Велошоссе

22 июля 2013, 18:20

Легенды и мифы "Тур де Франс"

ЕСТЬ ТЕМА

Вчера около полуночи по московскому времени на Елисейских полях завершилась сотая веломногодневка "Тур де Франс". Перед последним "этапом дружбы" безоговорочно лидировал британец Кристофер Фрум из команды Sky. Капитан "Катюши" Хоаким Родригес шел третьим.

Владас ЛАСИЦКАС

– Ушаков рванул вперед, бросил взгляд на пелотон, и в этот момент попал колесом велосипеда между решетками водостока. Ох, как же он навернулся! А Абдужапаров после этого взял и выиграл этап "Тура". Легендарная история! – почти шепотом рассказывал автору этих строк коллега, то и дело бросая восторженный взгляд на нашего водителя: баранку нашего мини-вэна, приближавшегося к Марселю, крутил не кто-нибудь, а тот самый Сергей Ушаков, который ныне работает в системе команды "Катюша".

Со временем события "Туров" всегда обрастают легендами. Это наверняка ждет и нынешний успех Криса Фрума. Не сомневаюсь, что про побег британца от Альберто Контадора за семь километров до финиша на знаменитой горе Мон-Ванту мы услышим еще не раз, причем в различных вариациях. Кстати, именно после того побега Фрум навлек на себя гнев всей международной прессы, которая решила, что на Мон-Ванту, да еще и в соперничестве с Контадором "чистый" гонщик ТАК ехать не может. Капитану Sky пришлось пережить несколько неприятных пресс-конференций, где его открыто сравнивали с Лэнсом Армстронгом, от чего Фрум, как мог, открещивался.

Понятно, что на данный момент обвинения журналистов – лишь эмоции: конкретных доказательств нечистоплотности британца ни у кого нет. Но шороху СМИ все равно навели. Причем такого, что команде Sky пришлось предоставить нашим коллегам из парижской L'Equipe показатели Фрума на шести важнейших гонках, где были проанализированы последние 18 горных восхождений спортсмена. В прессу данные не попали, но в газете всю информацию тщательно провели – и пришли к выводу: все честно, аномалий не обнаружено.

Крупнейшие спортивные мероприятия, такие как "Тур де Франс", просто обречены на то, чтобы обрастать мифами и легендами. Некоторые из них, давно устоявшиеся, специально для "СЭ" прокомментировал трехкратный олимпийский чемпион, ныне генеральный менеджер "Катюши" Вячеслав Екимов. Который долгие годы был помощником Армстронга в команде U.S. Postal.

Тут вот что важно: после всех разоблачений американца Екимов остался одним из тех немногих, к кому у Всемирного антидопингового агентства никогда не было претензий.

"ТУР" КАК ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

– За свою карьеру я 15 раз проехал французскую многодневку, – начал Екимов. – По сути, именно эта гонка открыла мне двери в профессиональный велоспорт. Это произошло в 1991 году, когда я выиграл здесь первый и единственный личный этап. На тот момент многие уже примерно представляли, кто такой Екимов: чемпион мира, олимпийский чемпион, советский звездный велогонщик, подписавший контракт с командой "Панасоник". Но в действительности меня мало кто видел в настоящем деле.

Тот свой триумфальный 20-й этап помню в деталях до сих пор: в целом он был равнинный, со множеством атак и отрывов. За 15 километров до финиша пелотон собрался вместе – и через какое-то время я атаковал. Просто взял и поехал. Мне подсказывали из команды, как могли: "10 секунд от группы, 15, 20"…

Но вот до финиша осталось пять километров, и эти 20 секунд пошли в обратную сторону. Мне кричали: "Группа почти накатила на тебя". И тут я дал без оглядки "на все деньги" – и не позволил себя "съесть". Эмоции по окончании гонки нахлынули невероятные: если посмотреть фото, сделанное во время того финиша, то видно, как у меня по лицу текут слезы счастья.

Уже на следующий день обо мне заговорили. И как! Оказалось, за мной гнались четыре спринтерские команды, но никак не могли сократить преимущество, которое я создал. Конечно, многие предполагали, что я сильный гонщик, но никто не ожидал, что сотворю нечто подобное.

Этот успех дал мне многое. Придя в профессионалы, я встретил ребят, с которыми действительно хотелось соревноваться и которых хотелось обыгрывать. К тому же советское представление о профессиональном спорте вмиг перевернулось, и я понял, что эти гонщики точно такие же люди, как я, с обычными земными проблемами.

Почему я в дальнейшем не побеждал на "Туре"? Эта многодневка проходила в тот период сезона, который у меня выходил не особо успешным. Мне всегда здорово давался так называемый зимний отрезок с его классическими однодневными гонками. Затем, в мае, наступала недолгая передышка, после чего и начиналась подготовка к "Туру". Максимум, чего я в итоге добился, – стал как-то 18-м в общем зачете и, кроме того, что выиграл один этап, еще на нескольких отмечался атаками.

