20 февраля 2012, 17:00

Вприпрыжку к Играм

ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК
Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Ну вот, свершилось. Официальным днем рождения олимпийского бассейна вполне можно считать нынешний понедельник: именно в этот день комплекс принял первые в своей небогатой истории соревнования – Кубок мира.

Устраивать в феврале турнир подобного ранга в олимпийской стране-хозяйке давно уже стало хорошей традицией: в 2000-м Кубок мира разыгрывался в Сиднее, в 2004-м – в Афинах, в 2008-м – в Пекине. Ничего не скажу про австралийский опыт, ибо за давностью лет уже не помню подробностей, греки же удивили абсолютной неготовностью к проведению Игр: за несколько месяцев до их начала город поражал масштабами строительной разрухи, бассейн резал глаз невероятным числом каких-то недоделок, а температуру воды в нем взялись регулировать лишь в ночь перед первым соревновательным днем Кубка мира. В итоге, конечно же, не успели, вода наутро по-прежнему была ледяной, так что наиболее сильным моим впечатлением с тех соревнований остались худенькие и постоянно плачущие девочки-прыгуньи: согреться было невозможно, даже стоя в перерывах между прыжками под горячим душем.

Китайцы поступили не в пример разумнее. Как только олимпийский бассейн был сдан в эксплуатацию (а произошло это еще в 2007-м), там стала регулярно тренироваться национальная сборная. Преимущество "домашнего" бассейна представители КНР считали тогда едва ли не самым большим своим козырем: понятно ведь, что в столь сложно-координационном виде, как прыжки в воду, глаза и тело привыкают к новому бассейну не сразу: на адаптацию порой уходят недели.

Положа руку на сердце, англичане тоже рассчитывали на некое подспорье в виде домашнего бассейна. С предвкушением ждали прошлого ноября (именно тогда олимпийский бассейн был окончательно достроен и запущен в тестовую эксплуатацию.

Подвох подкрался оттуда, откуда не ждали: со стороны олимпийского оргкомитета. На просьбу английской федерации прыжков в воду, подкрепленную ходатайством Олимпийского комитета Великобритании предоставить комплекс для неофициальных тренировок собственной сборной, представители Оргкомитета отреагировали незамедлительно, заявив, что честная игра – превыше всего! И английские прыгуны получили доступ к арене будущих олимпийских баталий на общих правах со всеми остальными: ровно за два дня до начала Кубка мира.

Вот и вышло, что привыкать к новым стенам прыгунам пришлось в экстренном порядке.

Чтобы понять, насколько важна для спортсменов возможность предварительной адаптации, приведу лишь один пример. В подавляющем большинстве прыжковых бассейнов мира используется стандартное расположение трамплинов и вышек, в частности пятиметровая платформа расположена точно под десятиметровой. При исполнении так называемых "задних" прыжков – с вращением назад - она очень удобна для ориентировки в воздухе. Дело в том, что спортсмены заканчивают вращения приблизительно на этом уровне. Соответственно, видя пятиметровую вышку при "раскрытии", становится гораздо проще корректировать положение тела перед входом в воду.

В лондонском бассейне "пятерки" под десятиметровой платформой нет. Есть лишь широченное светло-серое основание вышки, которое начинается у самого бортика, а заканчивается на нижней "изнаночной" стороне  платформы. Вот и попробуй найди себе ориентир!

Впрочем, в первый день соревнований "вышечные" проблемы волновали немногих: с утра к розыгрышу четырех оставшихся олимпийских путевок приступили мужчины в синхронных прыжках с трамплина.

Первые три вакансии, напомню, были разыграны на прошлогоднем чемпионате мира в Шанхае. Их получили Китай, Россия (в лице Евгения Кузнецова и Ильи Захарова) и Мексика. Четвертая путевка по умолчанию ушла хозяевам Игр - синхронному дуэту Великобритании. Всего к участию в Играх будут допущены восемь команд. Вот и представьте, сколь яростная борьба развернулась между двадцатью командами-участницами уже с утра - за попадание в финальную дюжину.

Сюрпризов вышло два: в финал не пробились итальянцы Никола и Томмазо Маркони (заняли 15-е место), зато за 12-ю вакансию из последних сил уцепились греки Александрос Манос и Стефанос Папарунас.

Применительно к синхронным прыжкам с трамплина Грецию вообще можно считать страной удивительной судьбы: в ее историю навечно вписана победа на Играх в Афинах, ставшая, пожалуй, самой парадоксальной победой тех Игр. Никогда больше спортсмены этой страны не добивались сколь-нибудь заметных успехов, но тот единственный раз отравил сознание многих прыгунов в воду. О серьезности намерений (пусть и невыполнимых) красноречиво свидетельствовала татуировка из множества мелких и почти нечитаемых слов на левой лопатке Папарунаса. "Наверное, это очень важные для тебя слова, если ты вытатуировал их на собственном теле?" - спросила я спортсмена. "Да, - серьезно кивнул он. – Это слова гимна моей страны..."

Кстати, для тех, кто выступает в синхронных прыжках, Кубок мира является тяжелым испытанием: на Олимпийских играх, как и на этапах "Гран-при", соревнования проводятся без предварительной серии. В Лондоне же спортсмены исполняют программу дважды в течение дня. Причем во второй раз отсчет результатов ведется с нуля.

Осталось надеяться, что вице-чемпионы мира Кузнецов и Захаров, набравшие утром лишь восьмую сумму баллов, все-таки не уронят свое реноме в финале – сумеют побороться за место на пьедестале.

Лондон