Индустрия подарила нам множество экшенов от первого лица, которые заслуживают почетное место в пантеоне игровой истории. Мы постарались собрать самые лучшие FPS-шутеры за все время, которые не только были самобытны и интересны сами по себе, но и оказали большое влияние на развитие игр.
Оригинальная Half-Life, без сомнений, была великой игрой, которая по-настоящему изменила восприятие, как должны выглядеть шутеры от первого лица. Valve также показала, как правильно подавать в подобных играх сюжет.
Half-Life 2 взяла все лучшее, что было у предшественницы, и умножила на два. Невероятный для тех времен движок выдавал не только потрясающий уровень графики, но и позволял тесно взаимодействовать с окружением игры. Вторая часть до сих пор прекрасно выглядит и проходится на одном дыхании. Шедевр!
BioShock не всегда могла порадовать геймплейно (шутерная составляющая у игры чуть слабее, чем вся система с гентониками), — а вот сюжетно это была гениальная игра. Настолько интересного и детализированного мира геймеры не видели.
Немаловажным плюсом игры была и иммерсивность — вы были сами вправе выбирать то, как будете играть. Различные тоники и богатое вооружение превращали каждое прохождение в индивидуальное приключение, которое в любой момент можно было подстроить под себя.
Этим игра привлекала и привлекает до сих пор, ведь только единицам удалось достичь такого геймплейного разнообразия, как в BioShock.
Оригинальная Modern Warfare была прекрасна во всем — большая кинематографическая сюжетная кампания, обновленный графический движок и десятки часов невероятного веселья. Игра не только получилась отличным аттракционом, но и задала вектор развития для всех своих конкурентов.
Отдельной похвалы заслуживает и сетевая игра. Множество режимов, продвинутая система прокачки классов, перки и большой арсенал оружия — все эти аспекты считались не только передовыми на тот момент, но и до сих пор используются как в серии, так и в подобных шутерах-конкурентах.
Team Fortress 2 показала идеальный пример, как заставить геймеров работать в команде. Девять уникальных персонажей со своими способностями, десятки культовых карт и интересные режимы, которые отлично играются до сих пор.
Немаловажную часть занимает и уникальный визуальный стиль игры, который сами игроки называют «Pixar'ом для взрослых». Именно он не только выгодно выделял TF2 на фоне других шутеров, но и настолько сильно въедался в память, что образы персонажей просто невозможно было забыть.
Абсолютно все составляющие кооперативного зомби-шутера работали идеально и слаженно, позволяя играть в Left 4 Dead 2 неограниченное количество времени.
Сиквел игры только закрепил положение Left 4 Dead 2 в игровом сообществе. Все, что было в оригинальной игре, умножили в разы, добавили больше разнообразных зараженных, больше сюжетных кампаний и больше оружия.
Вишенкой на этом вкуснейшем торте стала мастерская Steam, которая до сих пор позволяет игре жить и здравствовать: тысячи скинов для персонажей и оружия, уникальные сюжетные кампании и мемы. Много, много мемов!
Многие пытались повторить формулу Left 4 Dead, но никому это не удалось. Даже отцам серии не удалось — Back 4 Blood хоть и была самобытным проектом, но она все же не смогла достичь и капли того величия, которое было у оригинала.
Battlefield 1942 от Electronic Arts выгодно выделялась на рынке мультиплеерных шутеров тем, что в игре было с десяток управляемой техники.
Еще одним плюсом игры были объемные (на тот момент) локации, отсылающие к реальным сражениями Второй мировой. Ощущался не только масштаб происходящего. Победа казалась делом чести и имела практически историческую важность. За это игроки и полюбили оригинальный Battlefield.
Это не только отличный шутер о Второй мировой, но и отличный голливудский блокбастер в военном сеттинге. В игре присутствовали не только рядовые солдаты, которых можно было встретить в любой игре, но и настоящие герои-авантюристы, под стать персонажам из фильмов Стивена Спилберга. И это неспроста, ведь за первую часть Medal of Honor отвечал именно этот культовый режиссер.
В игре был интересный сюжет, охватывающий эпизоды Второй мировой, захватывающие миссии (чего стоит только задание, где предстоит переодеться в немецкую форму и отправиться в логово врага) и отличные перестрелки.
Quake 3 — настоящий феномен, который привлек тысячи людей в киберспорт. Шутер, который легко познать, но трудно освоить, стал фаворитом не только в компьютерных клубах, но и в каждом доме, где был свой ПК.
Быстрый, энергичный и кровавый геймплей не давал отвлечься от монитора, а тяжелые индустриальные «запилы» в качестве саундтрека только подначивали сделать килл-другой и задержаться на еще парочку партий.
Если Quake 3 привлекла тысячи людей в киберспорт, то культовая «каэсочка» сделала из киберспорта настоящую профессию. Противостояние террористов и контртеррористов длится уже 21 год и не собирается сбавлять обороты.
Сотни карт, ставшие вторым домом для многих, богатый арсенал из культовых винтовок, дробовиков и пистолетов, непрекращающиеся дебаты в голосовом чате — именно за это шутер и полюбился миллионам. Чего тут еще добавить?
Ни один топ лучших шутеров не может обойтись без DOOM. Игра от ID Software не только стала культовой. Движок игры неоднократно использовали начинающие программисты и моддеры, а некоторые используют и до сих пор.
Игра устарела внешне, но геймплейно, кажется, не состарится никогда. Основные механики, заложенные еще в 93-м, используются и в последних играх серии. В частности, в DOOM 2016 года и DOOM Eternal. Это и делает самый первый DOOM одним из величайших шутеров за все время и одной из лучших игр в мире.