Не помню, что это был за день. То ли праздник, то ли выходной – я шел по пустой Москве. Казалось, этим утром я в городе один.
Накануне я звонил Владимиру Перетурину, звезде советского телевидения – и не узнал этот голос. Он и вправду стал совсем другим.
Когда-то, в прошлой жизни, я точно так же дозвонился до Николая Озерова – и не узнал: "Могу услышать Николая Николаевича?" Озеров ответил чуть огорченно – но не удивленно:
– Это я.
Думаю, звонок мой тогда вписался в череду тогдашних обид – изгнание с телевидения, вынужденные поездки с какими-то устными выпусками по стране. А тут еще и корреспонденты не узнают голос, известный вчера еще всей стране.
Владимир Перетурин тоже не удивился.
– Владимир Иванович, это вы?
– Я.
– Как себя чувствуете?
– Пока не умер…
– Хочу зайти к вам, поговорить.
– Ну, приходите, – равнодушно ответил Перетурин.
Второй инсульт привязал его к постели. Который месяц мир для Перетурина – полутемная комната. Небольшой, ламповый еще телевизор с бесконечным футболом. Книжный шкаф и две фотографии – мой герой с Бесковым и Яшиным. Металлический поручень койки.

Исхудал Перетурин до неузнаваемости. Говорит односложно – хоть чувствую, мне рад. Все ж новое лицо.
Напутствует собравшуюся в магазин жену:
– Купи воды зелененькой…
– Это тархун? – почему-то шепотом переспрашиваю я.
– Не тархун! – поправляет меня Перетурин. – Американская.
– Кока-кола! – радуюсь я.
– Зеленая кока-кола не бывает, – укоряет меня Владимир Иванович.
– Спрайт, – разъясняет из коридора супруга Ольга. – Он прежде кока-колу любил, а сейчас на спрайт перешел. Все, я пошла.
Я напоминаю, как ходили когда-то вместе в Астраханские бани и общались довольно мило – но Перетурин меня, конечно, не вспоминает.
– Ну как же! – переигрываю я, всплескивая руками. – Еще Нилин Александр Палыч с нами ходил. А вы мне рассказывали, как играли против тбилисского "Динамо". Гол забили в свои ворота – а тот оказался для Тбилиси тысячным в высшей лиге. Ждали грузины этого гола как праздника, подарки готовили для забившего, а вы им все испортили. Потом переписали этот гол на Владимира Баркая – но уже безо всяких праздников…
Перетурин чуть улыбается.
– Был такой гол! – вспоминает. Лицо чуть проясняется. – В Тбилиси это было (на самом деле этот гол стал уже 1012 на счету тбилисцев. – Прим. "СЭ"). Я против Миши Месхи играл. Потрясающий футболист. Для меня страшнее соперника не было. Но обыграть меня не мог! Всех на свой финт ловил – а меня не мог. Нормально я справлялся.
– Самый переоцененный футболист тех лет?
– Лобановский!
– Вот так ответ.
– Ничего в нем особенного не было. Хотя угловые подавал божественно. Это было. Против Лобановского я тоже играл. До Месхи ему далеко было!
– До Стрельцова тоже?
– Я к Эдику в тюрьму ездил!
– Как вас туда занесло?
– Он в Вятлаге сидел, а я как раз в Кирове играл. Дай-ка, думаем, навестим. Отправились с приятелем. Оказалось, Эдика в лагере библиотекарем назначили. Не цветущий он был, конечно…
– Так легко было попасть к Стрельцову на свидание?
– Наш шеф был – генерал милиции Носаков. Как скажет – так и будет. В том лагере не один же Эдик был, еще футболисты. Пара человек из Горького. Как-то приезжаю туда с ЦСКА, подходит ко мне незнакомый дядька – и рассказывает: "А Костя-то, друг твой, умер…" Как раз тот, который сидел – а мы его навещали.
– Играть против Стрельцова приходилось?
– А как же?! Пригласили меня в "Адмиралтеец". Приезжаю в Ленинград – а команду разогнали, осталось только "Динамо". Стал за него играть. Нашему центральному защитнику Леве Шишкову говорю: "Эдика не трогай!" Тот усмехнулся. Выходит на поле – и сразу Стрельцову по ногам. А тот здоровенный, разозлился – по нашему Леве пробежал и забил…

ДВА РАЗНЫХ МИРА
Я пытаюсь представить себя на его месте – и мне становится страшно. Перебирать воспоминания с утра до вечера – надеясь, что и после второго инсульта случаются выздоровления. Удалось же справиться с первым.
С экрана толкуют о чем-то новые звезды. Я сажусь у края кровати – и передо мной два мира. Слева герои сегодняшние. Справа поправляет одеяло тонкой, почти прозрачной рукой человек, чье "Футбольное обозрение" ждали все-все-все. Я, во всяком случае.
Выключаю звук – и звезды сегодняшние с этой секунды шевелят губами беззвучно. Ламповый телевизор теперь похож на аквариум.
К сегодняшним у Перетурина оказался приличный счет. Вспоминает всем известные фамилии – и голос его крепчает. Кажется, даже приподнимается на подушке:
– Этого – выгнать. Непрофессионал. Идиот полный. А этот – негодяй! Все учит, учит: "Надо было так…"
– Раздражают вас?
– Жутко раздражают!
– Так выключите звук. Не слушайте.
– Я так не могу. Всегда смотрю со звуком.
Со стенки над кроватью смотрит на меня фотографический Владимир Иванович из 90-х. Улыбается, держит в руках огромный арбуз – а люди вокруг хлопают. Мне кажется, я слышу эти аплодисменты сквозь годы.
Тот Перетурин был чуть снисходительнее.
Какие-то новости узнает от меня: "Кесарев умер" – "Мы же не так давно общались. Год назад или два. Вы точно знаете, что умер?"
Какие-то знает:
– Нина Еремина недавно умерла. Вы слышали?
– Слышал, Владимир Иванович.
– Я так расстроился! Нина была настоящий профессионал. Репортажи изумительно вела, глупости не говорила. Сейчас-то глупости говорят постоянно. Красивая была женщина.

ОТСУТСТВИЕ ДЕНЕГ
– Кто-то из телевизионных людей рассказывал мне, почему случился инсульт у Владимира Маслаченко. Духота в Останкино.
– Да нет там никакой духоты, ерунда это. Но вот меня схватило – и все… Никто не может объяснить, почему. После первого я долго восстанавливался – но ничего, встал. Еще года три поработал. Пока второй не хлопнул. Голова болит страшно, кружится… Врач приехал – сразу определил.
– На первом этаже видел инвалидную коляску. Не ваша?
– Нет, моя вон, у вас за спиной. Изредка меня вывозят. Когда погода нормальная.
– Не встаете вообще?
– Лежачий больной! Еще не умер – но не встаю…
– Главное неудобство в нынешнем положении?
– Отсутствие денег. Никто не дает!
– Пенсия у вас какая?
– Маленькая совсем. Государство отстегнуло 15 тысяч, что ли… Или 12? Надо у жены спросить. Один человек помог, больше никто.
– Это кто же?
– Коля Толстых узнал, что я лежу – позвонил, пригласил жену. Передал ей 50 тысяч рублей. Я был поражен!
– Я тоже. Передал от себя лично?
– Не знаю, где он взял… С работы копейки никто не передал. Вот такой человек – Коля. А негодяи сейчас набросились на него.
– Телевидение не помогает?
