ДОПИНГ
Вместо борьбы с запрещенными препаратами спортивные федерации занимаются спасением своей репутации и рекламных контрактов
Олег ШАМОНАЕВ
На этой неделе в российском спорте отгремел еще один допинговый скандал, заставивший задуматься об эффективности нынешней системы борьбы с запрещенными веществами. Чемпион Европы по спортивной ходьбе Станислав Емельянов и довольно известная бегунья на средние дистанции Екатерина Костецкая получили от Международной федерации легкой атлетики двухлетние дисквалификации за нарушение антидопинговых правил. При этом оба нарушителя смогут возобновить карьеры уже через полгода – основную часть наказания они, оказывается, уже по-тихому отбыли, а сами проступки атлетов вообще покрыты толстым слоем пыли – они относятся к 2010 – 2011 годам.
ПОЛТОРА ГОДА БЕЗДЕЙСТВИЯ
Почему антидопинговым инстанциям потребовалось столько времени, чтобы вывести нарушителей на чистую воду, и почему информацию о допинговых проблемах Емельянова и Костецкой столько времени держали под замком? Частично промедление можно объяснить сложными антидопинговыми процедурами и новыми способами выявления нарушителей. Оба россиянина были наказаны из-за абнормальных показаний биологических паспортов – в 2010 – 2011 годах этот метод еще не был достаточно распространен, и поэтому очевидно, что замороженные пробы спортсменов были заново исследованы в 2012 – 2013 годах. Тогда-то и обнаружились серьезные расхождения в результатах анализов с данными паспортов крови. Именно с этого времени отсчитывается дисквалификация спортсменов, и здесь начинается самое интересное.
Международная федерация легкой атлетики полтора года молчит об инциденте, а тренеры и окружение спортсменов делают глубокомысленные намеки на проблемы со здоровьем и плохую форму. В отношении Костецкой это в общем-то почти соответствует истине – в прошлом году 27-летняя спортсменка, проживающая в Америке вместе со своим мужем – олимпийским чемпионом-2008 по прыжкам с шестом австралийцем Стивом Хукером, – родила ребенка и сейчас находится в декретном отпуске. А вот информационный вакуум вокруг Емельянова оказывается на руку его тренеру Виктору Чегину – допинговое расследование в отношении этого специалиста начинается только в июне этого года, после дисквалификации другой его звездной ученицы, олимпийской чемпионки Елены Лашмановой. Узнай мы об истории Емельянова своевременно, возможно, Чегину пришлось бы предстать перед следователями гораздо раньше. И, не исключено, это уберегло бы от скандала Лашманову.
ТАЙНЫЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ
Даже с учетом возможных апелляций, вскрытия допинг-проб "В" и прочей бюрократической волокиты – полтора года молчания кажутся чрезмерными и, на мой взгляд, дают все основания подозревать Международную федерацию легкой атлетики в намеренном сокрытии от общественности важной и скандальной информации. Достаточно давно ходят слухи о том, что некоторым звездам, попавшимся на допинге, дают возможность без лишней огласки закончить карьеру, либо сделать большой перерыв в выступлениях. Это выгодно и самим спортсменам, и федерациям. С одной стороны, виновный в нарушении антидопинговых правил вроде бы наказан, с другой – никакого ажиотажа вокруг этого события не происходит. Мало ли какие действительно важные, таинственные или даже интимные жизненные обстоятельства заставили атлета оставить большой спорт.
Сейчас мы фактически получаем доказательства того, что практика замалчивания допинговых историй и тайных дисквалификаций в федерациях действительно существует и более того – широко распространена. Даже когда спустя какое-то время информация об этом становится достоянием болельщиков, допинговая история уже явно не имеет того резонанса, которую бы получила, когда карьера провинившегося спортсмена находилась в зените. Яркий пример тому – неожиданные сведения о дисквалификации одного из самых успешных российских велогонщиков Дениса Меньшова, которые Международный союз велосипедистов обнародовал через год после того, как наказанный спортсмен закончил карьеру, и через полтора года после обнаружения абнормальных показателей в допинг-пробе Меньшова.
Примерно из той же серии – ситуация с дисквалификацией биатлонисток, попавшихся на допинге прошлой зимой. Нет, Международный союз биатлонистов не скрывал, что россиянки Ирина Старых и Екатерина Юрьева, а также немка Эви Захенбахер-Штеле сдали положительные тесты на допинг. Хотя информация об их проблемах сначала попала в СМИ из "конфиденциальных источников" и была официально подтверждена только много времени спустя. Но окончательного решения о дисквалификации спортсменкам пришлось ждать более полугода. Если бы о наказании стало известно, например, во время Олимпиады в Сочи – эта информация наверняка оказалась бы на первых полосах всех газет мира. Шесть месяцев спустя о финале давно протухшего скандала даже специализированные СМИ написали без особого желания.
