Статьи
Статьи

Допинг

16 мая 2019, 16:50

Скоттный двор. Как русский допинг сломал карьеру канадской чиновнице

Владимир Иванов
Обозреватель
Хейтер России Бэкки Скотт обвинила оппонентов в унижениях и травле, и проиграла.

За плечами у 44-летней Бэкки Скотт выдающаяся спортивная карьера. Лыжница из Канады побеждала на Олимпийских играх-2002, была второй в Турине-2006, дважды останавливалась в шаге от медалей на чемпионатах мира. Плюс к этому она с молодых лет отличалась ораторскими и организаторскими способностями. Ее дальнейшая карьера была предопределена задолго до того, как она перестала соревноваться. Уже в 2006-м Скотт вошла в МОК как член комиссии спортсменов, и параллельно от все того же Комитета спортсменов – в Совет ВАДА. Была Бэкки и в Совете директоров Оргкомитета Олимпийских игр в ее родной Канаде.

Однако широкую международную известность она приобрела позднее. Когда проблемы начались у Всероссийской федерации легкой атлетики, Скотт нещадно критиковала нашу страну и призывала к кардинальным карательным мерам. А уж когда дело дошло до скандала по поводу сочинской Олимпиады, ее было просто не остановить. В тот момент жестко критиковать российский спорт и антидопинговую систему было модно, а канадка прямо-таки оседлала волну хайпа, набирая висты в западных СМИ.

Жажда крови

В марте 2016-го Скотт пока еще скромно выражала респекты чете Степановых и писала руководителю ВАДА Крейгу Риди письма с просьбой продолжать расследование по России.

Спустя год она призывала МОК последовать примеру ИААФ. "Штраф – поверхностная мера, – говорила Бэкки. – Вот ИААФ сделала всего одну вещь, но зато это был запрет на участие в стартах".

В феврале 2018-го канадка сокрушалась после решения CAS оправдать 28 российских спортсменов по делу о нарушении антидопинговых правил в Сочи-2014.

– Я совершенно обескуражена и разочарована решением CAS удовлетворить апелляции россиян. Думаю, это сокрушительный удар по чистым спортсменам и всей борьбе за чистый спорт. Это решение – большая ошибка системы правосудия, которая должна защищать права чистых атлетов и принципы честного спорта. Это большой шаг назад. Нужно бросить больше света на темные углы спорта, задать неприятные вопросы. Есть неопровержимые доказательства существования государственной допинговой системы, которая должна была действовать на Играх. Непонятно, как остаются безнаказанными те, кто принимал участие в этом. Что за посыл дается сейчас?

Тогда подобная риторика вне России приветствовалась практически на 100 процентов. Но постепенно ветер начал меняться. Сначала ОКР восстановили в правах сразу после закрытия Игр в Пхенчхане. Затем официальные лица категорические заявления в адрес нашего спорта стали все чаще заменять на нейтральные, а местами даже на позитивные. Спустя пару месяцев дело шло к полному снятию ограничений с РУСАДА.

Скотт, похоже, этих перемен не прочувствовала. Она продолжала настаивать на жестких мерах к российскому спорту и гнуть все ту же линию. Но если еще недавно ее все вокруг поддерживали, то теперь даже в ВАДА посматривали косо и призывали успокоиться.

Однако Бэкки было уже не остановить.

Сейшелы

Точкой невозврата стал Конгресс ВАДА, который 20 сентября состоялся на Сейшельских островах. Ассоциации спортсменов Канады, Великобритании и, конечно, глава комиссии спортсменов ВАДА Бэкки Скотт были против восстановления РУСАДА, но подавляющим числом голосов решение было принято в сторону России.

Скотт в знак протеста ушла в отставку. И сообщила, что еще в 2016-м году, когда призывала отстранить от участия в Рио-2016 всю сборную России, подверглась травле. Потом в соцсетях привычно похейтила по поводу решения по РУСАДА. И, наконец, в октябре, снова громко выступила в прессе.

– Некоторые члены исполкома давали такие комментарии, которыми явно хотели очернить, унизить меня... Подвергнуть травле. Они смеялись, когда я зачитывала список комиссий спортсменов разных стран, которые тоже выступили против восстановления РУСАДА. Сейчас ВАДА катастрофически утратило доверие к себе. Спортсмены со всего мира выразили разочарование ВАДА на таком уровне, которого я еще никогда не видела. Спорт сейчас находится под влиянием политики, а мы должны вернуться к системе принятия решений на основе целостности.

Ну и посетовала, что Крэйг Риди и генеральный секретарь Оливье Ниггли не заступились за нее.

Любопытно, что вскоре она получила орден Канады за вклад по борьбу с допингом.

Суд кенгуру

ВАДА же начало расследование по поводу того, подвергалась все-таки Скотт травле или нет. Были опрошены 29 свидетелей, который присутствовали на Конгрессе на Сейшелах, проштудированы тысячи документов.

В итоге в эту среду был подготовлен 58-страничный отчет с приложенной аудиозаписью Конгресса.

Выяснилось, что Франческо Риччи-Битти, экс-глава Международной федерации тенниса, действительно выступал после доклада Скотт агрессивно, но "его поведение не опускалось до уровня запугивания и преследования".

– В нашем отчете делается вывод, что никто на заседании исполнительного комитета 20 сентября не издевался и не преследовал г-жу Скотт в связи с ее возражением против условного восстановления РУСАДА, – говорится в постановлении.

Адвокат канадки назвал все это "судом кенгуру". То есть инсценировкой суда, который формально соблюдая все процедуры, быстро выносит заранее известный приговор.

ВАДА выразило удовлетворение, что расследование было проведено независимо и с учетом передовой международной практики.

Как теперь сложится дальнейшая карьера Скотт непонятно. Но если даже в ВАДА, штаб которой находится в Монреале, она оказался отрезанным ломтем, то можно предположить, что в международном спортивно-политическом мире найти себе место ей будет непросто.