В давние времена, когда в глазах широких масс игровая индустрия еще не избавилась от маргинального имиджа, игры делились на стрелялки и бродилки. Стрелялками в народе называли шутеры, чаще всего от первого лица, но иногда среди них попадались и представители другого поджанра — Third-person shooter, где игрок кроме перекрестия прицела и оружия наблюдал еще и спину персонажа.
В этой статье вспомнили самых ярких и знаковых представителей среди шутеров от третьего лица, некоторые из которых балансируют на грани нескольких жанров, что не мудрено, ведь индустрия развивается, а чем больше возможностей — тем больше механик можно совместить и инноваций внедрить.
Серия, появившаяся во времена Xbox 360, долгое время выступала в качестве главного эксклюзива Microsoft. Gears of War — один из ярчайших представителей шутеров с использованием укрытий, которые были популярны в нулевые.
Игры, разработанные Epic Games, довели эту механику до идеала, став для многих фактически синонимом поджанра шутеров от третьего лица с укрытиями. И на момент выхода геймплей в играх действительно поражал. Перед игроком был зубодробительный экшен, в котором огромные мужчины, больше похожие на смесь шкафа и мистера Олимпия, расстреливали ящероподобных противников.
Первые три части уже можно назвать классикой и прекрасным примером геймдизайна времен Xbox 360. Первая часть удивляла, вторая повысила градус накала и масштаб происходящего, а третья подводила итоги.
Пока в кино гремела «Матрица», взявшая от гонконгских боевиков многое, финские разработчики из Remedy черпали вдохновение ведрами и создавали свой игровой шедевр Max Payne, с легкой руки которого феномен Bullet Time вошел в индустрию. Впрочем, до сих пор мало кто смог превзойти финнов на их поле.
Но не только уникальным геймплеем запомнился Max Payne. Помимо того, что главный герой не отличался особой живучестью и от игрока требовалось грамотно использовать замедление, с помощью которого игрок мог уравнять шансы в перестрелке с врагами, был еще и крутой сюжет.
Он совместил элементы нуарного детектива и кинематографичность все тех же гонконгских боевиков, за счет чего и нашел место в сердцах множества игроков, что уникально, учитывая очень ограниченный бюджет игры. Именно благодаря нехватке денег на разработку в Max Payne появились комиксовые заставки вместо полноценных роликов, а лицо главному герою подарил сценарист Сэм Лейк.
Спустя два года вышел сиквел Max Payne 2: The Fall of Max Payne, обладавший уже куда большим бюджетом, развивавший механики первой части и продолжавший нуарную историю детектива, потерявшего все.
Третья часть франшизы увидела свет спустя 9 лет, а разработкой занимались уже не финны, а сотрудники Rockstar. И если сюжет и атмосфера триквела вызвали споры, ведь действие было перенесено в солнечную Бразилию, а от мрачной и давящей атмосферы оригинала осталось не так много, то геймплейно перед нами предстала почти идеальная игра и, если бы не особенности атмосферы оригинальной дилогии, возможно, Max Payne 3 была оценена еще выше.
Returnal
Рогалик и шутер от третьего лица, разработанный Housemarque, рассказывает историю о женщине-пилоте космического корабля, попавшего во временную петлю на далекой планете. Героиня не может умереть, вновь и вновь воскресая.
Returnal, несмотря на, казалось бы, не самую оригинальную концепцию, не просто заставит попотеть, но и расскажет душещипательную историю, на погружение в которую играет множество элементов: от геймплея до звукового дизайна.
Как пел Йен Кертис в песне Joy Division — «She lost control». Так вот, это совсем не про Джесси Фейден — главную героиню игры Control от создателей Max Payne. Несмотря на все паранормальные явления, которые происходят внутри «Старейшего дома», штаб-квартиры загадочной организации «Федеральное бюро контроля» и основной локации игры, Джесси сохраняет хладнокровие и смело идет к своей цели — найти в лабиринтах кабинетов своего брата.
И хоть Control стала жертвой уже классической для студии Remedy Entertainment проблемы — нехватки бюджета, — талантливые финские парни смогли сделать не просто красивую игру с захватывающим сюжетом, но и создали по-настоящему увлекательный шутер с прекрасно работающими механиками.
Главная героиня не просто умеет стрелять, но еще и обладает множеством сверхъестественных способностей, так что кроме уникального оружия, принимающего разные формы, вы можете уничтожать врагов с помощью способностей. Джесси может швырять в противников любой предмет на уровне, а если под рукой ничего не окажется, героиня просто вырвет кусок бетонной стены. При этом все это работает по законам физики, играется динамично и выглядит завораживающе, особенно если включить режим трассировки лучей.
Игра, полностью изменившая облик не только легендарной японской серии хорроров, но и повлиявшая на другие жанры. Благодаря проекту Синдзи Миками, изменениям подверглись жанр хорроров и шутеров от третьего лица.