– Не-е-т… Ребята иногда дозваниваются. Из Питера с камерой приезжали, снимали меня. С Украины. Какой-то фильм снимают. Интервью записали – и уехали. Недавно журналист один пришел, книгу обо мне хочет писать. Фотографии просил. Книжку подарил о Дымарском. Надо б прочитать.
– Неподалеку живет Анна Дмитриева.
– Через два дома!
– Она тоже не заглядывала?
– Даже не позвонила ни разу. Не знаю, почему. Вот недавно заходил парень из какой-то газеты. Не помню уже, какой. Друзья мои или уехали, или поумирали. Женя Рубин жил на Ленинских горах. Жена его, Жанна, фотограф. В Америке теперь…
– Вы никогда об эмиграции не думали?
– Ни разу в жизни.

– Кто был вашим лучшим другом на телевидении?
– Яша Прилуцкий. Уехал в Израиль с женой и дочкой. Жена русская, а одна из всей семьи научилась говорить по-еврейски. А Яша вскоре погиб. Жена звонила, говорила – выпал из окна…
– Самоубийство?
– А убивать некому. Но я поверить не могу, что он покончил с собой. Веселый был! Видите фотографии по стенам?
– Конечно.
– Я один живой. Еще Каспаров в Америке. Остальные все поумирали.
– Что врачи говорят?
– А ничего. Но я все равно верю – выздоровлю, встану. Самому себе дал на выздоровление еще месяца три. Может, четыре. Год уже лежу! (На самом деле второй инсульт у Перетурина случился в 2012 году. – Прим. "СЭ")
– Главное – верить, что можно вернуться к нормальной жизни.
– Так Борис Спасский вернулся же. Тоже два инсульта. Что я могу сделать? Таблетки пью горстями. С утра горсть, днем горсть. Лежу целыми днями и вспоминаю.
– Что сегодня вспоминали? Что вчера?
– Гуляю мысленно по Москве, по улицам своего детства… Я на Фрунзенской набережной вырос. А неподалеку от меня, в двух остановках, жил Лева Дуров. Который через несколько лет стал большим артистом. А я оттуда уехал в Киров играть.
Вспомнил вдруг сегодня нашего учителя физкультуры, Анатолия Федоровича. Почему – не знаю. Тот погиб, попал под машину.
– Вы машину, кстати, водили?
– Нет, никогда.
– Почему?
– Да не было случая. Предлагали купить еще в Кирове – но я не стал. Ни "Победу", ни "Волгу". На метро ездил. Садишься, кто-то узнает – червонец тебе тянет.
– Зачем?
– "Распишитесь!" Ладно, расписываюсь. Кто-то паспорт подсовывал. Но на куски не рвали.
– Популярность у вас была фантастическая.
– Вы преувеличиваете…

ЗАПИСИ "ФУТБОЛЬНОГО ОБОЗРЕНИЯ"
– Сколько после каждого "Футбольного обозрения" приходило писем?
– Мешками – никогда. Но штук десять бывало. Особо народ не возмущался.
– Хоть какое-то письмо запомнилось?
– Да, из Чехословакии! Девушка написала – она меня где-то услышала, просила ответить ей. Звали ее Зденка Яванопольска.
– Влюбилась, что ли?
– Понятия не имею. Я ответил, что-то написал… Все хочу пересмотреть, у меня записи "Футбольного обозрения" остались. Хорошая была передача ко дню рождения Озерова, кажется. Много интересных людей собрали.
– Сегодня ваши коллеги ведут корпоративы, зарабатывают нормальные деньги. Вы застали это время?
– Нет, к сожалению. Но я бы вел, мне в радость.
– До программы "Время" вы так и не добрались?
– Нет. И не хотел.
– Почему?
– А я не люблю эту программу. Кто-то туда рвался, это было модно. Телевизионному человеку это давало другой статус. Но мне и так было неплохо. Хотя на телевидении много негодяев. Анонимки на меня писали. Спортом командовал Иваницкий – тот футбол вообще не понимал.
– Что еще вспоминаете?
– Всю-всю жизнь прокручиваю в памяти. Как в Кирове играл. Я вообще непьющий – большая редкость для футбольного человека. Играл там со мной Юра Вшивцев, будущий нападающий московского "Динамо". Тоже ни капли не пил. Один поэт из "Спартака" написал: "В нападенье Вшивцев Юра, а в защите – Перетура…"
– Это произведение восхитительное.
– Детство помню почему-то отчетливо. Товарищей своих. Один из Мюнхена звонил как-то. Вот, вспомнил еще – в школе приятелю своему нос разбил!
– Господи. За что?
– Что-то он сказал не то…
– Я смотрю, отчаянный вы человек, Владимир Иванович.
– Я не очень смелый. Хотя когда Останкинская башня горела, многие разбежались. А я домой не ушел, пережидал прямо там. Вообще никакого страха не было.
– А говорите, не смелый. Уверяю – вы человек героический.
– Сказать честно гадость негодяю – это очень смело, я считаю. Но вот это у меня нечасто получалось. Хотя один раз прорвалось!
– Расскажите же скорее.
– Главным редактором спортивных программ был Мелик-Пашаев. Вот ему высказал все. Что-то он мне начал говорить, а я – ему! Это действительно надо было смелости набраться – Мелик-Пашаев мог многое!
– Телевизор у вас включен постоянно. Самый интересный для вас сегодня человек из этого мира – не спортивный?
– Он тоже умер. Аркадий Арканов. Мы с ним вместе ездили, выступали по городам. Во Владимире, помню, были. Какой-то футбольный турнир – а потом мы с Аркадием выступали… Потом меня в гости пригласил. Квартира у него была в старом-старом доме на Сивцевом Вражеке.
– Хороший был человек?
– Порядочный!

ЛОБАНОВСКИЙ, БЕСКОВ, СТАРОСТИНЫ…
– Вижу, с Тарасовым у вас фотография. Общались?
– Как-то вместе вели репортаж из студии. Наши играли в Канаде – а мы оставались в Москве. Но он мужик был хреновый.
– Почему?
– Злой, расправлялся с людьми в две секунды. Харламова отправил в Чебаркуль…
– Лобановского вы в 80-х мягко попрекали договорными матчами. Мог ведь и раздавить вас – как корреспондента Галинского.
– С Лобановским нормально общались. Но меня возмущало – даже "Днепр" вынужден был отдавать им очки. Такая команда, могла обыграть кого угодно – вдруг приезжает в Киев, спокойно пропускает гол, второй… Никакой борьбы! Вообще-то в Киеве меня никто особенно не любил.
– Где любили?
– В Запорожье, Донецке я свой человек был. В Днепропетровске вообще обожали! "Чайку" за мной на вокзал не присылали, но встречали и провожали всегда. Жиздик и Емец – это мои друзья.
– Юрий Гаврилов мне рассказывал – Жиздик не глядя отсчитывал единственной рукой деньги во внутреннем кармане. Можно было не пересчитывать – точно до рубля.
– А знаете, где он руку-то потерял? На фронте, в танке. Причем, думал, он один из всего экипажа выжил. Я об этом рассказал – комментировал матч "Днепра" со "Спартаком". Одна из последних игр сезона. Вскоре новость из Алма-Аты – жив еще один танкист! "Днепру" медали вручали – так привезли этого старика в Днепропетровск, с внуками приехал…
– Говорите, в Киеве вас не любили. Еще где?
– В Ленинграде всегда ругали, еще Набутов был жив. Как только меня не бранили: "Что ты нам претензии предъявляешь? "Зенит" – блестящая команда!"
