— Чем именно занят в спорте «Академсервис»?
— Нашей компании уже 30 лет, и мы занимаем лидирующие позиции в стране в сфере обслуживания спортивных организаций и событий. С нами сотрудничают более 190 команд в различных видах спорта. Мы обслуживаем тринадцать команд РПЛ, пятнадцать команд КХЛ, двенадцать команд Единой лиги ВТБ, 39 федераций, восемь спортивных лиг, оргкомитеты различных спортивных соревнований и другие. Конечно, у нас есть конкуренты, но доля рынка, которую они занимают, несопоставима с нашей. Что именно мы делаем для наших клиентов? Как известно, командам приходится много ездить в рамках своих чемпионатов и кубков. Так вот, мы управляем логистикой: организуем перелеты и переезды, размещение в отелях, обеспечиваем питанием, транспортом и прочим необходимым.
— Спортивным клубам проще, когда вы берете на себя всю работу, связанную с логистикой?
— «Проще» — это неверное определение. Есть две очевидные причины, которые побуждают клубы обращаться к нам. Во-первых, владельцы клубов (госкорпорации, частные компании, муниципалитеты и др.) распространяют на свои клубы ту же финансовую дисциплину, которая действует у них самих. А она всегда предполагает расставание с деньгами после оказания услуги, подчас даже спустя 60 дней после размещения в отеле, перелета и прочее. Но и авиакомпании, и железная дорога, и отели не готовы отпускать услуги в кредит. Это и понятно: клуб согласно календарю соревнований приезжает в какую-то гостиницу лишь один раз за год — и для этого отеля он всегда остается разовым клиентом, с которого нужно взять предоплату. Клуб даже не может гарантировать отелю, что в следующий раз он снова остановится в нем, поскольку в зависимости от результата матча отель может быть объявлен «нефартовым»; в клуб может прийти новый тренер с иными взглядами на логистику; клуб может сменить лигу и потому больше не приехать в этот город и т.д. В общем, клубу нужно искать себе трэвел-партнера с устойчивыми связями с гостиницами и перевозчиками.
Во-вторых, и это очевидно из вышесказанного, крупный трэвел-партнер может быть исключительно значим для отеля, если поток его клиентов, и не обязательно спортивных, занимает серьезную долю в загрузке отеля. Тогда этот партнер пользуется многими преимуществами, и прежде всего большими скидками от публичных цен отеля. Его скидками тогда смогут пользоваться обслуживаемые им клубы. Иными словами, сотрудничество с крупным туроператором приводит к экономии затрат клуба.
Есть и другие, менее важные причины, но все-таки: например, языковая проблема, когда, скажем, хоккейный клуб, играющий в Китае, должен настолько профессионально переводить на китайский или хотя бы на английский свое спортивное меню, чтобы не получить вместо желаемых спагетти обычную китайскую лапшу.
— Но ведь по-прежнему существуют клубы, которые организуют свои поездки сами, без посредников?
— Это сказывается советское прошлое: такие клубы убеждены, что лишь они сами в состоянии организовать свою логистику. Хочется спросить у них: а почему они сами, например, не шьют себе спортивную форму? Абсурд, вы скажете, но поверьте: самостоятельно заказывать билеты или гостиницы — такой же абсурд. Я так понимаю, что у таких клубов много свободных денежных средств и проблема экономии этих средств перед ними не стоит. Хотя, справедливости ради, должен сказать вам, что мне встречались и случаи, когда клубы очень хотели работать с нами, но им запрещали это их муниципальные хозяева, требуя, чтобы отчетность по поездкам исходила не от турфирмы, а только от конечных поставщиков. Вот это уже не абсурд, а больше похоже на глупость и расточительство.
— А как работают иностранные команды?
