Статьи

Статьи

Допинг

17 мая 2016, 10:00

Признания Родченкова грозят тысячами исков

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Откровения бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова о массовых подменах проб и фальсификации результатов Олимпийских игр в Сочи могут похоронить не только российский, но и мировой спорт

Наталья МАРЬЯНЧИК

Начало новой недели респектабельная британская газета The Times встретила очередным негативным материалом о российском спорте. По данным издания, 17 июня российские легкоатлеты утратят все шансы поехать на Олимпийские игры в Рио, потому что как минимум три члена Совета международной федерации (ИААФ) выступают против допуска россиян к Олимпиаде. По нашей информации, ситуация сложнее, чем ее описывают англичане. Как минимум до появления скандального интервью Родченкова New York Times, наши шансы оценивались как неплохие.

– Есть несколько влиятельных людей, в том числе, из ближайшего окружения лорда Коэ (президент ИААФ. – Прим. "СЭ"), которые поддерживают Россию, – заявил "СЭ" источник в ИААФ. – Российские легкоатлеты все равно вернутся на международную арену – пусть через полгода или год. Так почему бы не включить "зеленый свет" перед Рио, избежав таким образом скандальности.

Кроме того, голос в поддержку России может стать разменной монетой во многих ближайших голосованиях – от выборов президентов некоторых международных федераций до столиц Олимпийских игр 2024 и 2028 годов. Мировая спортивная политика работает именно по таким принципам: мы вам поможем здесь, а вы нас взамен поддержите там. Другой вопрос, что интервью Родченкова подняло накал страстей до максимума. Смогут ли противостоять общественному мнению и выдержать договоренности наши потенциальные союзники – большой вопрос.

ПОД ВОПРОСОМ БУДУЩЕЕ ВАДА?

Тональность публикаций в западной прессе вполне объяснима. Представьте на мгновение, что имеем дело, скажем, с откровениями директора Лондонской лаборатории, который рассказал о преступных манипуляциях хозяев во время Игр-2012. Будут ли в нашей стране кого-то интересовать подробности биографии и типа личности этого директора? Или же мы с коллегами примем задопингованность англичан как факт и дадим слово, например, велогонщице Ольге Забелинской, которая заплачет в трубку при мысли, что ее олимпийская бронза могла бы превратиться в серебро?..

"Тараканы" в голове Родченкова не интересны никому, кроме России. И если мы хотим убедительно парировать Западу, нам необходимо апеллировать фактами, оставив в стороне особенности личности Родченкова и еще одного "разоблачителя", Виталия Степанова. При этом не стоит забывать: если принять слова Родченкова за правду, пострадавшими окажемся не только мы, но и вся мировая антидопинговая система, во главе с руководством ВАДА.

Если пробирки с пробами возможно вскрыть, как утверждает Григорий Михайлович, то где гарантия, что их не вскрывали ранее и в других странах? Что мешает тысячам дисквалифицированных атлетов подать судебные иски к ВАДА, раз герметичность пробирки не гарантируется и кто угодно мог подсыпать туда допинг? Как Родченков собирается верифицировать подмененные пробы в Лозаннской лаборатории и в чем смысл их перепроверки, раз в них все равно содержится "чистая" моча?

До сих пор исчадием допингового ада считалась ГДР. Но тот кризис не тянул на ранг мирового, в общественном сознании напичканные стероидами и анаболиками ГДР-овцы соревновались с невинными спортсменами из других стран. Теперь представить в таком статусе Россию вряд ли удастся – под вопросом сама сущность системы. Получается, ВАДА годами не справляется со своей главной задачей – защитой "чистых" спортсменов. И зачем тогда нужна эта организация?..