– Если Лобановского вспоминаете – в каком возрасте? В каких обстоятельствах?
– Поехал я то ли со сборной, то ли с киевским "Динамо" в Исландию. После матча улетаем – прямо в аэропорту Лобановский идет в буфет, покупает огромную бутылку водки.
– Что такого?
– Дарит мне! Я упираюсь: "Валерий Васильевич, не надо, я не пью!" – "Бери, бери…" Так и всучил.
– Пришлось выпить?
– Нет, долго стояла в шкафу. Несколько лет. Может, до сих пор стоит.

– Бесков так мог бы?
– Нет! Бесков был жмот. Прижимистый. Я к нему домой заезжал, на Маяковской жил. Дочку его помню. А самое памятное интервью записывали в Гаграх. Мне было лет тридцать. Вон фотография на стеклом, видите? У меня еще целый альбом, потом покажу…
– Еще кто-то из больших футбольных людей выпить вам предлагал?
– Старостин. Только не помню, Андрей или Николай.
– Что за история?
– А я скажу! Летели мы из Испании. Старостин с администратором сидел на первом ряду, я на десятом, вся команда – в хвосте. Администратор каждые пять минут наливал Старостину стопку.
– Видимо, все-таки Андрей Петрович.
– Так Старостин поворачивался – и эту рюмку тянул мне. А я – не брал! Показываю руками: "Не пью". Только тогда он сам выпивал. Таких людей, как братья Старостины, больше нет. Честные, совестливые.
– Английская The Times признала Ринуса Михелса лучшим тренером ХХ века. Вы кого назвали бы?
– Лобановского! Может, Якушина. Он на втором месте. Хотя Бесков не слабее, тоже светило. А самый лучший человек – Качалин.

ДЯДЯ КОЛЯ ОЗЕРОВ
– Из тренеров второго ряда – кто для вас лучший?
– Зонин Герман Семеныч – прекрасный тренер! В Ленинграде я у него в гостях не бывал, а в Ворошиловград ездил. Мы в приятельских отношениях. Хороший мужик! Живой он?
– 90 лет отметил. Бегать по утрам перестал, но бодр.
– Откуда вы знаете?
– Недавно заглядывал к нему.
– Привет передавайте! Только обязательно передайте!
– Обещаю. Герман Семеныч настаивает на том, что "Заря" в год чемпионства не сыграла ни одного договорного матча.
– Это ложь. Очки им отдавали. Обычная украинская система.
– У каждого в жизни есть упущенные шансы. Что вы могли сделать, было по силам – но не сделали?
– Здесь неподалеку, через три дома, жил дядя Коля Озеров. Вот я не подружился с ним как следует!
– Вы же работали на телевидении, когда его оттуда выставили…
– Его не выставляли!
– Как же это случилось?
– Он сам ушел.
– Уходил с огромной обидой.
– Его не выставляли. Это я точно могу сказать. Помню, были мы вместе на Олимпиаде в Канаде. Обо всем на свете разговаривали. Он мужик-то хороший! Лучше многих. С ним мог сравниться только Виктор Набутов. Ленинградский комментатор, бывший вратарь. Но он умер молодым намного раньше Озерова. А знаете, как умер? Шашлыком подавился!
– Озеров был человек хороший?
– Хороший. Заступался за многих. Но тоже прижимистый.
– В чем это выражалось?
– Помню, я, Озеров и Майоров поехали на хоккейный чемпионат мира в Швейцарию. Еду взял я один. Жили в одном номере. Я резал колбасу, Майоров укладывал ее на хлеб – а Озеров все съедал. Ни копейки не дал.
– Еще какую ошибку в жизни исправили бы?
– (Долго молчит.) Я бы два раза не женился!
– Первая семья в Москве?
– В Питере. Первая жена там, сын. Разошлись потому, что в Москву она не хотела переезжать.

"ВАМ НЕ ПОНЯТЬ, КАК ЭТО УГНЕТАЕТ"
Я замолкаю – молчит и Перетурин. Думая о чем-то своем. Кажется, даже не ждет вопросов.
– О чем мечтаете, Владимир Иванович? – спрашиваю наконец.
– Скорее уйти отсюда! – отчетливо выговаривает он.
– Да перестаньте, – ошарашен я. – Вам жить да жить.
– Нет, – поправился Владимир Иванович. – Я имею в виду лежачий образ жизни. Вам не понять, как это угнетает. Хотя ко мне иногда сиделки приходят, с Украины. Вот в понедельник должна быть.
– Есть, о чем поговорить с ними?
– Нет…
– Что вам снится?
– Сейчас снов вообще нет. Прекратились. А раньше такие были – цветные, с подробностями…

АКИНФЕЕВА НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ С ЯШИНЫМ
Время для него остановилось – лишь шум за окном напоминает, что другая планета существует. Я говорю, что 78 – это не так много. Перетурин удивленно косится:
– А кому 78?
– Вам.
– Я 38-го года. Это 78 получается?
– Совершенно верно. Что такое – 78?
– Ничего особенного. Просто некоторые вещи уже не можешь делать. В футбол играть, например. Но я здоровым-то давно не играл. Последний раз сам на поле вышел в Рыбинске, класс Б. Переехал туда из ленинградского "Динамо". Это было лет пятнадцать назад.
– Думаю, чуть раньше. За ветеранов играть вас не звали?
– Звали. Но я не играл, только репортажи вел. Куда только не ездил – Красноярск, Свердловск, Ташкент, Алма-Ату… Там мэр вон какую штуку вручил, приз. Парень на лошади.
– Приз чудесный. Когда вы были в жизни особенно счастливы?
– Это было в Ленинграде. Где я играл за "Динамо". Самое лучшее время!
– Допустим, возвращает вам Бог здоровье. За что беретесь?
– Создаю редакцию спортивных программ на телевидении. Я интерес к футболу не потерял, все смотрю! Розанов – хороший комментатор. Черданцев с Геничем нормальные ребята. А некоторых надо гнать!
– Были бы у вас силы создать документальный фильм о каком-то футболисте из ХХ века. За кого взялись бы?
– За Яшина!
– Про Льва Ивановича столько всего снято.
– Все равно мало. Вот, хорошая у меня с ним фотография. Вы переснимите. Помню, на Малом стадионе "Динамо" Костя Крижевский и Лева Яшин к Якушину подходят: "Михал Иосифович, нельзя ли этого парня к нам в команду взять?" – и на меня указывают…
– Непременно. Лучшего нынешнего вратаря страны Акинфеева с Яшиным можно сравнить?
– Нет. Даже близко. Акинфеев в те времена играл бы в классе Б. У Яшина свое лицо было, настоящий хозяин штрафной площадки. Защитой как руководил! Даже не с Яшиным сравнивать, а с Борей Разинским, например. Конечно, Борис сильнее.
– Вы полагаете?
– Разумеется. Он в Липецке работал тренером и играющим центральным нападающим. Можете себе представить?
– Удивительно. Кто для вас сегодня – футболист номер один в России?
– Смолов. Бегает быстро.

СОБАКИ В КОРЕЕ, ЛЯГУШКИ В БОРДО, СКУКА В ФИНЛЯНДИИ
– Самые удивительные командировки в вашей жизни?
– Олимпиада в Корее. Во-первых, летели очень долго. Часов десять. Уже там пришлось комментировать все подряд – футбол, легкую атлетику, еще что-то… Я все боялся, что собаками нас накормят.
– Не накормили?