— Мы ежегодно принимаем несколько десятков иностранных баскетбольных и футбольных команд, которые приезжают к нам в рамках евротурниров. Так вот, я должен сказать вам, что согласование логистики пребывания иностранного клуба в России почти всегда происходит между нами и такой же, как мы, турфирмой, с другой стороны. И только с какими-нибудь «албанскими» клубами, где все еще отсутствует культура спортивного сервиса, мы работаем с зарубежным клубом напрямую. Но обратите внимание: даже в этом случае клуб ищет трэвел-партнера в России. Работать же со спортивными грандами всегда очень непросто: и мадридский «Реал», и «Барселона», и сборные Аргентины, Бразилии, Испании требуют допуска на кухню отелей собственных поваров, их меню учитывает и религиозные ограничения отдельных игроков и еще многое другое, чего редко найдешь в требованиях российских клубов.
— А с чем вам приходится сталкиваться при работе со спортивными мероприятиями?
— Здесь проблем гораздо больше. Помимо самих спортсменов, за которых отвечает соответствующий оргкомитет, приезжают их семьи и болельщики, которые чаще всего совершенно не организованы, а наша работа предполагает именно хорошую организацию. На чемпионате мира по легкой атлетике в Москве в 2013 году заселение в отели и выезд из них происходили в течение всего чемпионата по мере того, как проходили соревнования в отдельных дисциплинах. Всегда непросто приходится с соревнованиями с выбыванием, скажем, как на «Кубке Кремля» по теннису, когда ежедневно из участия в Кубке вылетают спортсмены, и каждому из них в срочном порядке приходится организовывать выезд из отеля и брать авиабилеты. Еще тяжелее работать в период командных плей-офф, например в КХЛ, когда в решающем седьмом матче одновременно на Востоке и на Западе играют твои клубы, и ты до последней секунды не знаешь, какую из команд и куда на следующий же день тебе придется везти и селить. Наши трудности во время Кубка мира по футболу в России были связаны с той целевой группой, которую мы обслуживали, — это волонтеры. Нам пришлось селить их во всех городах в общежитиях или очень дешевых гостиницах, чьи представления о стандартах сервиса очень отличаются от тех, к которым мы привыкли, работая с отелями. А во время зимней универсиады в Красноярске мы постоянно сталкивались с тем, что ожидания наших клиентов не соответствовали реалиям гостиничной инфраструктуры города: в Красноярске совсем нет пятизвездочных отелей, да и гостиницы международных отельных сетей представлены в небольшом количестве. Были и совсем нетрадиционные задачи: за полгода до проведения финала Лиги чемпионов в Москве в 2008 году нам пришлось удерживать бронь в отелях для будущих команд-финалистов. Ведь лишь за две недели до финала определяется, кто именно будет играть в финале, а чтобы суметь поселить команды в Москве при понятном ажиотаже в гостиницах, нужно кому-то загодя держать и проплачивать в гостиницах блоки номеров.
— С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться в вашей работе?
— Проблема по большому счету только одна: в российском спорте бич хронических неплатежей. Все остальные трудности меркнут сравнительно с этой. И клубы, и другие организации содержатся за счет бюджетных источников или за счет спонсорских средств. Понятно, что даже при неукоснительном поквартальном исполнении бюджета муниципальные или спонсорские средства могут поступать на счета клубов совсем не в те месяцы, когда в них есть острая потребность. И в результате нередки случаи, когда клубы по несколько месяцев сидят без денег. Тогда клуб просит тебя «войти в положение» и продолжить обслуживание, хотя дело уже пахнет керосином. Так что без ложной скромности могу сказать, что помимо понятных бизнес-задач мы решаем и социальную задачу по поддержке российских клубов — без нас многим из них было бы просто невозможно удержаться на плаву. Другое дело, что подчас эта социальная функция обходится нам боком: сезон заканчивается, бюджет и спонсоры уверены, что в средствах клуб уже не нуждается, и в лучшем случае клуб и мы ждем денег до начала очередного сезона, а в худшем — клуб тихо или громко умирает, оставляя нам свои долги. Кто-нибудь помнит будапештский «Патриот» или краснодарские «Крылья Кубани», игравшие в МХЛ, — эти клубы умерли негромко. «Амкар» же, «Тосно», «Кубань», «Алания» наделали в свое время шороху своей кончиной. Но и те, и другие оставили нас с долгами.
— Можно ли как-то бороться с этим?