ТЕНЬ ДЛЯ ОТСТАВНИКОВ
А теперь самый главный вопрос: чем на самом деле занимаются федерации, которым дано право казнить или миловать проколовшихся на допинге спортсменов, – наказанием виновных или спасением чести своих мундиров? Ведь всем, кажется, должна быть понятна разница в воспитательном эффекте дисквалификации, когда пойманный атлет оказывается размазан журналистами по стенкам или когда переживает свое отлучение от спорта в тишине и покое, продолжая считаться героем. Сколько таких героев российского спорта в последние годы исчезло с горизонта без внятного объяснения причин? Возможно, проблемы некоторых из них действительно не имеют отношения к допингу. Однако практика федераций по спасению своих звезд от скандалов бросает тень на всех внезапных отставников.
Кажется, никто из руководителей российского и мирового спорта больше не ставит под вопрос принцип "нулевой терпимости" в отношении нарушителей антидопингового законодательства. Однако почему при этом считается нормальным делать дисквалификацию тайной, объявлять о ней через полтора года или затягивать допинговое расследование на невообразимо долгое время? Почему федерации находят возможным руководствоваться какими-то средневековыми понятиями о справедливости? Ведь даже в уголовном праве сегодня действуют принципы открытости вердиктов и разумности сроков рассмотрения дела.
Для России в этом отношении лакмусовой бумажкой должно стать расследование деятельности допинговых инцидентов в спортивной ходьбе, в которых фигурирует тот самый саранский тренер Виктор Чегин. По данным "СЭ", первые результаты этого расследования могут появиться уже на следующей неделе. Если они будут быстро донесены до широкой публики – у нас еще есть шанс всем вместе попытаться исправить ситуацию. Если же истинных виновников скандалов с мордовскими легкоатлетами мы узнаем через много лет – когда Елена Лашманова и Станислав Емельянов уже будут нянчить своих внуков, – во всех усилиях по искоренению допинга в нашем спорте нет никакого смысла.
Гаттузо крут!!!
Сэр Майкл Я закончил ЛПМИ! Кроме того около 10-ти лет работал в фарм индустрии и на кафедре в институте. Достаточно просто понять, что такое наука Фармакология. Это не изготовление препаратов, а работа над его фармакокинетикой, точками приложения в организме и эффектами .которые они вызывают. А химик создает формулу и ему плевать, что с ней будут делать. Одна и та же химическая формула может работать, как в медицине, так и в производстве резины. Фармокологи могут заказать вещество с нужными для них свойствами, например ,антибиотик, к которому еще не привыкли бактерии. Химик берет формулу цефалоспорина 3-го поколения и химичит присоединяя разные др. радикалы и в итоге может получиться АБ 4-го поколения, потом это вещество проходит проверку на животных, потом на человеках....и только тогда получается фарм.препарат, а не наоборот. А то что у двух наук есть большие плоскости соприкосновения - это и так понятно. Это в кратце. И да. Играл в футбол на городском уровне. Турниры студ. команд. Потом просто турниры районного масштаба.
02.08.2014
Robbie_kzz
Блин, о чем вы спорите??? 1. Статья или заказная или просто глупая. ОДно из двух. 2. Результатов уровня тройки призеров на ЧМ-ах и ОИ без допинга получить нельзя уже, как минимум, в течение лет 20-25. 3. Вопрос ловли на допинге - это вопрос уровня развития фармокологии в стране. 4. По поводу разработки "химии" - правы оба - и Майкл и Гаттузо. Что-то выходит, как побочное, а что-то, как основное. Просто ставится вопрос, типа "Повысить количество эритроцитов в крови" и после решается. А по эффективности и по применению решения применяются уже после. 5. Лучшая "фарма" на данный момент - США и Германия. Самая "неуловимая" - Китай, потому что основана не на стандартных, читай европейских, методиках.
02.08.2014
Сэр Майкл
Крутой, а ты какой мединститут окончил? Или в каком виде спорта выступал?
01.08.2014
Гаттузо крут!!!
Сэр Майкл Вообще-то если ты не знаешь кто и как разрабатывает новые вещества ,которые потом становятся препаратами или не становятся, то лучше молчи. Все что ты написал про препараты, допинг и.т.д. каша и чушь на палочке.