– Кажется, нет. А то в Бордо поехал со "Спартаком", так там жареных лягушек подали. Чувствую – что-то странное… Но это пустяк. Настоящий кошмар случился потом. Прихожу на стадион – все места заняты! Телефонной линии с Москвой нет. Пришлось бегать, искать телефон, отыскали мне место на ступеньках… Это был кошмар.
– Комментаторский ужас номер два в вашей жизни?
– Швейцария!
– Что случилось, Владимир Иванович?
– Отправился я на матч московского "Динамо". Приезжаю – а "Динамо" нет, откуда-то они летели. Матч заканчивается, в гостинице подходит какой-то мужик: "С вас столько-то за номер" – "Стоп! Я ж в составе делегации?" – "Вас в списке нет…" Пришлось заплатить из собственных.
– В Москве не вернули?
– Нет, конечно. Вот так я попал.
– Самая отвратительная точка на земном шаре, где бывали?
– Финляндия. Не помню, что за место. Точно – не Хельсинки. Хоккейный чемпионат мира я комментировал.
– Там-то что случилось?
– В том-то и дело, что ничего. Скука смертная. В 8 вечера выходишь – на улице ни одного человека. Я вообще хоккей комментировать не любил.
– Почему?
– Я ж не хоккеист…
– Последняя заграница в вашей жизни?
– После Мексики, футбольного чемпионата мира, не помню ничего. Может, бывал.
– Что привозили?
– Сыну игрушки. Таких в Советском Союзе не было. Какие-то конструкторы, заводные медведи…

СЕЙЧАС КОММЕНТИРОВАТЬ НЕ СМОГ БЫ
– Говорят, любого комментатора хоть раз отстраняли от эфира.
– Меня – ни разу. К Лапину (Председатель Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию. – Прим. “СЭ”) на разговор вызывали два раза.
– По поводу?
– Еврокубковый матч "Днепра" перенесли в Кривой Рог. Все оборудование везли из Киева и Москвы. Начинаем репортаж – все хрипит и скрепит. Возвращаюсь домой, сразу вызывают к Лапину: "Что такое?! Что за безобразие со звуком?" Все ему объяснил – никаких вопросов ко мне не было.
– А второй случай?
– Тогда вызывал не меня одного, а всех спортивных комментаторов. Какой-то праздник предстоял, настраивал: "Дорогие друзья, соберитесь, не забывайте, какой день…"
– Анатолий Лысенко рассказывал про Лапина – этот маленький человек внушал страх всем в телевизионных коридорах.
– Так и было! Сам он никого не боялся. Любому мог врезать по полной. Сегодня такой начальник существовать не смог бы.
– А вам сегодня комментировать было бы в радость?
– Тяжело бы пришлось!
– Почему?
– Условия совсем другие. Правду никто не говорит. А я бы все равно не выдержал, сказал. Меня несправедливость всегда убивала. До сих пор помню случай – приезжаю с ленинградским "Динамо" в Ташкент. Минуте на двадцатой судья полез в карман за желтой карточкой. Достает – а вместе с карточкой выпадает пачка денег. Сторублевки, полтинники….
– Замечательно.
– Мы, футболисты, собирали. Даже тренеры и запасные. Ползали, ловили! Понятно?
– Еще бы не понятно.
– Себе я ни рубля не взял. Хотя можно было.
– Слуцкий говорил: "Лучшая команда, которую я видел – сборная Франции-1984". Лучшая команда, которую видели вы?
– Московское "Динамо" 49-го. Не сборная, а клуб! Лев Яшин в команде уже был, но звездами считались другие – Бесков, Карцев, Трофимов…
– Лучший матч, который видели своим глазами?
– Матч сорок какого-то года, не помню точно. "Динамо" Москва – ЦДКА. Сыграли 1:1, Трофимов головой забил Никанорову с близкого расстояния. Лучше футбола я не видел!
– Лучший футбол, который комментировали сами?
– Сборная СССР играла с кем-то в Америке… Не помню, с кем… Пять голов забил парень из Ленинграда.
– Саленко – Камеруну.
– Вот, точно. Шестой тоже ленинградец забил.
Владимир Иванович устал. Я прощаюсь – и слышу в ответ:
– Вы заходите! И звоните! Зонина увидите – большой ему привет. Не забудьте.
Я улыбаюсь и тихо прикрываю дверь.
После разговора с Владимиром Перетуриным садимся с его женой Ольгой...
БЕПик
Гнилой оказался по сути человечишко. Тот у него жмот, этот все продавал, тот идиот... Вот разосрался со всеми, поэтому и никто и не заходит.Помрет-и все скоро забудут.
22.03.2025
butte
Владимир Иванович, здоровья!!! Помню в детстве всегда спешил на Вашу передачу. Даже убегал со двора, где сам играл в футбол
30.11.2016
Странник-777
Я Перетурина, как комментатора, не переваривал физически. Выключал звук... Но это такая мерзость, когда телевидение крутит несметные баблосы... и не может накинуть какой-нибудь червонец своим бывшим сотрудникам. Жлобьё... Впрочем, если бы только ТВ так поступало у нас... Мы же самая высокодуховная нация. вопросов нет.
30.11.2016
александр62
инквизитор 2013-9 ! рассуждая про то кем был Н.Н.Озеров не мешало бы тебе ознакомиться с его биографией .
25.11.2016
Titька-балерина
Гаттузо зол! банк "Аван////////////////// Которого? Из Санкт-Петербурга или из Москвы?
22.11.2016
Пушкарь в теме
Инквизитор 2013-9_________________________- А не пошел бы ты сам...куда подальше!Именно Перетурин вкупе с двумя другими "парщиками" из моего коммента "ушли" Николая Николаевича Озерова.Это давно всем известно,кроме тебя.
22.11.2016
Victoruar
хорошая статья! А с первой страницы убрали!
22.11.2016
Пидар гнойный
банк "Авангард", 4038 9682 7365 8969. Это карточка сына, Василий Перетурин.
22.11.2016
Dennis-Ber
Перетурин прекрасный человек и комментатор, но именно сейчас хочется низко поклониться ЮРИЮ ГОЛЫШАКУ!!.. Все мы рано или поздно подходим к известной черте, и как же в это время необходимо внимание и участие... Спасибо Юрию (!!), сильно пробило, все два года лежачего моего отца у меня заново по венам прошли, пока читал...
22.11.2016
Finiks
Современные комментаторы все стараются блеснуть своей эрудицией.Например,они даже знают за какие команды играли запасные игроки англ.команды =Мидлсбро=.А вот прокомментировать 5 голов тульского =Арсенала= в 14 турах нынешнего чемпионата не могут.Интересно,получают ли зарплату нападающие этой команды? В.Перетурин не оставил бы этот случай без внимания в своем =Футб. обозрении=.
21.11.2016
ur-ur
Spartak-Online1 Даже мультик "футбольные звезды" с Перетуриным интересно было смотреть__________ Сейчас специально посмотрел в Ютюбе мультик "Футбольные звёзды". Примитив! Бессмыслица и глупый юмор. На мой взгляд.
21.11.2016
Spartak-Online
А еще был Георгий Сурков.Как он комментировал лыжи,биатлон да и все зимние виды спорта!
21.11.2016
Spartak-Online
Согласен про Саркисьянца. Универсальный был комментатор. Комментировал все ,кроме хоккея.
21.11.2016
Монте-Кристо (Мститель) .
КГИ................. Георгий Саркисьянц был одним из лучших и самых любимых комментаторов в СССР. Вел репортажи очень умно, толково. Но людям особенно нравилась его речь и приятный тембр голоса. Его было одно удовольствие слушать.