Зато у меня были пять командных побед в звездном составе U.S. Postal. Это вершина всего. Мы все прекрасно знали, какой объем работы за нашими успехами стоял, а потому эти победы воспринимались как личные достижения каждого.

ЧЕМПИОН СТАНОВИТСЯ МИЛЛИОНЕРОМ

– В велоспорте почти никогда не бывает так, чтобы гонщик появился ниоткуда и сразу же победил на "Тур де Франс", продолжил Екимов. – Но нужно уточнить: мы говорим об итоговом успехе, а не о победе на каком-то этапе. Тот же Фрум в последние два-три года заметно выступал на других гранд-турах – "Джиро" и "Вуэльте". К тому же все прекрасно видели, как в прошлом сезоне он "возил" на "Туре" своего напарника и капитана Брэдли Уиггинса, помогая ему завоевать титул. Так что его возможности были давно известны.

А если вдруг так случится, что появится какой-то молодой парень с минимальным контрактом и ему настолько повезет, что он выиграет "Тур", то этот гонщик сразу же вступит в клуб миллионеров. Причем произойдет это вовсе не из-за призовых денег, которые он заработает и которыми надо делиться. Это случится за счет контракта, который гонщик сразу же переподпишет. Сумма составит от полутора миллионов евро в год. И выше.

На эту сумму может повлиять и возраст спортсмена. Если ты в 25 лет выиграл "Тур", то можешь договориться о трехлетнем контракте, причем не на полтора миллиона в год, а на два. Почему так происходит? Понимаете, если рассматривать весь велосипедный сезон и его коммерческую составляющую, то 75 процентов рекламного времени приходится именно на французскую многодневку. Поэтому-то команды и приезжают сюда боевыми составами и показывают то, на что способны. А чемпион в итоге получает все.

ЖЕЛТАЯ МАЙКА – ОДНА НА ВСЕХ

– На самом деле обладателей желтой майки гораздо больше, чем победителей "Тура". Судите сами: когда тот или иной гонщик становится лидером общего зачета, то на подиуме он получает желтую майку и, естественно, затем не возвращает ее организаторам.

Поэтому по окончании карьеры многие спортсмены, перехватывавшие промежуточное лидерство в общем зачете, украшают стены своих жилищ такими майками.

НА "ТУРЕ" САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ГОРЫ

– С этим утверждением я не согласился бы, – заметил Екимов. – Если мы возьмем техническую сторону трасс, то на "Джиро" и "Вуэльте" они бывают гораздо сложнее и тяжелее. Так что "Тур" в этом плане мероприятие щадящее. Но само напряжение, то давление, которое оказывается прессой и болельщиками, в итоге делает свое дело. Поэтому остальным гранд-турам до французской многодневки не дотянуться.

Какое тогда самое трудное восхождение из всех существующих? В Испании есть просто невероятно тяжелая гора Англиру. Там, по-моему, на протяжении двенадцати километров идет уклон от пятнадцати процентов и выше. Для ее прохождения на велосипеды даже ставят специальные передачи. Иначе никак.

ГОНЩИКИ МЕЖДУ СОБОЙ ПОЧТИ НЕ ОБЩАЮТСЯ

– И это не так. Да, этапы не особо способствуют разговорам, но, например, ужин – это самое плодотворное время для бесед. Когда очередной старт позади и уже подведены итоги дня, когда сделан массаж и помыты велосипеды, можно немного расслабиться.

У нас в U.S. Postal было правило: во время ужина гонщикам запрещали пользоваться телефонами – все ребята их дружно отключали. Причем друзья и жены знали об этом и нам не звонили.

У нас было часа полтора-два для обсуждения того, что произошло, и того, что еще может случиться. Это было святое командное время.

ВО ВРЕМЯ ГРАНД-ТУРА ОСНОВНАЯ ЕДА – ПАСТА

– Чаще всего это действительно так. Итальянский повар "Катюши" Джанпаоло Кабасси подсчитал, что на нынешнем "Туре" нашими ребятами было съедено порядка 60 килограммов пасты. Для сравнения – риса и рыбы ушло в четыре раза меньше, а мяса – в два раза.

Также пользуются большой популярностью фрукты. Но с ними надо быть осторожней. В основном все необходимые продукты наш повар закупает перед стартом гонки у себя в Италии. Но, естественно, есть скоропортящиеся продукты, которые докупаются в городах, где этапы финишируют. Подобные вещи практикуются в каждой команде.