Бутылочки для допинг-проб с секретным замком используются с конца 1990-х. Фото REUTERS
Бутылочки для допинг-проб с секретным замком используются с конца 1990-х. Фото REUTERS

ДОПИНГ-ОФИЦЕР: ВСКРЫТЬ БУТЫЛКУ
С ПРОБОЙ ПОСЛЕ ЩЕЛЧКА НЕВОЗМОЖНО

В попытке проверить, что из утверждений Григория Родченкова может быть правдой, а что – вымысел, "СЭ" обратился за комментарием к одному из действующих допинг-офицеров РУСАДА, которая на условиях анонимности согласилась прокомментировать нюансы прохождения контроля.

– Родченков утверждает, что спортсмены присылали ему номера своих проб. Атлет вообще имеет право знать этот номер?

– Конечно. Спортсмен собственноручно закрывает две бутылочки с пробами "А" и "Б", фиксируя крышечки до "клика". Затем он своими руками переворачивает каждую, чтобы проверить герметичность, и упаковывает их в пенопластовый контейнер. Далее в присутствии спортсмена заполняется протокол, где указан номер пробы, и ставятся подписи. Теоретически правила не запрещают атлету сфотографировать протокол с номером своей пробы, скажем, на телефон. Во всяком случае, если бы кто-то высказал такое пожелание и объяснил его соображениями подстраховки, с моей стороны никаких проблем бы не было.

– Вы неоднократно держали в руках баночки компании Berlinger, в которых хранятся пробы. Вы можете себе представить, как их можно вскрыть?

– Это невозможно! У меня была связанная с этим история, когда я только начинала работать допинг-офицером. По моему недосмотру, спортсмен закрутил бутылочку с пробой до того, как там оказалось достаточное количество биоматериала. Произошел щелчок, и все – открутить крышку и открыть ее было просто нереально! Пришлось парню сидеть еще пару часов, пока он не смог сдать пробу по-новой...

– Ведется ли какой-то учет испорченных бутылочек?

– Конечно. Если бутылка по какой-то причине испорчена, объяснительные пишут и инспектор, и спортсмен. Необходимо подробно рассказать, что и почему произошло, и заполнить кучу разных бумажек...

– Существует ли какой-то внутренний контроль работы допинг-инспекторов? Возможно, чтобы на эту должность попал случайный человек, готовый содействовать, например, в подмене пробы?

– Мы с коллегами, например, проходили исследование на полиграфе – детекторе лжи, плюс психологическое тестирование. Нам задавали всякие каверзные вопросы, например: "Ваш близкий друг попросил вас сделать что-то запрещенное, как вы поступите?" Исследовали склонность к коррупции, мягкость характера и тому подобное. Если человек тестирование не проходил, в РУСАДА он не работал.

– Как впоследствии вскрываются пробы в лаборатории? Возможна ли подмена на этом этапе?

– Я в лаборатории никогда не работала, но мне как обывателю стало интересно, как это делается. Оказывается, существует специальный аппарат, тоже фирмы Berlinger, и только с его помощью можно вскрыть эти крышки. Как это сделать голыми руками или подменить в процессе, я даже представить себе не могу.

– Ваш коллега Виталий Степанов утверждает, что ему регулярно поступали различные коррупционные предложения от спортсменов. Вы с чем-то подобным сталкивались?

– Ни разу. Про Степанова могу сказать, что им, видимо, двигала обида и нереализованные амбиции. На его антидопинговые семинары жаловались федерации, что он мямлит и невнятно объясняет. В самой РУСАДА он вел себя тише воды, ниже травы, вообще никаких вопросов не поднимал, инициативы не проявлял. Честно, Виталик даже в коллектив не вписывался, и я еще тогда задавала себе вопрос, что он у нас делает. Было логично, когда он попал под сокращение.

– С Григорием Родченковым вы знакомы?

– Шапочно. Однажды он был у нас на новогоднем корпоративе РУСАДА. Пел в караоке какую-то романтичную песню, и я еще тогда удивилась: ничего себе, такого уровня человек настолько раскованно себя ведет. Его нынешние разоблачения, конечно, стали шоком, у нас вообще никто понять ничего не может. На мой взгляд, все сказанное им просто не может быть правдой!