21.11.2016
Spartak-Online
Даже мультик "футбольные звезды" с Перетуриным интересно было смотреть.
21.11.2016
КГИ
ur-ur, а почему Саркисьянц "даже"? Очень хороший был комментатор, спокойный, без истерик. Помнится, комментировал такие разные виды спорта как бокс и фигурное катание. Мы с Вами ровесники, но поводу прежних-нынешних у меня мнение противоположное. В советские времена были настоящие проффи. К примеру, не слышал, что бы кто то из современных комментировал баскетбол, так как Ерёмина, фигурное катание как Кононыхин, легкую атлетику как Курашов, и т.д. Там было не только глубокое знание предмета, но и культура речи, уважительное отношение к зрителю и спортсменам. Из нынешних, пожалуй только Елагин им под стать.
21.11.2016
King's Bounty IIII
Не по делу. Уберите "Киберспорт" на болт. А то - Момент дня: 4 хэдшота с Desert Eagle от quiNz
21.11.2016
King's Bounty IIII
ur-ur Инквизитору 2013-9. Да, я действительно так считаю. С чем Вы не согласны? Мне 52 года и я помню и Озерова, и Перетурина и Маслаченко и даже Саркисьянца. Убеждён, что нынешние лучше (не все, конечно). Только Маслаченко не уступает Геничу, Шмурнову и Розанову. __________________ Мне кажется, что Маслаченко гораздо лучше...вот у нас у вратарей...:) Генич тоже ничего.
21.11.2016
Spartak-Online
Голос Озерова,Е.Майорова и Перетурина-это воспоминания прежде всего детства и юности! Здоровья Владимир!
21.11.2016
ur-ur
Инквизитору 2013-9. Да, я действительно так считаю. С чем Вы не согласны? Мне 52 года и я помню и Озерова, и Перетурина и Маслаченко и даже Саркисьянца. Убеждён, что нынешние лучше (не все, конечно). Только Маслаченко не уступает Геничу, Шмурнову и Розанову.
21.11.2016
MIKE-BEST
А мне нравилось как комментировал Перетурин. Спокойно. Интеллигентно. Не то что сейчас чердак кричит истерит как не нормальный
21.11.2016
King's Bounty IIII
Конечно в СССР футбол показывали крайне мало...Зато сейчас красивые девочки задают вопросы по планшету с умным видом...
21.11.2016
разумный
Днепропетровск был закрытый город, туда иностранцев не пускали, вот играли они в кривом Рогу, а всем рассказывали, что там проблема с освещением стадиона :))))) А вот папы из Суринама -это настоящий шедевр, причем экспромт, после которого все подумали, что больше Перетурин комментировать не будет, но хорошо что уже был Горбачев и год был 1988 й , а не 1982 й!!!! и еще он любил измерять поля и его любимая фрвза -Поле длинное и широкое и на нем можно показывать комбинационный футбол.....................
21.11.2016
Rastan
Лучшего и лучших комментаторов в те годы не было. Были великолепные профессионалы, каждый со своей неповторимой индивидуальностью, что позволяет , спустя многие годы, на фоне современных дилетантов-выскочек, полностью лишённых какой-либо идентичности, называть тех, прошлых, настоящими Векликими...
21.11.2016
BayDin
Rastan 19:05 и 19:21.... Сто пудово!!!
21.11.2016
Сибиряк.1974.СМ
Здоровья Вам, "Глас футбола", моего детства. И реально,нужно создать какой-нибудь Фонд для помощи ветеранам спорта, забытых нашей страной. Готов к конкретному разговору. Живу, правда, далековато.
21.11.2016
Shalopay
Помню, как в 90е его передразнивал Вася Уткин. Некрасиво выглядело. Конечно, Перетурин не лучший комментатор своего времени, но человек хороший. Это главное. Помню как в "футбольном обозрении" продвигал рубрику - подходил во время матча к какому-нибудь толстомордому дяде, сидевшему в ложе и спрашивал : "Вы по билету сюда прошли?" Толстым дядям это очень не нравилось. А говорит - не смелый. Здоровья ему.
21.11.2016
Эрик Рыжий
Да, именно с "Футбольного обозрения" и началось мое погружение в футбол.
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
Rastan /// Спасибо. И от Котэ Махарадзе. .... Пока мяч в воздухе... коротко о составах команд! Это профи! ... Своего дела! Спасибо ИМ!
21.11.2016
Rastan
Инквизитор 2013-9++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++Думаю, что адекватных, на этой странице,где обсуждается очень человечное интервью Юрия Голыщака с великолепным Владимиром Перетуриным, неизмеримо больше. А де_билы,всегда были, есть и будут.Нужно их просто игнорировать.
21.11.2016
Rastan
Отличительной чертой репортажей Владимира Перетурина было то, что в них, он воспринимал своих слушателей, как собеседиков, являсь одним из нас, смотрящих комментируемый матч.
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
ur-ur Перетурина по-человечески жаль. Инсульт (тем более второй) - это страшно и практически безнадёжно. Я помню всех комментаторов, начиная с Озерова. И на мой взгляд Маслаченко был выше Перетурина на уровень. И нынешние Шмурнов, Генич, Розанов и ещё 2-3 современных российских комментатора по пониманию футбола, по владению языком и уместному юмору очень высокопрофессиональны и намного превосходят Перетурина. А уж какие сейчас в хоккее комментаторы! Например, Гимаев. Просто супер! Озеров близко не стоял. Он ведь мало что понимал в футболе и хоккее. Просто был хорошим артистом и имел поддержку на самом верху. Так что не надо бездумно всё старое возносить, а современное ругать. /// Ирония или дебилизм? Жуть, однако...
21.11.2016
Rastan
Где бы нам найти, таких "отцов из Суринама"...
21.11.2016
Rastan
Спасибо за статьи, Юрию Голыщаку! Хочется надеяться, что наши ведущие спортивные издания, вместо размусоливания всевозможных сплетен из мира гламура, вокруг всевозможных спортивных "псевдозвёзд", перейдут к знакомству нашей молодёжи с такими личностями, как Владимир Перетурин, займутся какой-нибудь, совершенно необременительной для этих изданий, реальной и конкретной помощью нашим, отечественным, вошедшим в историю советского и российского спорта, личностям...
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
П.С. Спортивные журналисты и комментаторы! (если такие ещё остались) Боритесь за своих!(сами такими будете) Помогите своему и опубликуйте на своих изданиях номер счёта Перетуриных! Спасибо. Angeldust А мне понравился ответ почему не нравится комментировать хоккей - "Я ж не хоккеист". Вот бы нынешним ораторам и особенно Гусеву, который Хабибулина от Нигматулина отличить не мог, это прочитать и устыдиться. Да куда там? На Матч ТВ посмотришь и там сплошь и рядом самолюбование, понты, пафос. А аналитики, опыта, харизмы - ноль. /// Это точно!
21.11.2016
ur-ur
Перетурина по-человечески жаль. Инсульт (тем более второй) - это страшно и практически безнадёжно. Я помню всех комментаторов, начиная с Озерова. И на мой взгляд Маслаченко был выше Перетурина на уровень. И нынешние Шмурнов, Генич, Розанов и ещё 2-3 современных российских комментатора по пониманию футбола, по владению языком и уместному юмору очень высокопрофессиональны и намного превосходят Перетурина. А уж какие сейчас в хоккее комментаторы! Например, Гимаев. Просто супер! Озеров близко не стоял. Он ведь мало что понимал в футболе и хоккее. Просто был хорошим артистом и имел поддержку на самом верху. Так что не надо бездумно всё старое возносить, а современное ругать.
