22 ноября, 16:00
Еще совсем недавно жизнь знаменитого велосипедиста Брэдли Уиггинса была похожа на сказку. Пятикратный олимпийский чемпион, победитель «Тур де Франс» — один из самых титулованных спортсменов Великобритании, десять лет назад произведенный королевой в рыцари. Но нынче в жизни 44-летнего сэра Брэдли наступила очень черная полоса — из-за все нарастающих долгов он не только объявил в этом году себя банкротом, но вот-вот потеряет права на свое имя. Вернее, на товарные знаки с собственной персоной, такие как «Брэдли Уиггинс», «Уиггинс» и «Уигго».
Чтобы оценить уровень масштаба личности Уиггинса в спорте, достаточно посмотреть на его многочисленные достижения. Начинал Брэдли с трека и уже в 20 лет успел стать призером Олимпийских игр-2000 в Сиднее и чемпионата мира. Четыре года спустя, на Играх 2004 года в Афинах, Уиггинс стал первым за 40 лет британцем, выигравшим три медали на одной Олимпиаде — золото, серебро и бронзу. В 2008-м в Пекине он взял два золота на треке, в 2012-м в Лондоне победил в индивидуальной гонке на шоссе, а в 2016-м в Рио-де-Жанейро завоевал пятую олимпийскую медаль высшей пробы вновь на треке.
Кроме того, Брэдли добыл семь золотых наград чемпионатов мира на треке, победил в разделке на шоссейном ЧМ-2014, а в 2015-м установил мировой рекорд в часовой гонке на треке, который продержался почти четыре года. Пиком его шоссейной карьеры был триумф на «Тур де Франс» в 2012-м, он стал первым британским чемпионом «Большой петли». Карьеру он завершил в 2016-м.
При этом не сказать, что знаменитый велопрофи мало зарабатывал. Скорее наоборот. Гонщики такого уровня могут рассчитывать на контракты от миллиона фунтов стерлингов в год (сейчас это 1,2 миллиона евро), а спонсорские контракты, по некоторым оценкам, после триумфального 2012-го приблизительно оценивались в 4-5 миллиона фунтов стерлингов в год. И вот, не прошло и десяти лет после ухода из спорта, как уважаемый сэр и мультимиллионер стал банкротом, который может в счет долга потерять, образно выражаясь, в том числе и собственное имя.
Не так давно Уиггинс признал, что финансовые проблемы преследуют его уже много лет, поскольку на протяжении всей своей карьеры он был жертвой неэффективного управления и плохих советов. «Одна из вещей, о которой я жалею, — это то, что я никогда не обращал внимания на свои финансовые дела, когда участвовал в гонках», — грустил он в подкасте The Forward Лэнса Армстронга в августе 2024-го. Кстати, Уиггинса упрекали за дружеские отношения с Лэнсом, лишенным после признания в применении допинга семи титулов чемпиона «Тур де Франс». Ходили неприятные разговоры и о Брэдли, которого обвиняли в применении слишком большого количества терапевтических исключений и обходе антидопинговых правил, но доказать виновность Уиггинса не удалось. Он ушел из велогонок чистым спортсменом.
Тем не менее сейчас с финансовой точки зрения у Уиггинса ситуация хуже, чем у Армстронга и других запятнанных велопрофи недавнего прошлого. Поскольку из-за неэффективного управления его компания Wiggins Rights Limited пошла на добровольную ликвидацию еще в 2020 году, задолжав более чем 300 тысяч фунтов стерлингов. В последующие годы задолженность продолжала расти, достигнув сперва миллиона фунтов, а теперь уже и почти двух. Если переводить в доллары, то долг компании Уиггинса составляет уже 2,5 миллиона, а среди самых солидных кредиторов значится британская налоговая служба.
«После своего банкротства в этом году Брэдли восстанавливает свою жизнь, в целом и в финансовом плане», — приводит Сyclingweekly.com реакцию адвоката гонщика Алана Селлерса на увеличение долга. После объявления сэра Уиггинса о банкротстве в счет погашения долгов будут взыматься средства от продажи его имущества и других ценных вещей. Будь то олимпийские медали или личные бренды. В общем, с молотка уйдет все, что доверительный управляющий сочтет нужным.
Кстати, пятикратный олимпийский чемпион и сам предъявлял иски к различным людям и компаниям, которые и оставили его, по сути, ни с чем. Но на данный момент все эти процессы приостановлены как раз из-за банкротства. Очевидно, что в ближайшие годы Уиггинсу будет нелегко вернуть прежний уровень комфорта, даже если он будет пытаться зарабатывать экспертизой на ТВ и совместными велопрогулками с любителями.