Бутылочки для допинг-проб "А" и "Б" в 2008-м штамповались более чем по 150 тысяч штук в год. Фото REUTERS
Бутылочки для допинг-проб "А" и "Б" в 2008-м штамповались более чем по 150 тысяч штук в год. Фото REUTERS

BERLINGER: НАША СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ СЕРТИФИЦИРОВАНА

Швейцарская компания Berlinger опубликовала пресс-релиз, в котором прокомментировала возможность подмены проб и вскрытия бутылок своего производства, в которых хранятся все биоматериалы, взятые для целей допинг-контроля.

- Мы утверждаем, что согласно нашему нынешнему объему знаний, наши наборы для проведения допинг-контроля безопасны, если используются в соответствии с инструкцией, – говорится в пресс-релизе. – Эти наборы соответствуют самым высоким стандартам и проходят несколько проверок перед тем, как покидают производство. Система безопасности сертифицирована независимой лабораторией и специально адаптирована для нужд допинг-контроля.
Если утверждение Григория Родченкова правдиво, оно говорит о том, что имело место профессиональное, тщательно спланированное уголовное преступление, с участием российских спецслужб. Последствия этого преступления ставят под сомнение не только безопасность бутылок, но и всю цепочку обеспечения сохранности проб и сопутствующие операции.
Этот случай является исключительной ситуацией. Безусловно, компания Berlinger окажет все необходимое содействие в том, чтобы прояснить данный случай, если это потребуется.

32
  • Птицuk

    Жаль, что Россия не практикует в отличие от Америки бездоказательных обвинений, а то могли бы точно так же объявить - Боинг сбили американцы со спутника, Фелпса кормят допингом они же, мы точно знаем, у нас доказательства есть, но мы - не их покажем! И пусть доказывают, что не сбивали и не кормили! В конце концов, если бы Россия использовала ФСБ для подмены проб - то не проще было ФСБшника посадить в столовой на ОИ или на любых соревнованиях и подсыпать что нужно в обед Бъерндаллену или Фелпсу? Это в сто раз проще, чем подменять пробы и совать шланг через стенку.

    13.08.2016

  • Птицuk

    Но главный на мой взгляд вопрос - если это мог сделать Родченков, могли сделать ФСБшники в каком-то одном соревновании на территории России - так ведь тогда это в сто раз легче могли сделать американцы, немцы, англичане и т.д.? Хотя бы потому, что аккредитованные ВАДА лаборатории - находятся в ИХ странах, на ИХ деньги, и под ИХ ПОЛНЫМ контролем! Почему в эти структуры ВАДА, в этих лабораториях - НЕТ лаборантов и специалистов из России? Им не надо платить ЗП, их не нужно считать сотрудниками - просто пусть присутствуют при анализе! Хотя бы русских атлетов, хотя по-идее любая страна должна иметь возможность проверить анализы любого спортсмена в любой лаборатории! Только тогда можно гарантировать - да, всё честно.