21.11.2016
Ivanhoe
Здоровья вам Владимир Иванович! Футбольное обозрение ждала вся страна, эт точно. Да и как комментатор он был интересный в свое время. Комментарии футбольных нюансов при хорошей футбольной картинке меня не интересовали, а вот околофутбольную атмосферу ему удавалось передавать... Резкостей его теперешних воспоминаний-высказываний про людей, но не про подарки очков украинскими командами Киеву и Заре и просто про договорняки, не разделяю, но объясняю это тяжелейшей болезнью. Если б мог что-то ему посоветовать, то как раз посоветовал бы убрать эту злость-резкость из мыслей и слов, зло внутри само по себе отравляет и убивает. На том свете оно не пригодится, надо здесь его оставлять...
21.11.2016
Lars Berger
Здоровья. Человек попал в беду. Неужели у нас такое черствое "футбольное братство", что не могут скинуться на лекарства и уход за этим человеком?
21.11.2016
Rastan
Здоровья Вам, Владимир Иванович! Жизнелюбие , чувство юмора, доброжелательность природная, любовь настоящих любителей футбола, помнящих Ваши прекрасные репортажи, пусть помогут Вам в эти трудные времена!
21.11.2016
oleg.bob
Володя, держись! Здоровья тебе!
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
Пушкарь в теме Злой он какой-то стал.Озерова охамил.А сам с Эрнстом и Гусевым в баню ходил... /// Бум Бараш, а ты в баню ходишь? Пшёл в баню, помойся...(((( И хвамилии не путай....
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
Константин Эдуардович Спасибо за всё, уважаемый Владимир Иванович! И было бы здорово, если бы СЭ обратился на тот же канал МАТЧ ТВ (не говорю уже про Первый ,хотя Эрнст может и поддержал бы эту идею ...) с предложением провести один выпуск "Футбольного обозрения" в стиле "ретро" с голосом Перетурина . А сборы от рекламы передать в Фонд помощи ветеранам спорта и В.И. Перетурину так же ... /// Зачёт!
21.11.2016
Иппон2
Здоровья!
21.11.2016
= Даль =
С Украины. Какой-то фильм снимают. Интервью записали – и уехали==== приезжал Дмитрий Гордон с Киева. Передача уже как 4 года вышла, можно в ютубе найти. Там уже не встает Владимир Иванович, тогда еще и узнал об инсульте
21.11.2016
Alex.S
У каждого свои воспоминания об этом человеке. Я тоже ниже отписался. Но его звездный час-мультик "Футбольные звезды". Гладиолус и Тюльпан-это покруче нынешних Спартак-ЦСКА, имхо.)
21.11.2016
Goaltender
Жалко его, конечно же. Но как комментатор он вообще был бестолковый. Самый настоящий петросян спортивной редакции ЦТ СССР.
21.11.2016
Loden
Прочитав интервью, вспомнил отца. В 70-80-е выезжал как руководитель спортивных делегаций (хоккей, биатлон, лыжи, конькобежный спорт). В отчёте ессно просили указать положительный опыт, годный к применению. После посещения Голландии идею приняли. Родилась программа "Футбольное обозрение". Все ньюансы, вспоминал отец, обсуждали как раз с Перетуриным. Моего уж нет. Ну а Владимиру Ивановичу здоровья!
21.11.2016
dominels.ru
Страшные слова - старость в России...
21.11.2016
defender_8
Конечно, здоровье влияет сегодня на его оценки прошлого, но в этой парадоксальности больше правды, чем может показаться. А его излишняя грубая откровенность - это опять же проявления болезни. Мне запомнился ЧМ 74 года и его обзоры прошедших матчей. Мне кажется именно после этого чемпионата его полюбила вся страна. Не хочу навязывать своё мнение, но глыба в нашем футболе всё же Эдуард Стрельцов. Я Видел в шестидесятых несколько матчей с его участием. Сегодня идёт глупый спор, вернётся ли Ерёменко в футбол? Стрельцов вернулся в 28 лет и показал, что такое гений футбола. Увы, сейчас таких нет и видно, не доживу до тех времён, когда за неделю до матча буду трястись от нетерпения, чтобы увидеть большого мастера независимо от того, где он играет. Владимир Перетурин был прекрасным комментатором. Долгих лет ему.
21.11.2016
Alex.S
Последний комментарий в его исполнении, который я слышал, матч за хоккейную бронзу на ОИ-2002. Играли наши с белорусами. Перетурин подстраховывал из Москвы. В третьем периоде пропала связь, и он вступил. Комментарий выглядел примерно так: "Да этим НХЛовцам вообще ничего не надо. Они играют за океаном, получают большие деньги....Пятый гол забивает сборная России. Эти люди давно потеряли связь со страной, их семьи, их интересы в Северной Америке...Шестой гол забивает наша команда". Ну, и так далее.
21.11.2016
Golfer
Жалко его? Конечно, жалко - как любого прикованного к постели человека. Но когда читаешь про "много негодяев" на телевидении, которые "анонимки писали"... как-то жалость немного притухает. Собственные-то доносы в ЦК не припоминаются? А может, напомнить, по указанию откуда Перетурина сделали ведущим "Футбольного обозрения"? ... Ладно, дело прошлое.
21.11.2016
Авокадо
С утра прочитал интервью с легендарным комментатором - очень интересно! Но грустный осадок на весь день остался... Один из мастадонтов комментаторского цеха испытывает материальные трудности - как так?! Владимир Иванович, обещаю лично передать пламенный привет Герману Семёновичу Зонину - мне очень повезло быть с ним соседями по подъезду (или, как говорят в Питере, парадной). Здоровья Вам!!!
21.11.2016
Пушкарь в теме
Злой он какой-то стал.Озерова охамил.А сам с Эрнстом и Гусевым в баню ходил...
21.11.2016
краснобелов-спартаков
С Перетуриным очень много воспоминаний! Голос, конечно же! Да все комментаторы 80-ых для меня, можно сказать, великие. А перенос игры в Кривой Рог - это Хайдук или нет? Парни, напомните, пжл.
21.11.2016
FreDDy Kruger
Здоровья........
21.11.2016
Константин Эдуардович
Спасибо за всё, уважаемый Владимир Иванович! И было бы здорово, если бы СЭ обратился на тот же канал МАТЧ ТВ (не говорю уже про Первый ,хотя Эрнст может и поддержал бы эту идею ...) с предложением провести один выпуск "Футбольного обозрения" в стиле "ретро" с голосом Перетурина . А сборы от рекламы передать в Фонд помощи ветеранам спорта и В.И. Перетурину так же ...
21.11.2016
Trezvy
"Начинаем репортаж – все хрипит и скрепит." =================================== Ужас. Тоже мне, горе-комментаторы... С Матч-ТВ...
21.11.2016
КГИ
Мне нравились репортажи Перетурина. Озеров, конечно же, отдельное Явление, а вот большинство комментаторов советской эпохи мне тогда казались пресноватыми (хотя по сравнению с почти любым из нынешних это небо и земля), а вот Перетурин и Маслаченко могли "отжечь". (Был еще Махарадзе, но того любили за грузинский колорит, что же касаемо оборотов речи он был предельно деликатен) Перетурин не боялся острых словечек или шуток в эфире. Запомнилось, в 80-е во время одного из матчей за воротами чуть сбоку был рекламный банер телевизора "Электрон" и футболисты постоянно лупили мимо ворот попадая в эту рекламу. На, что Перетурин сказал, что видимо у кого то из футболистов дома есть неисправный телевизор этой марки... Ну и конечно любимая передача молодости "Футбольное обозрение".... За полчаса успевали дать обзор каждого матча, интервью, анализ и т.д. При этом находилось время и на культурную составляющую) К примеру, помню песню в исполнении вратаря киевского Динамо М. Михайлова.. Ну, а мультик, где звери играли в футбол вызвал полный восторг..
