14 мая 2013, 00:07
СВОЯ КОЛОНКА
Евгений ФЕДЯКОВ
Кинорецензия на страницах "СЭ" – жанр, требующий особого подхода. По той простой причине, что кино было страстью основателя нашей газеты Владимира Михайловича Кучмия – автора энциклопедии "Старый новый Голливуд". Не стану утомлять читателя своей оценкой нашумевшей картины "Легенда №17", все достоинства и недостатки которой наш первый главный редактор наверняка с полным знанием дела разобрал бы перед началом утренней планерки. Хотел бы поговорить о другом – о том, что подобных фильмов у нас снимается явно меньше, чем хотелось бы.
Доводилось слышать, что создать художественный фильм о спорте, основанный на реальных событиях и в то же время достоверный, практически невозможно. Мол, факты, в том числе принципиального характера, неизбежно приходится переиначивать на нужный лад, что приводит к многочисленным "ляпам". Да и детали спортивного действа, включая психологическую подоплеку, передать на экране крайне тяжело. "Как можно сыграть мандраж? Тот, кто ни разу в жизни не испытывал его перед стартом на глазах десятков тысяч зрителей, никогда не поймет, что это такое", – утверждают даже великие чемпионы.
В чем-то они, возможно, правы. Тем более что для многих людей киноискусства любой вид спорта (особенно из числа тех, которые по объективным причинам сложны для игрового кино) – новая планета. Мелких нюансов – масса, а вымысел сразу же бросается в глаза обычному болельщику. Так что "копать" в плане достоверного воспроизведения реальных событий приходится очень глубоко.
С другой стороны, по той же логике не легче снимать и правдивые политические детективы. В них точно так же неизбежны фактические ошибки. Но ведь от того, что песня в исполнении Эдит Пиаф, которую слушают в автомобиле Штирлиц и пастор Шлаг, была написана лишь в 1959 году, "Семнадцать мгновений весны", согласитесь, не становятся менее гениальными.
С психологией же, на мой взгляд, дело обстоит просто: все зависит от актерского таланта. Для классного мастера не имеет значения, кого играть – полковника НКВД или знаменитого хоккейного тренера, агента секретной службы по борьбе с инопланетянами или великого боксера. Посмотрев "Легенду № 17" или, к примеру, американский фильм "Али" 2001 года выпуска, легко лишний раз в этом убедиться.
Наше восприятие чего бы то ни было напрямую зависит от того, что именно мы изначально ожидаем увидеть или услышать. А ожидание это, в свою очередь, связано с тем, насколько глубоко мы погружены в тему. Чем глубже погружение – тем объективнее и предметнее критика. Поэтому для меня главным показателем успеха "Легенды № 17" стало мнение людей, которые лучше других знали главных героев картины. Кто способен точнее, чем они, оценить, насколько значимо в данном случае несоответствие реальных фактов вымыслу на экране?
С этой точки зрения, авторам свежеиспеченной идеи снять фильм про Льва Яшина следует не просто учитывать, что думает на сей счет его семья, а принять ее мнение как безоговорочное руководство к действию. Конечно, было бы крайне любопытно увидеть на большом экране другую, уже футбольную нашу легенду. Но если самый близкий Яшину человек, его вдова Валентина Тимофеевна, не хочет, чтобы прожитая ими жизнь заново переписывалась сценаристом, это желание следует уважать.
Впрочем, данная ситуация – скорее исключение из правил. Так почему же художественных фильмов о звездах спорта в России во много раз меньше, чем боевиков? Невысок интерес к спортивной теме со стороны тех, кто регулярно посещает кинотеатры? Но кассовые сборы все той же "Легенды № 17" вроде бы не разочаровали ее продюсеров.
Последнее обнадеживает больше всего, поскольку своих киносеансов заслуживает жизнь как минимум десятка-другого российских спортивных легенд. Причем замыкаться на жанре биографической драмы сценаристам и режиссерам вовсе не обязательно. К примеру, в американской романтической комедии "Уимблдон", вышедшей в 2004 году, не только с хорошим юмором показаны человеческие взаимоотношения главных героев, но и вполне достоверно передана особая атмосфера легендарного теннисного турнира.
Пусть фильмов о спорте будет больше и они будут разными. Ведь в современном мультиплексе – как в знаменитом эстрадном номере гениального мима Вячеслава Полунина. Кто-то предпочитает детективы, а кто-то – про любовь.