5 января 2016, 15:00
В новогодние и рождественские праздники "СЭ" вспоминает наши самые обсуждаемые материалы за 2015 год. Сегодня - интервью обозревателя "СЭ" Юрия ГОЛЫШАКА с Евгением Шелаевым, игроком сборной России по футболу среди слепых.
Шелаев играет в футбол для слепых. Играет здорово, лучший нападающий России. Я приехал к нему в гости на московскую окраину. Желая понять – что это за футбол такой.
Я пытаюсь представить еще и его жизнь – но быстро обрываю в себе эти попытки. Мне страшно, и я не хочу об этом думать.
Но минуту спустя все повторяется – стоит случайно дотронуться до белой палочки в прихожей, которая заменяет Жене глаза. Потрепать за ухом ученого лабрадора.
Точно знаю – окажись я на месте моего героя, вряд ли играл бы в футбол. А он играет. И он – один из самых ярких футболистов сборной России.
***
– Не видите ничего вообще?
– Да, это наследственное, от мамы. Еще и операцию сделали неудачно. Прежде немножко видел, а сейчас – только свет. Если очень яркий, то проступят тени, силуэты…
– Не исправить?
– Нет. В России точно это не сделают. А за границей даже попытка обойдется в такую сумму, что не думаю об этом. Денег нет.
– Что для вас в быту самое сложное?
– Почему-то всем кажется, что сложно бриться. Даже новенький вратарь подошел: "А как ты бреешься?" Да легко! Гораздо сложнее в магазин ходить.
– В чем сложность?
– Сейчас почти все магазины стали в формате "сам бери". А мне нужно, чтоб продавец помогал. Сам не найду. Честно говоря, мало кому мы интересны со своими проблемами. С другой стороны, я хоть двигаюсь сам. А как быть человеку вроде Вени Мандрыкина? Для них на улице вообще ничего не приспособлено!
***
– Интернетом вы активно пользуетесь, как я понял.
– Это правда.
– Компьютер – наощупь?
– А я вам покажу…
Шелаев дотрагивается до клавиатуры. Та моментально откликается потоком звуков с акцентом – будто перемешались десятки радиочастот. Евгений как-то разбирается в этом хаосе. Еще и мне удивляется:
– Неужели не разбираете слова?
– Ни единого.
– А я все понимаю. С телефоном та же история. Вот сейчас он сказал: "Для активизации нажмите пробел"…
***
– У любого незрячего потрясающая восприимчивость к звукам?
– Только в городе. Мне приходится много передвигаться. Надо дробить поток звуков – где автомобиль, где прохожий…
– В город выходите один?
– Да. До универа спокойно еду сам. Сажусь в маршрутку, потом в метро. Еду в вагоне, как все. Дальше пешком. Знаю каждый поворот. Вот в незнакомые места стараюсь ездить с женой.
– Как на футбольном поле определить – где свои, где чужие?
– В Европе – очень просто. Где по-русски матерятся – там свои. Дома сложнее. Свой состав знаешь по голосам. Есть правило: если человек кидается отнимать мяч, обязан как-то себя обозначить. Обычно кричат: "Voice!" По-английски – голос. Есть даже вид нарушения – "не обозначение". Правда, в России не очень с судейством. Многое пропускают.
– Футбол слепых травматичнее обычного?
– На моей памяти "кресты" никто не рвал. А мениски вылетают везде, где есть нагрузки. В этом ничего особенного. По башке в обычном футболе могут дать гораздо сильнее – вон, Черышеву сколько швов наложили! В чемпионате России в этом смысле играть тяжелее, чем в Европе. У нас все носятся, как молекулы, бьют…
***
- Почитал ваш Twitter. Узнал, что постоянно смотрите футбол.
– Я даже хожу на футбол!
– Объясните. Я ничего не понимаю.
– Сужу по звукам. Кто-то сидит рядом – рассказывает, что происходит. В моем любимом клубе – ЦСКА, и так понятно, кто может провалиться, кто не провалится никогда. На стадионе я чувствую команду.
– Кто любимый игрок в ЦСКА?
– Раньше был Дзагоев. Пока номер не поменял. А вот Думбья никогда не был моим любимым футболистом. Хоть я играю под его номером.
– Почему?
– Потому что я за русских футболистов. Сейчас любимый – Василий Березуцкий. Мы даже заочно знакомы. Как-то возвращались из Химок с приятелем, который чуть-чуть видит. Заблудились. Подошли к первой попавшейся машине, спросили, как пройти к станции. Я был в шарфе ЦСКА. Те люди "розу" увидели, говорят: "А мы родственники Василия…" Как я понял, жена и теща с тестем. Даже журнал мне подарили с его автографом.
***
– Допустим, завтра проснулись бы со стопроцентным зрением. Что б делали в первую неделю?
– Нашел бы нормальную работу!
– Что такое "нормальная работа"?
– У меня была такая. Работал системным администратором, занимался компьютерными сетями, Web-разработчиком приложений на сайте знакомств. Пришлось уйти. Кто будет меня держать, если время от времени нужно уезжать на сборы? Кто станет ждать?
– Сборы долгие?
– По две недели в Сочи.
– Компьютеры – это та работа, о которой мечтается?
– Это реально. Вот лет десять назад я бы точно ответил: большой футбол!
– Когда были в последний раз абсолютно счастливы?
– После свадьбы каждый день кажется счастливым. Женился два года назад.