Велошоссе

20 июля 2011, 20:30

Колобнев: что дальше?

В среду стали известны результаты допинг-пробы В одного из ведущих российских гонщиков Александра Колобнева. Как и проба А, она оказалась положительной. Обозреватель "СЭ" решил разобраться, как будут развиваться события дальше.

Сергей БУТОВ

К тому, что допинг-проба В окажется положительной, были готовы все: команда "Катюша", руководство Федерации велосипедного спорта России (ФВСР), сам Александр Колобнев.

Уже на следующий день после схода с "Тур де Франс" гонщик прилетел в Москву, где обсудил с руководством ФВСР создавшуюся ситуацию. Напомним, что решение о дисквалификации или оправдании спортсмена должна будет вынести именно эта организация.

Сегодня ФВСР на своем официальном сайте со ссылкой на генерального директора Владимира Вагенлейтнера сообщила, что начинает официальное расследование по поводу "дела Колобнева". Его будет рассматривать антидопинговая комиссия, которую возглавляет вице-президент ФВСР Александр Гусятников.

Впрочем, ввиду того, что ФВСР является общественной организацией, никакого полноценного расследования провести ей не удастся. Об этом говорит опыт российских спортивных федераций по другим видам спорта, сталкивавшихся с положительными допинг-пробами своих спортсменов. Всё или почти всё будет зависеть от того, какие факты и доказательства своей невиновности представит сам гонщик и как они будут интерпретированы ФВСР.

Судя по всему, велофедерация не намерена подходить к "делу Колобнева" формально и заняла гибкую позицию. Об этом говорят тон и стилистика официального пресс-релиза, выдержанного, на мой взгляд, в "оборонительном" ключе.

В среду Колобнев, который свою вину признавать не намерен, улетел из Москвы. Гонщик, с которым автор этих строк общался перед объявлением результата пробы В, настроен решительно и не бросал тренировок даже в Москве. Он нанял адвоката, который будет представлять его интересы в ходе разбирательств. Любое содействие готов оказать Колобневу и медицинский персонал "Катюши", в расположении которой он находился в последнее время.

Если Колобнев сумеет предоставить в адрес ФВСР убедительные доказательства, вероятность того, что велофедерация оправдает гонщика или вынесет ему минимально возможное наказание - предупреждение или 6-месячную дисквалификацию, - достаточно высока. Впрочем, не менее высока и вероятность того, что с решением ФВСР не согласится Международный союз велосипедистов (UCI). В этом случае UCI подаст иск в Спортивный арбитражный суд (CAS). Подобных случаев в велоспорте было множество. Наиболее свежий и показательный пример - "дело Альберто Контадора".

Сначала Испанская федерация велоспорта дисквалифицировала Контадора на год вместо стандартных двух, а затем и вовсе его оправдала. При этом свое отношение к "делу Контадора" публично высказал премьер-министр Испании Хосе Луис Сапатеро, тем самым косвенно оказав давление на национальную федерацию. UCI посчитал решение федерации необъективным и подал иск в международный спортивный суд, где дело до сих пор не рассмотрено - несмотря на то, что Контадор за это время успел выиграть "Джиро" и претендует в эти дни на победу в "Тур де Франс".

В ФВСР вероятные последствия оправдательного решения в отношении Колобнева хорошо понимают и, судя по всему, готовы в случае необходимости к судебной тяжбе против UCI в CAS. Уже в ближайшие дни в адрес нашей велофедерации будут присланы результаты допинг-тестов Колобнева и другие сопроводительные документы. Тем не менее, почти наверняка решение ФВСР будет вынесено не скоро - более того, оно может растянуться на несколько месяцев.

Выжидательную позицию заняла и "Катюша", отстранившая гонщика от участия в любых соревнованиях в составе команды. В командном пресс-релизе отмечается, что "окончательное решение относительно Александра Колобнева будет принято после того, как дело гонщика будет рассмотрено ФВСР".

В случае с двумя другими бывшими гонщиками "Катюши", испанцем Антонио Коломом и австрийцем Кристианом Пфаннбергером, команда действовала решительнее, уволив обоих в 2009 году сразу после объявления результатов пробы В. Толерантность в отношении Колобнева объясняется тем, что он значит для команды намного больше, чем Колом или Пфаннбергер. Кроме того, увольнение Колобнева, по идее, должно привести в действие внутрикомандный протокол, согласно которому спортсмен, уличенный в применении допинга, обязан выплатить "Катюше" пять своих годовых зарплат. В случае с Колобневым эта сумма, по неофициальным данным, может достигать 4 миллионов долларов.

Учитывая, что положительная допинг-проба случилась в "Катюше" впервые после введения данного протокола, однозначно предугадать, как будут складываться события, пока невозможно. Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции президента ФВСР Игоря Макарова, одновременно являющегося основным спонсором и фактическим владельцем "Катюши".

4