Вслед за историей Кирилла Шевченко, которого отстранили от соревнований на время расследования ситуации с телефоном, найденным в туалете, в шахматном мире назревает еще один скандал. На своем канале Владимир Крамник опубликовал видео, в котором привел отрывок со стрима одной из главных звезд Chess.com Даниэля Народицкого. Американский гроссмейстер играет партию с любителем, и после того, как соперник зевает ему ферзя, Народицкий приступает к анализу с использованием компьютера, хотя партия еще не закончена. Также Крамник опубликовал информацию о необычных перформансах Народицкого в рамках «Титульных вторников» и просит платформу внимательно проверить игрока. На следующий день после обвинений «СЭ» связался с Народицким, который высказал свою позицию об обвинениях 14-го чемпиона мира.
— За последние несколько недель произошло сразу несколько громких скандалов в шахматах. На ваш взгляд, что вообще происходит?
— Если честно, то все эти новостные взрывы не позволяют верить в реальность. Странная история с Кириллом Шевченко в Испании, инцидент с Кристофером Ю, которого сняли с чемпионата США за мелкое хулиганство. Я его хорошо знаю, он из Калифорнии. Да и я вовлечен в ситуацию, которая не приснилась бы в самом страшном сне. В последний год проблема читерства, к сожалению, вышла на первый план. В конкретном смысле я нахожусь «под прицелом» Владимира Борисовича Крамника.
— Как вы относитесь к тому, что заявил Крамник в ваш адрес?
— Начнем с того, что Владимир Борисович был первым супергроссмейстером, с которым я сфотографировался. Это был 2008 или 2009 год, турнир в Москве. Скажу откровенно. У меня обширный опыт в шахматах, поэтому я понимаю, что не смогу добраться до умов всех любителей шахмат. Останутся люди, которые будут смотреть на меня с презрением, они меня уже «похоронили» и считают заговорщиком вместе с Chess.com, которые якобы покрывают читеров. Это абсолютная ложь. Я НИКОГДА НЕ ЧИТЕРИЛ! Читерство вызывает у меня отвращение. Всю свою околошахматную карьеру я построил вне читерства.
Гроссмейстер Народицкий: «Карлсен устал от интенсивной подготовки, а не от матчей на первенство мира»
— Это ваше официальное заявление?
— Да. Я не живу этой мыслью, но придерживаюсь этого правила. Я не играю в блиц ради денег. Если посмотреть мои выступления в блице, то можно увидеть, что я практически не выиграю деньги в этом контроле. Сейчас я нахожусь в сложной ситуации. Если я буду все жестко отрицать, то найдутся люди, которые скажут: «Как ты можешь с такой агрессией относиться к такому уважаемому человеку». Если же я буду молчать, то обязательно найдутся те, кто обвинят меня в том, что я «согласился с обвинениями». Я решил по-деловому опровергнуть ложь, которую говорит Владимир Борисович. У меня не было соблазна воспользоваться помощью. Понимаю, что это просто слова, но тем не менее.
— Давайте обсудим отрывок со стрима, который привел Крамник. Что там произошло?
— Тут важна предыстория. Chess.com разрешает создавать мне новые аккаунты, для того чтобы играть Speedrun (скоростная набивка рейтинга на время или скоростное прохождение игры. — Прим. «СЭ»). Тем, кого я обыгрываю, Chess.com потом возвращает рейтинг. Уже четыре года я делаю спидраны, это всем нравится. Я потратил на спидраны тысячи часов, это помогает начинающим.
Что же произошло? Я сделал глупость, не понимая ее масштаба. Во время того, как думает соперник, я ответил на вопрос в чате и случайно открыл движок. Закрыл его и начал отвечать на вопрос из чата. И вместо того, чтобы удалить это видео, я его выложил. Дальше пошло стандартное — «ты читер?». Я извинился и принял за это ответственность. Что бы ни происходило — нельзя использовать движок. Это была ошибка, но она была безобидной и не могла на что-то повлиять.
Владимир Борисович же выложил это видео в качестве доказательства моего читерства. Он всегда специально убирает контекст, и я когда-нибудь докажу это. Спидрановские партии — это вообще не партии для меня (в смысле, что они важны для начинающих, но не для гроссмейстеров). Абсурдность в том, что мне приходится это объяснять. Сам Крамник играл некоторое время под аккаунтом Дениса Хисматуллина. Это как? По определению Chess.com, это грубое нарушение. Хотя я с этим и не согласен.
