23 апреля 2020, 19:00
Маир Мамедов — вице-президент ФИДЕ и федерации шахмат Азербайджана, — руководитель грузинского подразделения компании SOCAR, который лично поддерживает не только развитие нашего вида спорта, но и проводит крупные международные турниры, рассказывает о том, как местные федерации помогают своим шахматистам.
— Насколько сильно ударила эпидемия по шахматам в целом?
— Думаю, как и по всем видам спорта. И не думайте, что, если шахматы — это не активность, то так легко заменить живые соревнования на онлайн? Мы испытываем проблемы. Кризис — это звенья одной цепи. Он на всех сказывается и на компаниях, которые поддерживают и спонсируют наш вид спорта. Это касается не только Азербайджана, но и всего мира в целом.
— Что конкретно предпринимаете вы?
— Наши гроссмейстеры нуждаются в поддержке. Шахматы — вид спорта, на который государство всегда обращает внимание и оказывает помощь. Наша команда три раза становилась чемпионом Европы. Шахрияр Мамедьяров и Теймур Раджабов — постоянные участники турнира претендентов. Недавно 14-летний Айдын Сулейманлы выиграл «Аэрофлот-опен-2020» (небывалый успех), становился победителем юношеской Олимпиады-2019. Мы, конечно же хотим, чтобы профессионалы хоть как-то зарабатывали. Для этого использовали турниры онлайн, которые очень комфортны для шахмат. И для того, чтобы не было разговоров о компьютерных подсказках, мы решили сделать формат суперблица -1+1.
— Поясните подробнее, кто не в теме...
— На партию дается 1 минута и 1 секунда на каждый ход. На такой скорости ты физически не сможешь воспользоваться подсказкой?
— И кто принял участие?
— Почти все сильнейшие шахматисты республики. К сожалению, в последний момент проблемы со связью случились у Мамедьярова.
— Как проходила борьба?
— Очень увлекательно и быстро. Тысячи болельщиков следили за событием вживую. Турнир у нас занял полтора часа. Думаю, что все остались довольны.
— Кто победил?
— Выиграл Эльтадж Сафарли. В принципе, тут есть элемент везения, но Эльтадж справился лучше других. Второе место занял наш признанный блицор, чемпион Европы по этому виду шахмат — Рауф Мамедов. Третьим был Гадир Гусейнов.
— Какой был призовой фонд?
— Победитель получил 3 тысячи манат (около 130 тысяч рублей) и дальше призы распределились уже по нисходящей.
— В принципе, неплохо заработать такие деньги за полтора часа...
— Да, ребята были очень довольны. Они понимают, насколько сейчас сложно федерации.
— Сейчас во всем мире проводится много подобных турниров. Но в социальных сетях сильные гроссмейстеры жалуются на то, что люди все-таки используют подсказки. Как этого избежать?
— Нужен очень четкий контроль — камеры и грамотные судьи. Нужно использовать и «Zoom». Но и это не всегда спасет. Есть же умельцы, которые стараются обойти любой контроль. Поэтому понимаю обеспокоенность ребят. Единственный проверенный способ — короткий контроль. Думаю, что пока пандемия будет мешать привычным турнирам, нам всем необходимо перестроиться. Мы все надеемся, что жизнь вернется в привычное русло.
— Хочу лично поблагодарить федерацию и лично Маира Мамедова, — сказал второй призер турнира, Рауф Мамедов. — Для нас это отличная возможность что-то заработать. В данный момент все профессионалы без выступлений, а нам нужно кормить семья. Если честно, мы все в шоке, надеюсь, что мы сможем пока играть в интернете. Но вот я лично очень боюсь читеров. Чувствую, как ребята, которых я спокойно побеждал в жизни, просто перекатывают меня, как машины. Я человек эмоциональный. Не хочу никого обвинять, но иногда на меня просто нападает страх, что я играю с машиной, которая никогда не ошибается. Вот турнир 1+1 точно проходил честно. И еще раз спасибо за эту идею организатором. Мне очень кстати пришелся второй приз — 2200 манат.