    13.08.2016

  • Птицuk

    Всё примерно так же, как в истории со сбитым Боингом! Самолет ещё упасть не успел - уже Америка объявила - что сбила - Россия! И вся мировая пресса тут же начала это повторять! Когда их спросили - откуда вы это знаете - мы из космоса со спутников видели! О-кей, давайте доказательства - чего проще, они же у вас есть? Да, есть, но не покажем! Зае..сь! То же самое с российским допингом! Когда попросили доказательства - доказательства есть, но не покажем! Родченков уверяет, что ФСБшники вскрывали пробы? Пожалуйста - покажите, КАК! Ну чего проще - взять и ПОКАЗАТЬ на камеру, а потом ВСЕМ показать - вот так -то и так-то бутылочки вскрывались и моча в них подменялась! Но - нет, царапина внутри бутылочки есть - значит, вскрывалась! А как - не знаем, но вскрывалась! Хорошо, не вопрос, допустим, в Московской лаборатории ФСБшники пробы подменяли. И в Сочи на ОИ через дырку тоже засовывали шланг с чистой мочой и русский спортсмен наливал её в бутылку. Допустим. Но ведь какая засада - эти спортсмены и до ОИ и после ОИ побеждали на соревнованиях в других странах, вспомните например этапы КМ по биатлону! То же самое - у лыжников, саночников, да у всех спортсменов сезон в основном проходит ЗА ГРАНИЦЕЙ России! Кто-нибудь может объяснить - ЗАЧЕМ вообще подменять пробы в течение одних соревнований на территории России, если и после и главное, ДО - эти спортсмены сдают анализы за её территорией? Когда попались АЮЯ - согласен, они видимо кололи ЭПО во время тренировок при подготовке к сезону и ЭПО не успел вывестись из них к первым декабрьским стартам! Но КАК допинг мог быть не замечен перед Сочи? Перед другими ОИ, перед другими ЧМ? Не мог же Родченков подменять пробы в Германии, в Швеции, в Англии?

    13.08.2016

  • MidavMidav

    Так и знал, что на этом скандалы не закончатся! )))

    10.06.2016

  • MidavMidav

    В своё время я участвовал в отборе проб на соревнованиях. Могу заверить, что в историях подмены проб очень много сказок. Хотя были рассказы о подмене мочи. (Могу рассказать) ))) Но при соблюдении всей процедура отбора образцов – это сделать невозможно! Тем более, если при отборе участвуют представители разных стран. Гарантии компании Berlinger до сегодняшнего дня – абсолютны! Подмена Берек-Китов? Очень сомневаюсь! В своё время участвовал в испытаниях образцов. Даже рассматривался вопрос подмены содержимого при помощи вакуума. Можно сказать, что каждая бутылочка уникальна! Правда и денежные знаки подделываются, но я не слышал ни одной истории о подобном с Берек-Китами! В своё время я говорил о возможности допинговой диверсии, фармсаботаже, а теперь можно говорить (в рамках последних событий) и о допинговом терроризме. Другими словами охарактеризовать происходящее нельзя. Я очень сомневаюсь в возможности таких подмен, но если это будет доказано или пропиаренно именно в этом направлении, то данное событие по своим последствиям можно будет прировнять к террористическим актам 11 сентября! С подобными вытекающими последствиями. И как сказал Путин: «Не надо искать следы заговора» Кажется так! Но ответить на данный вызов смогут не министры или журналисты, а с их поддержки, грамотные специалисты! Именно грамотные специалисты! Как это было со сбитым самолётом. Политизирование спорта налицо! А значит включиться должны и сильные политики!

    18.05.2016

  • D102D

    Мы на работе обсуждали: можно ли сделать отмычку - мнения разделились.

    18.05.2016

  • Где же иски? Россия, Минспорт, Русада, все другие несправедливо обвиненные? Где иски в независимые международные суды о защите чести, достоинства и опровержении клеветы? На основании решения суда та же Нью-Йорк Таймс будет ОБЯЗАНА опубликовать опровержение - и опубликует, будьте уверены! Вот будет триумф и российского спорта, и правосудия, и частных лиц - спортсменов и тренеров, а заодно и посрамление клеветников...

    18.05.2016

  • D102D

    Привет, Наташа.

    18.05.2016

  • .Антисвин.

    А либерасты всё кудахчут.

    17.05.2016

  • Max2015

    Фактами можно либо оперировать, либо апеллировать к фактам. С русским языком у этого журналиста ещё хуже, чем с логикой. Но ваты в голове более, чем достаточно.

    17.05.2016

  • Антимайдан

    Спасибо Наталье Марьянчик за очередную содержательную, аргументированную статью. Всегда с интересом читаю её материалы - факты, обстоятельный анализ, минимум эмоций.

