31 декабря 2015, 12:15

Год-Дзюба

Максим Максимов
Главный редактор
На праздничной обложке мы разместили шесть главных персон российского спорта в 2015 году. Почему именно их "СЭ" признал Лицами года?

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Максим МАКСИМОВ

Странный был год.

Хотя, конечно, любой год можно назвать странным. Но 2015-й, пожалуй, побил все рекорды. С одной стороны, он был "пустым" – без футбольного чемпионата мира, без Euro и без Олимпиады. С другой – в нем было столько околоспортивных событий, скандалов, сюжетов и интриг…

Взять, например, Артема Дзюбу – одного из самых обсуждаемых наших спортсменов. Так сразу и не скажешь, кто он. Лидер сборной или игрочишка? Предатель, готовый, по мнению Леонида Федуна, "удавить родных за копейку", или один из лучших бомбардиров Лиги чемпионов? Герой-любовник или открытый, общительный парень? А, может, все вместе? По-моему, даже "Петровский" запутался: считаются его голы или нет.

По неоднозначности 2015-й похож на Дзюбу.

Артем ДЗЮБА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Артем ДЗЮБА. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

Другое лицо с нашей обложки, Виталий Мутко, весь год провел в борьбе. Сначала министр сражался со внутренними противниками – Николаем Толстых, при котором российский футбол, словно Ершалаим, погрузился во тьму, и Фабио Капелло, потерявшим контроль над всем, чем только можно, – от своих финансов до игроков сборной России. Еще и клубы осложняли Мутко жизнь – не хотели новый лимит принимать. Но как только Виталий Леонтьевич вышел победителем во всех неравных схватках, так подоспели внешние враги, накрывшие санкциями нашу легкую атлетику.

Нет, ну разве не абсурд: не успел министр вернуть нам Euro, на который мы уже начали терять надежду, как в опасности оказалась Олимпиада, в железобетонности которой мы не сомневались. Но Виталий Леонтьевич не отчаивается: еще повоюем!

2015-й – боевой, как Мутко.

Виталий МУТКО. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Виталий МУТКО. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

Следующий парадокс этого года – история с футбольной сборной. Мы столько заплатили иностранцу для того, чтобы во Францию нас вывел русский тренер, что страшно даже об этом говорить. Но я все же скажу: по мне, Леонид Слуцкий – главный герой года. Он успел всё. И сборную спасти, и ЦСКА в Лигу чемпионов вывести, и отрыв в чемпионате создать, и КВН прочувствовать, и в "Что? Где? Когда?" засветиться, и "Вечерний Ургант" пленить. История умалчивает – что из этого Леонид Викторович делал по контракту, а что – по зову души. Но справился он со всеми задачами.

2015-й был героическим, как Слуцкий.

Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Леонид СЛУЦКИЙ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Хоть спорт и вне политики, но нельзя не отметить, что в этом году, пожалуй, как никогда раньше, политика вмешивалась в спортивную жизнь очень активно. Призывы отнять у России чемпионат мира, допинговый доклад имени Паунда, неразбериха в ФИФА и УЕФА, трагедия в Париже, мэр Гента, испугавшийся "пьяных русских", отмена турецких сборов – все из одной оперы.

Спорт превращается в политический инструмент. И это печально. Все-таки главная задача его всегда была в другом – в объединении. И здесь сразу приходит на ум Рой Джонс. Общество нового россиянина приняло с трудом. Розенбаум, к примеру, и вовсе назвал это "цирком". Но сам великий боксер, будучи гостем редакции "СЭ", произнес очень правильные слова:

– Я пытаюсь выступить объединяющей фигурой. Да, кое-кто в Америке против моего решения. Но скоро они поймут, что это попытка навести мосты между двумя нациями.

Рой соединил в себе классического темнокожего американского спортсмена с голливудской улыбкой и посла мира с российским паспортом. Звучит абсурдно? Абсурдно! Таков и весь 2015-й.

Рой ДЖОНС. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Рой ДЖОНС. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

Пока Джонс пытался завоевать сердце России, два русских парня покоряли Штаты. Речь о Тимофее Мозгове и Александре Овечкине. Первый дошел до финала длиннющего сезона НБА и чуть было своими столь же длиннющими руками не дотянулся до Кубка Ларри О’Брайена. Второй стал лучшим нашим снайпером в истории НХЛ и запомнился мощным призывом. Перед полуфинальным матчем чемпионата мира с американцами Александр подбодрил своих партнеров так: "Жестко, жестко, жестко…" Наши, кстати, выиграли – 4:0.

Вот и 2015-й был длинным, как сезон Мозгова, и жестким, как слова Овечкина.

Тимофей МОЗГОВ и Александр ОВЕЧКИН. Фото AFP
Тимофей МОЗГОВ и Александр ОВЕЧКИН. Фото AFP

Неоднозначный и боевой, где-то героический, порой абсурдный, очень длинный и местами жесткий. Таким 2015-й нам запомнится и уйдет в историю. Впереди 2016-й с хоккейным чемпионатом мира в России, с Euro во Франции и Олимпиадой в Бразилии. И очень хочется, что бы это стал год именно Спорта – с пиршеством голов, очков, секунд, с рекордами, со слезами чемпионов, с новыми звездами, открытиями и сюрпризами.

А скандалов и политических акций с нас хватит. Пускай они останутся в прошлом.

16