— Я считаю, что ключевая роль в наведении порядка лежит на организаторах соревнований. Борясь за существование нищенских клубов, эти лиги или федерации оказывают всем медвежью услугу: клуб все равно гибнет, несмотря на все усилия, а спортсмены и организации, поддерживавшие клуб, оказываются в пролете. Совсем безобразно выглядит ситуация, когда организатор соревнований позволяет клубу заявиться для участия в очередном сезоне от имени вновь образованного юридического лица. Новое юрлицо под тем же брендом и с тем же фактическим адресом пребывания начинает играть в чемпионате как бы с чистого листа, не будучи обремененное долгами, а спортсмены и контрагенты старого юрлица нервно курят в сторонке ! Я хорошо помню, как во времена президентства Н. Толстых подобный трюк был проделан с футбольным брянским «Динамо», когда оно играло в ПФЛ. Из той же оперы случаи, когда у клуба с большими долгами бюджетные деньги и средства спонсоров не заводятся на лицевые счета вовсе, поскольку они будут тотчас же списаны в пользу налоговых органов, физических лиц и прочих истцов, а все платежи за клуб проводит соответствующая федерация или сам спонсор. Вот, например, в первенстве ФНЛ играет футбольный клуб «Мордовия»: долгов немерено, счета клуба давно на картотеке, арбитражи проиграны, но клуб поди ж таки продолжает играть в чемпионате. Вы думаете, что лига не знает об этой ситуации ? Прекрасно знают, но ничего не предпринимает. Клуб привозит с собой в отель кэш, расплачивается им и в ус не дует. Ну и куда это годится ? Клуб — черт с ним, но неужели непонятно, что эта ситуация вредит имиджу самой лиги? Я глубоко убежден, что регламенты и положения о соревнованиях должны защищать не только интересы спортсменов и тренеров, но и контрагентов, которые в течение всего сезона тянут лямку за клубы. Повторюсь, мы выполняем и социальные функции. Единственное, что я бы сделал, чтобы отделить действительных помощников клубов от разных компаний, оказывающих полумифические услуги, так это ввел бы процедуру аккредитации контрагентов в лигах и федерациях: хочешь рассчитывать на поддержку лиги и быть защищенным регламентом соревнований — пройди аккредитацию; не хочешь проходить — оставайся со своими бедами один.
— А тендеры не могут помочь вам в решении этой проблемы?
— Не смешите меня. Спортивные организации рассматривают тендеры лишь как способ минимизации цен подрядчиков, забывая о том, что договор, заключаемый с победителем по итогам тендера, предполагает взаимную ответственность сторон: ведь мы фактически размениваем уровень предлагаемых на тендере цен на определенный порядок платежей со стороны заказчиков. Вы можете быть уверены, что мы предложим любой организации экстремально низкий уровень цен в обмен на предоплату. Но уж коли в условиях тендера оговорена постоплата, извольте соблюдать ее сроки! Но, увы, реалии таковы: клуб может не платить месяцами, но будет взбешен, реши вы увеличить цены в ответ на задержку платежей. Так что сегодняшние тендеры — это улица с односторонним движением!
— Сколько людей в среднем занимается организацией одного мероприятия — начиная от планирования и заканчивая его реализацией?
— Всего в нашей компании работает 320 человек, но в спортивном департаменте их всего 40. И поскольку матчи играются и на Дальнем Востоке, и, скажем, на Канарских островах, где с местным баскетбольным клубом может встречаться в Еврокубке наша команда, то в спортивном департаменте работают только удивительно преданные компании люди, ибо им приходится действительно работать по 24 часа в сутки. И как бы я критически ни относился к проблеме неплатежей в спорте, истинная правда состоит в том, что мы терпим до последнего, всегда надеясь на лучшее. И всегда болеем за тех, кого обслуживаем. Хотя как разделить свои переживания между двумя «своими» клубами — непонятно. А ведь клубов у нас становится все больше и больше: наше бережное и профессиональное отношение к нашим заказчикам привлекает к нам все больше клиентов!
Редакция «Спорт-Экспресс» поздравляет компанию «Академсервис» с 30-летием, а ее заместителя генерального директора Евгения Липеца — с 60-летием и желает дальнейших успехов, процветания и новых достижений!