    17.05.2016

  • ДОЗВОН ГУБЕР

    ПитерсС.......... Несколько разумно, НО ПОЛНОСТЬЮ НЕОСУЩЕСТВИМО.... Ты разве не в курсе, какие МЕГАЛИОНЫ "гульденов" крутятся ТАМ -- в СОВРЕМ. СПОРТЕ. Плюс "спортивная медицина" --- ети её -- с "новыми инновациями" -- ети их.... Ну кто из хоть раз "сунувших пятачок" в эту кормушку, перейдёт на "диету"??? Вот сейчас велоспорт сотрясает волна скандалов ::: моторчики они вставляют в "велики". Интересно, куда???? А несколько лет назад -- пловцы в спец. костюмах--комбезах??? НЕ, если ГЛОБАЛЬНО бороться со ВСЕМИ спортивными проблемами РАЗОМ, то "шутки ради" /как ты говоришь/ изобретать спец. генетический вирус, который истребит на Земле только ВСЕХ спортсмено+тренеров+спорт.менеджеров+спорт.врачей и остальных спорт.прихлебателей... И пусть ОНИ снова возраждаются ДЕВСТВЕННО--ЧИСТЫМИ--НЕПОРОЧНЫМИ... А мы посмотрим на этот процесс.

    17.05.2016

  • Тьфу на вас

    Марьянчик тужится, отрабатывает,но все впустую, все ее усердие убеждает, увы, только в обратном ( почему, например, некий допинг-офицер говорит на условиях анонимности? разве ему что-то угрожает? или это просто выдумка Марьянчик?). И потом...зачем так старательно тужиться,Наташа, ведь будет официальное расследование и будут ответы на вопросы.Будет суд, в конце концов, если кого-то что-то не устроит, вот тогда и будем высказываться на тему "ху из мистер Родченков". Хотя, понимаю, подпись в зарплатной ведомости и бонусы за усердие никто не отменял. Но никто не отменял и совесть и Суд Божий.

    17.05.2016

  • PitersS

    Понятно, что современный спорт подходит к пределам человеческих возможностей. Все и в спорте, и в искусстве начинают с ранних лет и не своим разумом, а родителей и др. взрослых. Подросши и начав жить своим умом, человек уже втянут в эту кухню, отдал много лет и сил, другого так же хорошо делать не умеет, и когда оказывается, что в первые, где основные девиденты спортсмен и получает, ему не выбиться-он начинает химичить. Большинство отсеивается из спорта и находит другие способы приложения способностей, а те, кто упорствует и не может, те и начинают искать обходные пути. Шутки ради, предлагаю Спартак проверить-команда больше десятилетия ничего не выигрывает, общественность давит, фанаты негодуют-полный набор факторов поиска обходных путей..) Мне думается, что спорт на уровне выше, сильнее, быстрее, где результаты поддаются измерению, достиг такого состояния, когда с ним на высшем уровне надо завязывать-бегайте, прыгайте, толкайте для себя. Оставить игровые соревновательские виды и любительскую физкультуру.

    17.05.2016

  • Вгугол

    да хоть сколько ....райте родченкова . ему верю на 200% . и какие тысячи исков ? чем впустую жуть нагонять и стрелки переводить на всех , лучше рфией займитесь . что ? боязно ? потому , что знаете , полетите кувырком с работы . а то : родченков такой , степанов сякой , сестра степанова тоже . чем правду сказать , лучше искателей правды .....рать . старый метод .

    17.05.2016

  • ganc007

    Наталья Марянчик снова жжет впустую, писала,писала и потом опровергла все высказывания Радченкова и Степанова

    17.05.2016

  • биоматериала...саки что ли ??

    17.05.2016

  • Andre_Saratov

    Да, забыл добавить, мое сообщение 14:36 на условиях полной анонимности!)