21.11.2016
AlexMiron
Здоровья вам Владимир Иванович!Спасибо за передачи Футбольное обозрение!
21.11.2016
vialiy
Здоровья и терпения, Владимир Иванович!
21.11.2016
Ковтун
Всегда мне нравился Перетурин как комментатор. Очень жалко его, тем более зная, что такое человек после инсульта - моя бабушка 20 лет прожила в таком состоянии.
21.11.2016
blue-white!
Здоровья, Владимир Иванович. Можно сказать вырос на вашем "футбольном обозрении"! В те времена, когда я начал интересоваться футболом, на ТВ его почти не было. Только матчи сборной да ЧМ с ЧЕ. Ждал программы всю неделю, чтобы узнать результаты чемпионата России и посмотреть голы! Ещё раз здоровья, и спасибо Вам за всё!
21.11.2016
= Даль =
У нынешних комментаторов на Матч ТВ - ноль объективности. === уверен лет через 60 у кровати Евгения Савина тоже будут рассматривать раритетные фотки больного с Машей Командной, Юрием Дудем и Александром Кержаковым. Евгений будет желать здоровья 90-летнему Аршавину, отмечать "из тренеров второго ряда" Карпина и ставить на первое место в мире Слуцкого.
21.11.2016
Tom Sowyer
А еще внимательно всмотрелся на маркировки настенные. Вымпел АЕКа конечно смотрится особняком
21.11.2016
Tom Sowyer
Я думаю найти номер Перетуриных совсем не проблема.Та же редакция, хоть это и в не ее формате, думаю подскажет координаты
21.11.2016
marzin
Конфликтный человек, это точно. Помню, прямо в студии передачи "Футбольное обозрение" довольно жёстко отчитал Олега Протасова из-за перехода в из "Днепра" в киевское "Динамо". Это был для советского телевидения супер-скандал. Ну ещё разборки с "Советским спортом" по поводу победы "Жальгириса" на Универсиаде 1986-го, кажется, года: Перетурин, оценив успех "Жальгириса", всё-таки посетовал на подмену студентов клубом высшей лиги, да и в целом на отсутствие студенческого футбола как явления, на что в газете появилась маленькая заметка Войцеховской, осуждающая эти рассуждения. Человек хоть как-то колыхал болото советского телевидения, хотя иногда к его компетентности возникали вопросы.
21.11.2016
= Даль =
Правду никто не говорит. А я бы все равно не выдержал, сказал === как сейчас помню проигрыши Днепра и Металлиста киевскому Динамо и голос Перетурина в конце репортажа: "До новых встреч, дорогие товарищи. Это был голимый дог". Здоровья Владимиру Ивановичу!
21.11.2016
Dekker
Сердце защемило от прочитанного. Перетурину здоровья. Открыли бы счёт - люди помогли бы.
21.11.2016
\AleXiuS/
Грустное послевкусие от интервью, как будто прощается Владимир Иванович (( Здоровья и бодрости духа Вам!!!
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
!
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
П.С. Спортивные журналисты и комментаторы! (если такие ещё остались) Боритесь за своих!(сами такими будете) Помогите своему и опубликуйте на своих изданиях номер счёта Перетуриных! Спасибо.
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
Angeldust А мне понравился ответ почему не нравится комментировать хоккей - "Я ж не хоккеист". Вот бы нынешним ораторам и особенно Гусеву, который Хабибулина от Нигматулина отличить не мог, это прочитать и устыдиться. Да куда там? На Матч ТВ посмотришь и там сплошь и рядом самолюбование, понты, пафос. А аналитики, опыта, харизмы - ноль. /// Это точно!
21.11.2016
Alexa1977
Здоровья Владимиру Ивановичу!
21.11.2016
RoyalHunter
Прочитал интервью и вспомнил детство, "Футбольное обозрение", комментарии Перетурина, особенно в еврокубках. Финал ЛЧ 93 кажется года, Марсель - Милан. "Удар от.... углового флага" И гол через мгновение. на много всего сразу вспоминается. Эх... грустно. Грустно от того, что понимаешь: время уходит и прошлого уже не вернуть. И больно от того, что такие люди уходят от нас.. в полном одиночестве (не считая самых близких). Lived in the Crowd but Dying All Alone
21.11.2016
Я видел гол Шмарова
Да, "отцы из Суринама" - это было для нас, тогдашних, откровение. А еще я помню оговорку-шедевр - "футболисту за пределами поля оказывают травму". Перед глазами встает картина, как массажист и доктор пинают ногами в живот корчащегося на газоне игрока ;).
21.11.2016
fedland
Читая строки этой заметки и глядя на фотографии Владимира Перетурина, видя его состояние, понимаешь насколько надо быть гуманнее и добрее в этой жизни. Здоровья и сил Владимиру Ивановичу...
21.11.2016
Angeldust
А мне понравился ответ почему не нравится комментировать хоккей - "Я ж не хоккеист". Вот бы нынешним ораторам и особенно Гусеву, который Хабибулина от Нигматулина отличить не мог, это прочитать и устыдиться. Да куда там? На Матч ТВ посмотришь и там сплошь и рядом самолюбование, понты, пафос. А аналитики, опыта, харизмы - ноль.
21.11.2016
lvv79
Старался не пропускать ни одного выпуска "Футбольного обозрения" с Владимиром Ивановичем... Спортивных передач на советском телевидении было не много, а футбольных - я даже и не припомню. Помню показывали "ФО" уже после одинадцати вечера, спать охота, но всё равно сижу, жду... Обаятельный голос, грамотные разборы матчей. Желаю Владимиру Ивановичу здоровья, его близким терпения. Укажите расчетный счет супруги Ольги Перетуриной. Уверен, что многие захотят помочь материально. Мне кажется это самое малое, что мы можем сделать для замечательного комментатора.
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
invino Отличное интервью. Но я надеялся, что в конце будет номер банковской карты. Скинулись бы хорошему человеку. /// Сто в гору! Позорные спортивные издания, опубликуйте номер счёта Перетурина.
21.11.2016
Хидетоши Наката
У него, как у человека своего времени на все свой взгляд. Сколько уже разговоров было, что футболистов разных эпох сравнивать некорректно, однозначно современные превосходят по всем показателям. ________________ Но 12 тысяч от государства это конечно привет, угнетает не то слово! 12 тысяч ... Жесть...
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
К очень большому сожалению людей начинают ценить после их ухода! Сразу начинается особое восхваление, ставят памятники, вешают доски на дома, бьют себя в грудь, что они их приверженцы и почитатели.... Почему так? Почему??? Это и в спорте, и в искусстве... во всех сферах деятельности. К людям относятся как к шлаку, а потом их начинают восхвалять... Заметили? Почему им никто не помогает? Почему? И куда смотрит ... да ладно... Поставить памятник Черенкову(много фамилий) хорошо. А кто(кроме друзей) ему чем помог?(((
21.11.2016
SemVA
Желаю Владимиру Ивановичу победить свой недуг и вернуться к нормальной жизни. Меня его работа комментатора всегда радовала.
