к этому вопросу вернулись в 46-м. В Феврале Ботвинник ( опять же, с согласия Сталина) направил вызов Алехину . Тот тотчас согласился. Нет никаких оснований думать, что Алехин стал беспомощным статистом в шахматах. ФИДЕ 23 марта дало согласие на матч . 24 марта Алехина нашли мертвым. Если считать, что ему " помогли ", то ясно, что Сталин никакого отношения к этому не имеет. Был бы против, просто запретил бы участие Ботвинника . И еще одно. При любом исходе матча Сталин оставался бы в выигрыше ( додумайте сами, почему это было так) Кто мог " помочь " ? Точно неизвестно, но предполагаю, что это могли быть антифашисты, которые не желали дать шанс Третьему Рейху в лице Алехина одержать посмертную победу за шахматной доской.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Мне этот гешефт не светит,а вот твоим родственникам - вполне.Отправляйся на передовую.Я за тебя выпью.Не чокаясь.

    21.09.2022

  • Сотрудничество было - и участие в турнирах, сопровождавшееся пропагандой - как же, чемпион мира играет в немецких турнирах, и публикация антисемитской статьи - против "еврейских шахмат"; статью эту можно найти в интернете. О версии с отрпалением я читал, но, с другой стороны, читал и что СССР не поддерживал идею дисквалификации Алехина, а, наоборот, хотел организовать матч Алехина с Ботвинником. Алехин к тому времени был уже совсем плох, и победа Ботвинника сомнений не вызывала. А зачем было его травить - просто представить себе не могу. А разбирательство дела Алехина в ФИДЕ было назначено во Франции, и результат, думаю, был очевиден.

    21.09.2022

  • Гмитрий Дуберниев

    Кто о чём, а бархатые про "гешефт".

    21.09.2022

  • СанЖорыч

    "Например, придумал шахматы без рокировки" смешно это насчёт придумал. придумал это когда добавил что-то в игру, а тут наоборот убавил. на личесе есть очень интересные вариации на тему шахмат, самая бомбическая, пожалуй крейзи хаус. нечто среднее между японскими шахматами и междунагодными. хотя всех сложнее таврели.

    21.09.2022

  • MW1818

    Рейтинга 2900 , вероятно, не достигнет Но не по той причине, что не может в принципе его достичь , а по причине большого отрыва от прочих игроков.

    21.09.2022

  • ПеньСионер

    у него была попытка ранее, но что-то пошло не так. а сейчас и с ним бы Карлсен играть не стал, даже если бы он выиграл турнир

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Сам ты сво.Хохотайся дальше. Только мобилизацию не пропусти.Глядишь,родители машинку получат...

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Нам тебя будет не хватать.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    А у тебя мобилизация.

    21.09.2022

  • Дмитрий Ушкачев

    «Российское государство ведет себя, как цыганское племя, которому легче переехать на чужую территорию, чем навести порядок на своей» (В.О. Ключевский)

    21.09.2022

  • Дмитрий Ушкачев

    Ага. Пока... 7 пункт указа засекречен. Что за документ такой, местами засекреченный?

    21.09.2022

  • Гмитрий Дуберниев

    Походу, скоро у тебя будет овир, аэропорт, ашдод.

    21.09.2022

  • Дмитрий Ушкачев

    А порядок - это что? И - речь о каком порядке? Мировом или в каждом нашем дворе?

    21.09.2022

  • Гмитрий Дуберниев

    Носатокартавая камарилья просто завалила комментарии своими "шутками" просво. Я хохотался целых 16 секунд.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Его дело - власти подлизывать.Вы это называете своим делом?

    21.09.2022

  • Мирный

    Верно! Сейчас надо быть особенно точным в словах и формулировках:)

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Зато в Кремль пустили.Там таких любят.

    21.09.2022

  • Владимир Филимонов

    Во-первых, не "призывают", а "мобилизуют". Во-вторых, добровольцам не отказывают.

    21.09.2022

  • Мирный

    Пока призывают только тех кто отслужил, имеют необходимую военную специальность и принимал участие в боевых действиях.