— Как думаете, чем продолжится эта ситуация? Все-таки кажется, вы не являетесь для Крамника врагом номер один.
— Я очень на это надеюсь. Раньше ситуация складывалась не так остро. Помню, как мы играли онлайн-матч с Крамником и на четвертой партии он отключился. Я понял: ему надоело, что Народницкий слишком часто его «побеждает». Хотя для меня всегда была и есть большая честь — играть против такого чемпиона. Единственное, что я хочу — чтобы он понял, как сильно он ошибается. Я сделал уже все, чтобы меня было видно со всех сторон, поставил четыре камеры вокруг, фотографирую экран, готов отсылать любые видео с любой точки комнаты.
— Вы сейчас, пожалуй, самая обсуждаемая пара в шахматах.
— В марте я давал интервью, в котором рассказал про некий раскол между шахматными сообществами. Есть люди, которые считают Крамника безумцем, а есть условный «лагерь Крамника». Это те, кто либо очень ему доверяют, либо верят в то, что он делает. Я, кстати, был в этом лагере. Дал пару советов, чтобы его риторика была более приемлема для англоговорящих зрителей. Изначально ведь его цель — искоренить читерство на каждом уровне. В таком случае надо делать так, чтобы восприятие было на всех уровнях коммуникации, со всеми участниками шахматного мира. Я был готов принять участие в этом «походе», но мне не понравилась реакция Крамника.
Его двухчасовое видео [о Народицком] заставило меня пересмотреть взгляды, я даже стал сомневаться в реальности происходящего. Теперь он уже шесть видео записал про меня. Ирония в том, что я согласен почти со всеми базовыми позициями Крамника, однако он явно переоценивает меня. Судя по его высказываниям, Дэнни Ренш (глава Chess.com. — Прим. «СЭ») — президент, я — вице-президент, поэтому я и участвую во всех событиях. Но я ни в чем не участвую! Я всего лишь комментатор, я не имею отношения к их античитинговой системе. Вижу лишь, что они очень серьезно к этому относятся.
Также строго отрицаю намеки Крамника на то, что я специально проигрывал партии Хикару Накамуре. Он, кстати, тоже это делал, о чем все забыли. Мне кажется, что Владимир Борисович готов «пожертвовать» некоторыми людьми, чтобы двигать этот процесс вперед. Я готов принять на себя это бремя: выставлять пять-шесть камер, принимать судей у себя на всех онлайн-турнирах. Но он вместо этого продолжает вести себя так, как будто это «Игра престолов» и единственный выход — вызвать на дуэль.
— Могли бы пояснить?
— Его девиз — «Никогда никого не обвиняю», но получается несколько странно. Это очень похоже на манипуляцию. Он якобы против эмоционального подхода, но выходит иначе. Опять же, я согласен с рядом его общих заявлений. Например, что мы не понимаем масштаб читерства в шахматах. И никто не сможет строить защиту на позиции хорошего парня. С чем я не согласен? С тем, что я читер, это самое главное. А еще, что Chess.com — коррумпированная организация, которая подчиняется читерам, прикрывает читеров, плодит читеров.
— Что еще вас задело из высказываний 14-го чемпиона мира?
— Почему-то мне кажется, что Владимир Борисович все еще считает меня ребенком. Крамник утверждает, что мои «движения глаз» во время игр являются самым главным доказательством. Это забавно. В конце концов, я хотел бы, чтобы Владимир Борисович прямо сказал: «Даниэль, я думаю, что ты читеришь». Если он так действительно считает. А получается манипуляция. Понимает ли он это сам? Это очень неприятно. У меня была похожая ситуация с Яном Непомнящим (когда он заподозрил меня в нечестной игре), и я спокойно к этому отнесся. Готов играть на фоне пяти камер, и все равно буду показывать тот же уровень.

— Какой вывод вы сделали из этой истории?
— В любом случае важен только контекст, и он единственно важный. Читерить без получения выгоды похоже на дебилизм. Читинг во время коммерческих турниров есть мошенничество, что и предположительно сделал недавно Шевченко. Не понимаю, что я сделал такого? Зачем-то пользовался подсказками в партии с любителем? Я чувствую злость с его стороны. У меня огромное уважение к нему, но его отношение ко мне просто угнетает. Он стирает всю критику в свой адрес [в комментариях], но не удаляет хейт в мой адрес. Боюсь, что Владимира Борисовича невозможно переубедить.