01.08.2014
fullerist
Смысл сей "абнормальной" писульки не только в наезде на Чегина, по которому пока никаких выводов еще нет, но сей "абнормальный" журналист уже признал его виновным и заслуживающим стр-р-рашного наказания. Основной смысл во фразе "Ведь всем, кажется, должна быть понятна разница в воспитательном эффекте дисквалификации, когда пойманный атлет оказывается размазан журналистами по стенкам или когда переживает свое отлучение от спорта в тишине и покое, продолжая считаться героем." Этому "абнормальному" человечку очень хочется размазывать спортсменов и тренеров по стенкам. Типично для тех, кто сам ни на что серьезное неспособен, но ... Показывать это так прямо может только человек с несколько "абнормальным" умом и "абнормальными" понятиями о совести
01.08.2014
Сэр Майкл
Ну, у Шамонаева, понятно, заказуха чтобы свалить "тот самый саранский тренер Виктор Чегин". Крутой Гаттузо все проблемы допинга свел к какому-то спору между чиновниками, и договорился до того, что фармакологи разрабатывают "допинги", которые могут быть полезны! Вообще-то все, что называется "допингом", разрабатывается фармакологами для спасения жизней тяжелобольных или после тяжелых операций, продления жизни при онкологии и пр. Там побочные эффекты уже не столь важны, и наследственные изменения не наступят ввиду отсутствия наследников. А у Ефимовой "обнаруженный препарат" ничего никому не улучшает, в списке ВАДА таких более 90% И с Лашмановой вообще непонятно, там препарат на людях еще не испытывали, только на мышах, внесли сразу в список, яд, действительно, только ведь и яды в медицине применяются, и еще как. Для больных.
01.08.2014
Der23St545
ОУКБ НЕОТВРАТИМ!) 01 Августа 2014 | 11:34 Нойнер не расхотелось)) Она выиграла всё, что можно по несколько раз, и просто утратила мотивацию)) Соперниц у неё не было!)) А допинг в Германии не попринимаешь!)) Ибо за умышленное приминение - 5 лет тюрьмы!)) ----- Чего? Да немцы одни из самых напичканных в данном вопросе. Фармакология не зря ест свой хлеб. Бизнес.
01.08.2014
Гаттузо крут!!!
А все началось, точнее приобрело такой масштаб после ссоры Фетисова и Дурманова, который тогда возглавлял РУСАДА. Он предлагал министру два пути. Первый начать еще тогда очень жесткий свой контроль и выявить всех и убрать из спорта. И второй. Сделать как за бугром мощные закрытые лаборатории типа Балко, которые будут варить новых "сусликов" т.е. разрабатывать новые препараты для повышения и увеличения т.е. допинги их маскировку. Первый путьь не устроил т.к. боялись, что он вырубит остаток классных спортсменов и подрастающих звездочек. А по второму побоялись и не нашли финансирования. На гнилом Западе хорошие деньги на это дают фарм. компании т.к. такие препараты могут быть полезны для обычных людей. В итоге Дурманов ушел, а чинуши выбрали третий путь- промежуточный. И особо не ловить, но и почти ничего не развивать в фармакологии. За креслеца свои боялись. Правда Фетисов потом ушел, но вертлявый Балахничев остался. Итого теперь понятен. Всех ловят, а новых препаратов нет и схем приема тоже, все делается в расчете 2а вдруг пронесет"! Пока Ефимова тренировалась в России, она только подтягивалась к лидерам за счет природного дара, но победить не могла. Как только стала работать в Штатах, так всех порвала, но в итоге попалась. Просто ей сказали, что принимать, а как чиститься забыли. Эту лошадь Мисси Франклин вот до сих пор не поймали..... А прохоревичу вместо бла-бла о биатлоне надо было приказать финансировать такую лабораторию. И сейчас бы мы имели хоть что-то. А юных химиков ,которые варят "сусликов" для запада у нас много!
01.08.2014
Вахрушев Толик
Нойнер не расхотелось)) Она выиграла всё, что можно по несколько раз, и просто утратила мотивацию)) Соперниц у неё не было!)) А допинг в Германии не попринимаешь!)) Ибо за умышленное приминение - 5 лет тюрьмы!))
01.08.2014
Придур-ОК
То, что Нойнер ВНЕЗАПНО расхотелось соревноваться, кагбэ намекает... У нас такие тоже имелись, уставшие от спорта.
01.08.2014
Вахрушев Толик
честно работать!)
01.08.2014
Вахрушев Толик
Кому выгодно покрывать допинг? ________ Прежде всего министру мутько и т.д. по цепочке!)) Всем тем бездельникам, которые разваливают наш спорт и разворовывают бюджетные деньги!) А ловят на допинге действительно в подавляющей массе русских. все последние допинговые скандалы - это русские. ментальная тяга к халяве и нежелание и неумение работать!)
01.08.2014
sirken
да, чтобы абсолютный лидер ушел из спорта перед олимпиадой просто так... верите?
01.08.2014
SITNIKS
а при чем здесь Лена Нойнер? Она великая спортсменка. Если так судить, можно про любого спортсмена так говорить. Только почему-то ловят в большинстве своем наших спортсменов: легкоатлетов, пловцов, биатлонистов, лыжников и т.д... Это говорит только о том, что в нашем спорте мягко говоря не все в порядке.
01.08.2014
sirken
А что про забугорных героев ни слова, про Лену Нойнер например ;)
01.08.2014