    21.09.2022

  • Владимир Филимонов

    Почему он не военнообязаный? Мужчина в возрасте 18-60 лет, гражданин, не инвалид. Если он всей душой за СВО переживает - пусть туда и идёт. Вчера ещё была отмазка, что в СВО только профессионалы задействованы. Теперь такой отмазки нет.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Зато сколько халявных машин родители за своих сыновей получат...

    21.09.2022

  • Мирный

    Так его же не пустили даже на турнир претендентов

    21.09.2022

  • Мирный

    Наверху никто не слышит и слышать не хочет. Они всегда и во всем правы. К тому же тут спортивный сайт и поэтому комменты пишут не на речи руководства страны, а на речи спортсменов. Людей просто раздражает поддержка Карякина действиями властей, которые спми комментаторы осуждают. Я так это понимаю. В любом случае Карякин вряд ли читает.

    21.09.2022

  • Vasiliy Kotov

    Согласен что это не очень справедливо, но это вопрос то не к нему совсем, я об этом говорю. Идите наверх и там об этом говорите, ему то это говорить зачем? Каждый должен заниматься своим делом, и все. Может тогда порядок будет!)

    21.09.2022

  • Мирный

    Люди просто злятся. Представьте себя на их месте? Условно! Вы против СВО, но вам возможно идти. А он за, и он не пойдет! Конечно, это утрированно.

    21.09.2022

  • Vasiliy Kotov

    Всем привет. Конечно да, мне вот интересно все пишут ему о том, чтобы он шел в окопы. Логика где? Если допустим вы против, то тогда почему вы сами не на той стороне или не на улице и протестуете против, а сидите и пишите тут. Непонятно для меня. Это во первых, а во вторых: он не военный, он не военнообязанный, почему он должен туда идти? Может я и не прав, но объясните мне внятно и по пунктам почему, а эмоции, это я и сам могу кучу вылить)

    21.09.2022

  • ПеньСионер

    «Я бы так не поступил. Чемпион мира обязан защищать титул» делов то. Возьми титул и показывай всем как защищать будешь.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Серожа! Теперь ни ты,ни другие россияне нигде вообще не будут участвовать.

    21.09.2022

  • echo2011

    Ни сотрудничества с нацистами не было,ни попытки лишить звания чемпиона мира.А факт,хотя и оспариваемый в том,что Алехин умер из-за отравления советскими спецслужбами.

    21.09.2022

  • Пострадамус

    Он служить не будет.Его удел - прислуживать.

    21.09.2022

  • Camry163

    Не завидуй

    21.09.2022

  • Ж и в о й

    Действительно... Мобилизация объявлена, обратного пути нет. Только вперед, только победа! За Родину, за Путина, за Донбасс! Карякин, давай! Мечты сбываются!

    21.09.2022

  • МаратХ

    Сережа патриот иди в военкомат

    21.09.2022

  • veritas

    А Каряка служил?

    21.09.2022

  • Главврач Маргулис/телевизор запретил

    Серёженька, какие турниры? Рюкзак, военкомат, окоп.

    21.09.2022

  • Не могу взять в толк, почему удален мой комментарий, в котором я написал, что если бы Алехин не умер, он был бы лишен звания чемпиона мира и отстранен от участия в соревнованиях за сотрудничество с нацистами. Разбирательство было назначено, и результат был фактически предрешен, но Алехин умер, не успев приехать. По-моему, это общеизвестный и никем не оспариваемый факт.

    21.09.2022

  • Там была не очень внятная ситуация, но вот что написал по этому поводу сам Ласкер: "В августе мы уговорились сыграть матч из 24 партий, в основе, на старых условиях, но во-первых, Капабланка признавался мной чемпионом мира — я отказался взять свое отречение назад, — во-вторых, местом матча была назначена Гавана"...

    21.09.2022

  • juvekos

    нет, чемпионом был Ласкер на тот момент.

    21.09.2022

  • Андрей Иванов

    Ты б поменьше рассусоливал про буржуйские шахматы, а на фронт бы уже ехал, как истинный русский патриот, отчизна в опасности, каждый человек на счету!

    21.09.2022

  • Хочу дополнить. Еще одно явное исключение - Ласкер, который в 1920 году отказался от титула и от матча с Капабланкой, поскольку не были приняты выдвинутые им условия. В итоге он сыграл все же с Капабланкой (и крупно проиграл), но чемпионом мира в этом матче был уже Капабланка.

    21.09.2022