АРМСТРОНГ – ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН

– Я не беру сейчас эпоху, когда сам не ездил. Там, конечно, есть свои великие имена – тот же Эдди Меркс, Жак Анкетиль и далее по списку. Выделю Мигеля Индурайна, выигрывавшего "Тур" пять раз подряд. Испанец просто человек-гора – он весил 85 килограммов, но при этом умел возить свой вес всегда и везде. И в горах, и в "разделке" ему не было равных. Он был настоящим универсалом. Но при этом лично для меня идеальным чемпионом "Тура" был, есть и будет Армстронг.

После первой победы в 1999 году Лэнс понял, что эта гонка для него основная в сезоне, а все остальные становятся подводящими и подготовительными. "Тур де Франс" превратился для него в настоящую многолетнюю эпопею.

Не хочу обсуждать то, что случилось после окончания его карьеры, – всю эту шумиху и скандал. Но у меня и сейчас есть телефон и электронная почта Лэнса. Так что я могу ему позвонить. Если потребуется, сделаю это. И, кстати, Армстронг может сделать то же самое, ведь у него есть мои контакты.

КАПИТАНЫ САМИ ПОДБИРАЮТ СЕБЕ ПАРТНЕРОВ

– Конечно, генеральный менеджер и спортивные директора той или иной команды тоже отвечают за подбор гонщиков на гонку, но если брать коллективы, в которых я выступал, то, например, слово Армстронга в U.S. Postal было очень весомым, – подчеркнул Екимов. – Лэнс брал людей, которые отвечали определенным физическим и психологическим требованиям. Для американца на "Туре" был важен позитивный климат в коллективе.

Гранд-тур – стрессовое и очень сложное трехнедельное мероприятие. Если ты наберешь в команду просто попутчиков, то можешь в итоге уйти с ними в никуда. А если возьмешь соратников, которые будут тебе постоянно помогать, то будет совершенно другая история. Во времена U.S. Postal подбор людей в коллектив был тщательнейшим – случайных гонщиков у нас не было. Кто-то был хорош на равнине, кто-то – в командной гонке, кто-то – в горах. А все вместе мы представляли собой единое целое, работавшее как часовой механизм. При том что в те годы против Армстронга и U.S. Postal ездил весь пелотон.

За пределами команды у нас не было друзей или тех, кто мог нам где-то помочь. Все всегда зависело от нас самих и мудрости спортивных директоров, которые прикидывали различные тактические расклады.

КРУЧЕ "ТУРА" УЖЕ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ

– У "Тура" вековая история и давние традиции. Представить какую-то новую гонку подобного уровня крайне сложно. Так что если в этом году появится новая многодневка, то при наилучшем раскладе величия "Тур де Франс" она сможет достичь только через сто лет. Долгий срок.

Не вижу я и предпосылок для того, чтобы взять и перестать проводить "Тур". История велоспорта связана именно с этой гонкой и некоторыми однодневными "классиками".

Все-таки "Джиро" и "Вуэльта" – гонки, появившиеся по ходу развития нашего вида спорта. А у истоков стоял именно "Тур". Здесь есть свои незыблемые традиции. К примеру, последний этап – так называемый этап дружбы – всегда начинается в пригороде Парижа. На старте гонка идет спокойно, так как спортсмены, наконец, расслабляются, понимая, что в общем зачете все уже фактически определено и ничего не изменится. Даже шампанское пьют – прямо в седле велосипеда. Это еще одна давняя традиция: "техничка" команды– победительницы объезжает остальные машины и предлагает всем шампанское.

Согласитесь, после столь трудной и выматывающей гонки это вряд ли кому-то повредит.

"Тур де Франс". 21-й этап. Анси – Монт-Семно. 125 км. 1. Кинтана (Колумбия, Movistar) – 3:39.04. 2. Родригес (Испания, "КАТЮША") – отставание 0.18. 3. Фрум (Великобритания, Sky) – 0.29... 7. Контадор (Испания, Saxo) – 2.28... 14. Морено (Испания) – 3.24… 52. ВОРГАНОВ – 12.13… 56. ТРОФИМОВ – 16.47… 80. БРУТТ – 18.26… 108. Смукулис (Латвия) – 19.55… 129. Лосада (Испания) – 24.43… 132. Кучинский (Белоруссия) – 25.04… 162. Кристофф (Норвегия, все – "КАТЮША") – 26.28.

Общий зачет. 1. Фрум – 80:49.33. 2. Кинтана – отставание 5.03… 3. Родригес – 5.47. 4. Контадор – 7.10... 17. Морено – 33.17… 48. ВОРГАНОВ – 1:43.24… 51. ТРОФИМОВ – 1:50.13… 108. Лосада – 3:07.45… 111. БРУТТ – 3:10.30… 119. Смукулис – 3:21.49… 141. Кучинский – 3:44.21... 148. Кристофф – 3:50.43.