21.11.2016
Александр 7
Ещё один момент вспомнил, как Перетурин в эфире "Футбольного обозрения" от 1991 года отчаянно возмутился, как Лобановский не доведя киевское "Динамо" до конца чемпионата, а ещё три месяца оставалось, нарушив контракт, побежал в ОАЭ арабские за долларами...Так это выглядело..Перетурина это возмутило...Но он тогда ещё не понимал видимо, что страна посыпалась и спустя пол года все побегут в разные стороны за баксами...
21.11.2016
invino
Отличное интервью. Но я надеялся, что в конце будет номер банковской карты. Скинулись бы хорошему человеку.
21.11.2016
Александр 7
Перетурин для меня отдельная светлая эпоха...Когда здоровая сильная страна с улыбками здоровых, занятых делом людей, уверенных в своём и детей будущем, ждала после честной трудовой недели по воскресным вечерам передачу "Футбольное обозрение"...И вот интересно, что в 30 минут вмещалось всё...и наш футбол и заграничный и интервью и прочие репортажи...Сегодня растянутые на часы обзоры с пустопорожними базарами миллионеров такого анализа не дают...Перетурин- это образ советского непродавшегося профессионала своего дела, который не продался за баксы...и со спокойной ДУШОЙ перед ламповым телевизором, может принять любой приговор судьбы...Как же ему противно смотреть на это продажное болото сегодняшнего дня...А подтверждения этому, перекрасившиеся лягушки с баксами в кармане из его цеха, которые даже не помогают ему...Заняты другими делами...Конечно выздоровления Перетурину желаю...А то, что он про Акинфеева и его уровень первой лиги времён СССР сказал, это точно. Сегодня 90 % футболистов премьер лиги имеют уровень первой лиги при СССР...Упал футбол в два раза...в России.
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
- Булатов хватается за голову. После такого пpомаха можно схватиться и за ногу, и за сеpдце, и еще за что-нибудь. (с)
21.11.2016
Монте-Кристо (Мститель) .
Прочитал. Бесподобно. Мало сейчас людей понимающих футбол осталось. А на ТВ ни одного. Деградация полная. Как в футболе, так и вокруг него. Хорошо Перетурин об Акинфееве сказал, а это ведь горькая правда. Думаю, что не только Акинфеев, но и нынешняя сборная России во времена СССР не попала в Высшую лигу или боролась за то, чтобы из нее не вылететь. Но из нынешних мало кто это осознает. Привыкли жить в грязи и довольны и счастливы. Как черви в навозе.
21.11.2016
streletc1783
А вот что человеку даже пенсию нормальную не назначили просто позор.Нынешние то ничуть не лучше ещё и полностью зависимы ни шага в сторону - всё корректно(а то заругают и чупа-чупс не дадут) Заметьте! И среди комментаторов футбола нет Озеровых Синявских Махарадзе - у них всё ещё хуже чем в футболе и опять же заоблачные зарплаты.Всё тоже самое. Прогнил футбол.
21.11.2016
Slim Taller
Замечательное интервью! Поклонники Акинфеева пусть прочтут.И по Орлову хорошо прошёлся:"А этот – негодяй! Все учит, учит: "Надо было так…".Жутко раздражает эти его "надо было бить,надо было не бить".Про договорные матчи правильно всё сказал.Хотя не только украинские клубы сливали очки Динамо.Те же московские клубы отдавали очки минскому Динамо в 1982 году,что-бы Киев не стал чемпионом.
21.11.2016
streletc1783
Терпеть его никогда не мог(как и все окружающее) постоянно всё путал.Особенно поражало когда в эпизоде было нарушение- Перетурин- говорил нет, но тут повтор - всё видно как на ладони удар по костям,Перетурин молчит минуту потом произносит отстраненно "нет ничего не было" что он делал в это время,куда смотрел? Если смотрел. И так в каждом эпизоде, в каждом матче.Было впечатление что он на слух комментирует.(он как-то говорил что монитор маленький) Но веселил "В какую позу бы судья не стал - он не прав"
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
Юра, спасибо за статью! Вспомнил детство, юность.. Вспомнил Вадима Синявского, Николая Озерова, Котэ Махарадзе, Владимира Маслаченко, Георгия Суркова, Анну Дмитриеву и многих... многих. Какие были профессионалы!!! Спасибо им! А нынче... приходиться смотреть репортажи без звука!!!( Матч ТВ вообще не смотрю! Пустышка и пиар.((((
21.11.2016
Инквизитор 2013-9
Володя держись! Ты сильный! Почему таких людей так мало?
21.11.2016
Митяй
Монте-Кристо (Мститель) . "Футбольное обозрение" Перетурина было самой интересной передачей о футболе. Интеллект, такт, сочный язык и объективность ее выделяли. Нынче же не обзор футбола, а базар о футболе разных черданцевых, геничей и прочих уткиных. Ниже уровня плинтуса. Объективности ноль, они все служат одной шараге. Смотреть невозможно. ********** +99999999999 Жаль только, что слишком скоротечной была передача. И всего раз в неделю.
21.11.2016
Delavar-80
Полность согласен с Монте-Кристо (Мститель) . У нынешних комментаторов на Матч ТВ - ноль объективности. Смотреть и слушать просто невозможно, хотя они должны быть объективны, это суть их профессии. Смотрел вчера тайм Спартак - Амкар, слушать невозможно. 80% речей только об одной команде , в итоговом эфире тоже самое.
21.11.2016
joleger
Славное вью.
21.11.2016
sailor1990
Надо бы ему воспоминания надиктовывать. Не только Бубнову же книги писать
21.11.2016
Монте-Кристо (Мститель) .
"Футбольное обозрение" Перетурина было самой интересной передачей о футболе. Интеллект, такт, сочный язык и объективность ее выделяли. Нынче же не обзор футбола, а базар о футболе разных черданцевых, геничей и прочих уткиных. Ниже уровня плинтуса. Объективности ноль, они все служат одной шараге. Смотреть невозможно.
21.11.2016
utan
Для меня Перетурин ассоциируется с детством, когда только начинал смотреть футбол. Тогда часто он комментировал. А в выходной выходило Футбольное обозрение. Не было спортивного канала и "самое вкусное" из спорта для меня проходило под его комментарии. Здоровья Владимир Ивановичу!
21.11.2016
rossoneri
Буквально на днях: вчера или позавчера в какой-то нарезке по телевизору увидел Перетурина и подумал - а где он, давно его не видно на экранах, живой ли? А тут вон как. Грустно. Здоровья, Владимиру Ивановичу!
21.11.2016
wedes
"Минуте на двадцатой судья полез в карман за желтой карточкой. Достает – а вместе с карточкой выпадает пачка денег. Сторублевки, полтинники…." - вся суть советского чемпионата.
21.11.2016
esheg
А его "отцы из Суринама"? На все времена!
21.11.2016
Баламошка освобождённый
Буду помнить добрым словом что бы ни случилось. Здоровья Владимиру Ивановичу.
21.11.2016
Exsorsist
Замечательный комментатор был в своё время! А какие перлы во время матча отпускал..."- Юpий Семин - почти голый, а его паpтнеp Владимиp Эштpеков в костюме Снегуpочки.", "...не хотят играть...- Хоть бы подрались нормально что ли!"," Пошли все динамовцы в одно место...", "- Кpасные футболки и полосатые майки у наших игpоков", полно было такого. Прикольно было слушать, не то что нынешние заунывные комментарии.
21.11.2016