Именно Resident Evil 4 ввела новый стандарт — вид из-за плеча, который впоследствии появился в множестве игр, включая, например, уже упоминавшуюся серию Gears of War. А механики прицеливания нашли свое продолжение в таких суперхитах, как серия Dead Space и даже GTA.
Если сейчас оригинальная четвертая часть может показаться устаревшей, не беда: в 2023 году вышел ремейк, ставший хитом. Он получил высокие оценки и, главное, выгодно отличился не только бережным отношением к оригинальной игре, но и стабильной работой, которой порой так не хватало другим релизам прошлого года. Что тут скажешь: культовой игре — культовый ремейк!
«Песок — он грубый, жесткий, неприятный, он попадает всюду» — что, если не цитата Энакина Скайуокера может вспомниться вам во время игры в Spec Ops: The Line, ведь именно покрытый после череды бурь песком Дубай будущего выступает в качестве места действия событий игры.
Но это не просто красивый фон: метеорологические условия интегрированы в геймплей, так что геймер может и скрыться в песчаной буре, и обрушить на врагов подпирающие огромные массы песка конструкции, после чего противники на своей шкуре могли ощутить слова Скайуокера.
Но не только на барханах держится Spec Ops: The Line, ведь проект немцев из Yager Development изначально задумывался как проект с глубоким смысловым наполнением. Так что настоящей пустынной жемчужиной этого шутера от третьего лица является сюжет, который проводит игрока через череду моральных выборов и затрагивает тему войны и ее презентации в массовой культуре.
События Days Gone разворачиваются после пандемии, последствиями которой стало не развитие стрим-сервисов и повальная вакцинация, а превращение населения в агрессивных зомби. Игрок же берет на себя управление байкером по имени Дикон, который пытается выжить в недружелюбном мире зомби-апокалипсиса и пытается отыскать любимую, которую считал погибшей.
Перемещаться по открытому миру игры Дикону поможет мотоцикл, а во время схваток с неприятелями придет на помощь арсенал огнестрельного оружия. Отдельная фишка геймплея — наличие орд зараженных, называемых здесь «фриками». Игроки могут не просто истреблять их, заманивая в узкие расщелины и каньоны, но и использовать в своих целях, приманивая агрессивных зомби к другим врагам. Days Gone — увлекательная смесь «Ходячих мертвецов» и «Сынов анархии» с качественной графикой и развитым искусственным интеллектом врагов, который сделает перестрелки запоминающимися и интересными.
Более чем за 20-летнюю историю Mafia стала легендарным проектом и дала начало целой серии, чья судьба заслуживает отдельного обсуждения. Оригинальная игра увидела свет в далеком 2002-м и рассказывала историю Томаса Анджело — таксиста, который по воле случая присоединяется к одной из криминальных семей вымышленного города Лост-Хэвен, который стал собирательным образом Нью-Йорка, Сан-Франциско и Чикаго времен 30-х годов XX века.
Игра получила теплый прием как от прессы, так и от игроков, многие из которых полюбили ее за прекрасную густую атмосферу США времен Великой депрессии и сюжет, наполненный яркими персонажами и запоминающимися событиями.
При этом сложно отрицать, что сейчас проект 2002 года выглядит слишком устаревшим, но не беда: как и в случае с Resident Evil 4, у игроков есть возможность ознакомиться с классикой в новой оболочке, ведь в 2020 году вышел ремейк с названием Mafia: Definitive Edition. Его создатели — студия Hangar 13 (разработчики третьей части) — бережно подошли к обновлению оригинального проекта, по максимуму сохранив все то, за что полюбилась игрокам игра 2002 года.
Сиквел игры 2016 года, который переносит действие из каменных джунглей Манхэттена на территорию города Вашингтона. Онлайновый шутер от третьего лица, разработанный шведами из Massive Entertainment, берет первую часть как основу и делает все гораздо лучше, фактически являясь не просто сиквелом, а тем, какой должны была стать в свое время первая игра.
Division 2 запомнился игрокам напряженным геймплеем, захватывающими перестрелками и грамотной системой вознаграждений. Игра и перестрелки затягивали так, что проект, изданный Ubisoft, можно назвать одним из лучших представителей многопользовательского шутера от третьего лица.
Игра про капитана Шепарда, сражающегося вместе со своей командой против древнейшей расы из космоса, не совсем является чистокровным шутером от третьего лица. Это прежде всего RPG, а уже потом шутер.
Впрочем, игра от BioWare идеально совместила два жанра в одной игре: и Нормандию — корабль Шепарда, и самого капитана достаточно интересно развивать. Диалоги в этой игре живые, а от вашего выбора зависит если не все, то многое. Ну а перестрелки — динамичны и напряженны, особенно на самом высоком уровне. Давайте опустим RPG-составляющую игры и просто оценим Mass Effect 2, как шутер от третьего лица. Если бы с боевкой все было бы ужасно, то игроки бы не ставили проект от BioWare в подобные топы.