    17.05.2016

  • Эрик Рыжий

    ДОЗВОН ГУБЕР Хорррррррррошие, добрые комменты и, типа, адекватный рассказ о НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОДМЕНЫ..... Только, ВСЯ РЖАКА в следуещем :::::: 10:00 == Статья "Признания Родченкова грозят ТЫСЯЧАМИ (аж страшно подумать!!!) ИСКОВ".... 12:40 == Статья " ЕЩЁ ТРОЕ /!!!!!!/ россйских тяжелоатлетов ДИСКВАЛИФИЦИРОВАНЫ за допинг". РЖАКА!!! РЖАКА!!! РЖАКА....... 13:25 ************* И тут бы прочитать саму статью, а не только заголовок и удивиться.

    17.05.2016

  • Эрик Рыжий

    sanychsan65 Признания Родченкова грозят красной карточкой российскому спорту. И вместо того чтобы из него идиота изображать .. занялись бы лучше (журналисты) независимыми расследованиями для того чтобы реально вскрыть этот гнойник.. Потому как впечатления такие что все действительно очень плохо ( аналогия с ГДР вполне уместна) 13:51 *************** Показания Родченкова грозят красной карточкой ВСЕМУ проф. спорту. Поэтому он их просто не даст.

    17.05.2016

  • Andre_Saratov

    Вот я не могу открыть замок без ключей. А есть люди которые и сейф открывают.

    17.05.2016

  • Makon-do

    Вскрыть бутылочку? Да нет проблем. Я это каждый вечер делаю.

    17.05.2016

  • sanychsan65

    Признания Родченкова грозят красной карточкой российскому спорту. И вместо того чтобы из него идиота изображать .. занялись бы лучше (журналисты) независимыми расследованиями для того чтобы реально вскрыть этот гнойник.. Потому как впечатления такие что все действительно очень плохо ( аналогия с ГДР вполне уместна)

    17.05.2016

  • ДОЗВОН ГУБЕР

    Хорррррррррошие, добрые комменты и, типа, адекватный рассказ о НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОДМЕНЫ..... Только, ВСЯ РЖАКА в следуещем :::::: 10:00 == Статья "Признания Родченкова грозят ТЫСЯЧАМИ (аж страшно подумать!!!) ИСКОВ".... 12:40 == Статья " ЕЩЁ ТРОЕ /!!!!!!/ россйских тяжелоатлетов ДИСКВАЛИФИЦИРОВАНЫ за допинг". РЖАКА!!! РЖАКА!!! РЖАКА.......

    17.05.2016

  • Милдронат

    почему просто не грохнуть эту пичугу?

    17.05.2016

  • СерГей ЗвеРев (красно-белый)

    вот таких паскуд и воспиталось в нашем всёкуплюпродамном обществе.. и неча на зеркало пенять

    17.05.2016

  • WildCat-2k

    Про российские спецслужба улыбнуло!!! Есть чем гордиться! Если уж сами производители не знают как вскрывается их продукт, а наши сделали это на раз! А вообще, они просто переводят стрелки! Что если че, это не они накосячили, а русское ФСБ все устроило.

    17.05.2016

  • Гундяй Кириллыч

    На условиях анонимности один большой человек првелал мне что в Россия продается и пркупается абсолютно всё ! "Не верь русскому - вот основной принцип !", сказал анонимный источник.

    17.05.2016

  • эстонский армеец

    Врут - не врут, правда - ложь или клевета??? Только в суде это можно определить!!! Очень хочется увидеть хоть один иск. А, если их не будет ? Вот и ответ тогда на вопрос.

    17.05.2016

  • Борщов А.Н.

    Один мямлит,второй в караоке поёт .... Конечно они врут!!! Неужели на Диком Западе это никто не может понять???

    17.05.2016

  • aloveku

    так если нет никаких гарантий любых заявлений, хоть оправдывающих, хоть обвиняющих, тогда закройте эту тему и создавайте всю систему антидопинга зановов, нечего здесь манипулировать и фальсифицировать, а результаты оставить те, что уже были проделаны и утверждены.

    17.05.2016