Статьи
Статьи

Допинг

4 сентября 2018, 19:45

Россиянина наказали на четыре года, американку – на шесть месяцев

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Как американской пловчихе удалось сократить допинговую дисквалификацию

Спортивный арбитражный суд (CAS) сократил дисквалификацию чемпионки мира по плаванию американки Мэдисон Кокс с двух лет до шести месяцев. В феврале этого года Кокс сдала положительную пробу на запрещенный препарат триметазидин. 23-летняя спортсменка получила право выступать и тренироваться вместе с национальной командой уже начиная со 2 сентября. Суровое наказание обернулось фикцией. Тем удивительнее, что за тот же самый препарат – триметазидин – буквально этим летом на целых четыре года (!) был дисквалифицирован чемпион России в прыжках в длину Василий Копейкин.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

My face when I hear @lia_neal doesn’t like steak...? #frienshipover????? • • • • Fueled up and ready to go for Atlanta pro swim #tyrproseries ?? ?: @elizabeth.licon

Публикация от Madisyn Cox (@mad_cox) 28 Фев 2018 в 11:38 PST

НАШЛИ НЕ В ВОДЕ, А В ВИТАМИНАХ

Дело Кокс можно считать образцовым в плане того, как можно выпутаться из самой сложной ситуации, если действительно считаешь себя невиноватым. Дело в том, что триметазидин, который был включен в запрещенный список ВАДА только в 2014 году, не самый серьезный препарат. Он служит для укрепления сердечной мышцы при повышенных нагрузках и во многом схож с более известным мельдонием. В США "Предуктал" (торговое название препарата) не распространен, и вообще непонятно, где Кокс его взяла.

Для плавания история Кокс – уже не первый скандал именно с этим препаратом. Четыре года назад на нем попался будущий многократный олимпийский чемпион китаец Сунь Ян. Во время расследования выяснилось, что он принимал препарат по медицинским показаниям, и в итоге пловец отделался всего лишь тремя месяцами дисквалификации.

Американка избрала другую линию защиты. Она отрицала факт употребления триметазидина и утверждала, что никоим образом не могла сознательно или даже случайно принять запрещенный препарат. Самой реальной версией попадания вещества в организм Кокс назвала примеси в питьевой воде из крана. Доказать наличие этих примесей спустя почти год (положительная проба была сдана в феврале 2018-го), естественно, невозможно.

Неудивительно, что международная федерация (FINA) не придала веса этой версии и отправила Кокс в двухлетнюю дисквалификацию. Можно сказать, пловчихе повезло: Копейкину в похожих обстоятельствах дали четыре года. Но спортсменка не успокоилась и продолжила добиваться истины. Интересно, что помогал ей в этом американский юрист Пол Грин – тот самый, который в 2016-м году сохранил право выступать на Олимпийских играх в Рио для российской легкоатлетки Дарьи Клишиной.

Итак, Кокс собрала все свои биодобавки, которые принимала в феврале, и отправила на анализ в аккредитованную ВАДА лабораторию в Солт-Лэйк-Сити. Представьте ее удивление, когда выяснилось, что в одном из витаминных комплексов действительно имелась немалая примесь триметазидина. Хотя в составе на этикетке этот препарат указан не был, и более того, Кокс принимает эти витамины уже на протяжении семи лет и впервые столкнулась с проблемами.

Важно, что несмотря на абсолютную уверенность в их "чистоте", американка указала витамины в форме допинг-контроля перед сдачей злополучной пробы. То есть претензий к спортсменке быть не может: она не могла знать о примеси запрещенного вещества и добросовестно перечислила все добавки, которые принимала.

Ситуация настолько очевидна, что сторона Кокс и FINA достигли соглашения, даже не дожидаясь слушаний в Спортивном арбитражном суде (CAS). Суд впоследствии только утвердил этот договор, официально разрешив пловчихе немедленно принимать участие в любых соревнованиях и сборах.

Надежда СЕРГЕЕВА. Фото AFP
Надежда СЕРГЕЕВА. Фото AFP

КОКС МОЖЕТ СПАСТИ СЕРГЕЕВУ?

История Кокс удивительно напоминает недавний допинговый скандал в сборной России. Ровно на том же препарате – триметазидин – во время Олимпийских игр в Пхенчхане попалась наша бобслеистка Надежда Сергеева. И точно так же, как американская пловчиха, она всячески отрицала, что намеренно или случайно могла принять запрещенное вещество.

Истории очень похожи, с той только разницей, что никакого решения по делу Сергеевой нет до сих пор. А спортсменка, как и Кокс, настаивает на своей невиновности и провела анализ всех принимаемых биодобавок. Не исключено, что и тут срок дисквалификации удастся снизить. Во всяком случае, прецедент с американкой должен сыграть на руку нашей бобслеистке, которая, похоже, тоже употребила препарат ненамеренно.

Но самое чудовищное, что именно случай Сергеевой во многом привел к тому, что наша команда лишилась шанса пройти под собственным флагом на церемонии закрытия Олимпийских игр, и вот этого момента уж точно никогда не вернуть.

– Мы предоставили версию попадания запрещенного вещества в организм спортсменки, и крайне важно, что международная федерация эту версию признала, – заявил "СЭ" адвокат Сергеевой Артем Пацев. – Я не могу пока вдаваться в подробности, но могу сказать, что история абсолютно понятна и в чем-то схожа со случаем Кокс. Расследование завершено, сейчас мы ждем даты слушаний. Попросили федерацию назначить их пораньше, так как у спортсменки начинается сезон. Надеюсь, в течение пары недель наступит какая-то ясность.

20