Теперь каждый мой шаг во время стримов отслеживается. Посмотрел вниз, посмотрел вверх, глаза оторвались от экрана — все! Проблема Владимира Борисовича не в том, что он отрицает меня, а в том, что он не признает другие точки зрения. Меня ставят в положение, когда я должен описывать свою интуицию, что само по себе бредово. Это похоже на охоту на ведьм. Я ничего не прошу, просто хочу, чтобы меня оставили в покое. Я не профессиональный игрок, я даже не профессиональный блицор. Мой источник дохода не меняется от моего рейтинга. Ради чего мне ставить на карту свою карьеру? 95 процентов своей жизни я посвятил шахматам — и в один момент я все поставлю на кон?
— Есть хоть что-то положительное в этом скандале?
— Я благодарю Крамника за эту ситуацию. Это меня мотивирует. Теперь я буду ездить по возможности на каждый офлайн-турнир, чтобы играть за доской и показывать свой уровень.
— Честно, это сложно объяснить. Далеко не самый сильный шахматист на каком-то рядовом турнире читерит самым примитивным образом. Если он так решил повысить свой рейтинг, то это ужасно. Подобное не только максимально снижает наше доверие друг к другу, но и компрометирует все сообщество, ставит под вопрос все шахматы. Cчитаю, что читинг за доской существует, но методы более тонкие. Когда начинаешь задумываться над этим, то впадаешь в депрессию. А что, если все топы читерят? Надо завести международную базу данных с упоминанием всех случаев, когда шахматистов ловили с поличным. Организаторы турниров должны открыть глаза и признать все эти нарушения. Страшно, что мы не знаем всех масштабов.
primakow.vlad
Вам же сказали, ветвистые.
27.12.2024
Alex
"Я сделал уже все, чтобы меня было видно со всех сторон" Ну это ведь ложь. Он до сих пор стримит с 1 камерой
30.10.2024
Вася Сидоров
Народицкий вызывает негатив одним только постоянным пиаром его Зусмановичем.
25.10.2024
LemieuxMario
а потом фигурами в физиономию как крамарову?)))
24.10.2024
IQ-87%
Страшно что мы не знаем что это такое- это теперь крылатое выражение и для читеров
24.10.2024
grhelga
Кто такой Народицкий? Почему он называет Шевченко далеко не самым сильным а он сам тогда насколько сильный? И вообще руки прочь от Крамника. Царь знает что делает
24.10.2024
echo2011
Как сказал недавно известный гроссмейстер Евгений Глейзеров,что если вдруг выяснится,что Гукеш является читером,то шахматы можно закрывать.Кстати,накануне в клубной европейской лиге он проиграл Андрейкину.
24.10.2024
ёzhic8
вообще другое , как и матрёшкинг
24.10.2024
Serenky25
На счет читерить! У нас площадка на 4 квартиры. В трех увлекаются шахматами. Поставили стол. кресла. В пожарном отсеке сделали бар.6 человек. Турнир играем и в бар заглядываем. Последнюю партию играю с отцом своим. Мне ничьи достаточно для победы в турнире. И он в середине партии съедает своим слоном своего ферзя. Я поржал и вернул. Еще по 50 и все. Он не ошибался...Я партию проиграл. Я был в шоке.
24.10.2024
v.kravets@index-automotive.ru
Меня забанили по жалобе индуса за то, что в партии точность 95% (он зевнул вилку в начале и посыпался, а я знал вариант в Лондоне), а тут человек открыто признается, что во время игры движок использует, и с гуся вода. Несправедливо, Крамник прав, правила есть правила
24.10.2024
dinela
А квадробинг ,чем плох?Или это другое?Я запуталсО!)))
24.10.2024
dinela
"Мы,русские никогда не обманываем друг друга!"))) "Брат 2"
24.10.2024
А какие у тебя корни ?
А какие у него корни ?
24.10.2024
Tim Lestrigonov
Похожи на главном фото)))
24.10.2024
ёzhic8
Пишите по-русски заголовки, пожалуйста Не отвращение, а дисгастинг
24.10.2024
Симон Вирсаладзе
Ну пока большинство обвинений, выдвинутых Крамником, оказываются верными
24.10.2024