Допинг
9 марта 2017, 16:15
Олег ШАМОНАЕВ, Филипп ПАПЕНКОВ
В первый раз Исинбаева стала председателем Наблюдательного совета РУСАДА всего три месяца назад. Однако сейчас и сам Наблюдательный совет, и его руководителя пришлось переизбирать заново. И это не связано критикой Всемирного антидопингового агентство (ВАДА), боссов которого обидел тот факт, что кандидатура Исинбаевой не была заранее согласована с Монреалем. Просто Устав РУСАДА, наконец, удалось привести в соответствие с рекомендациями ВАДА, а за перерегистрацией Устава неизбежно должно было следовать переизбрание руководящих органов.
ПО ДОРОГЕ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ
В итоге Наблюдательный совет получил нового-старого главу, а учредители РУСАДА должны объявить конкурс на замещение должности гендиректора агентства. Это тоже одна из обязательных процедур. Конкурс займет около месяца. Теоретически подать заявку на эту вакансию может любой специалист соответствующего уровня, включая бывшего шефа Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Однако понятно, что ни Родченков, ни любой другой специалист из прежнего руководства наших антидопинговых структур шансов второй раз войти в ту же реку не получат. Если конечно, мы хотим завершения скандалов и нормализации отношений с ВАДА.
Именно это, скорее всего, стало причиной недавней отставки и.о. гендиректора РУСАДА Анны Анцелиович, вставшей во главе агентства в декабре 2015 года после доклада Дика Паунда, когда все прежнее руководство организации уволилось по собственному желанию, а сама организация была признана несоответствующей Кодексу ВАДА. Анцелиович работала в структуре РУСАДА при "старой власти", и навряд ли могла рассчитывать на первые роли в обновленном агентстве. В итоге сейчас на время проведения конкурса мы получим нового и.о.гендиректора, однако постоянный руководитель появится достаточно быстро. И это окончательно должно вернуть агентство в работоспособное состояние. Останется ждать только возвращения лицензии ВАДА, которой может случиться в конце нынешнего года или даже раньше.
КОСМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Напомню, что одним из ключевых учредителей РУСАДА сейчас является Олимпийский комитет России (ОКР).
– Сегодня произошло очень важное событие в процессе восстановления российской антидопинговой системы, – рассказал заявил глава ОКР Александр Жуков. – Прошло первое заседание вновь избранного наблюдательного совета российского антидопингового агентства. Учредителями агентства в соответствии с новым законом являются Олимпийский и Паралимпийский комитеты России. В наблюдательный совет вошли семь человек, представляющих олимпийский и паралимпийский комитеты, Совет Европы, Министерство спорта, а также три независимых члена.
Председателем наблюдательного совета избрана Елена Исинбаева, которая представляет ОКР. Ее кандидатура была выдвинута комиссией спортсменов ОКР, которую возглавляет Софья Великая. Думаю, Исинбаева – это очень хороший выбор. Она член Международного олимпийского комитета. У нее абсолютно безупречная репутация великой спортсменки, которая никогда не пользовалась запрещенными препаратами. Уверен, под ее руководством наблюдательный совет РУСАДА будет вести непримиримую борьбу с применением допинга в России.
Выборы проходили в тесном контакте с ВАДА. Все их рекомендации были учтены. Особенно в части привлечения независимых членов Наблюдательного совета. В их число вошел космонавт Сергей Рязанский, который в свое время участвовал в церемонии зажжения факела сочинской Олимпиады в космосе. Теперь наблюдательный совет должен определиться с назначением генерального директора РУСАДА. Думаю, это может произойти уже в марте месяца на конкурсной основе. После этого, по сути, будет полностью сформирована новая антидопинговая система в России. Напомню, антидопинговая лаборатория теперь находится в составе МГУ.
Тогда ВАДА должно будет принять решение о восстановлении членства РУСАДА. Надеемся, это случится до мая текущего года, и российская антидопинговая система заработает как можно быстрее. Ведь сегодня весь антидопинговый контроль в России осуществляется иностранными организациями. Они берут пробы, проверяют их в иностранных лабораториях. Но количество проб намного меньше, чем нам нужно и чем раньше брало РУСАДА. В 2016 году было взято порядка 3000 проб, в этом планируется около 6000, а РУСАДА может брать не менее 20 тысяч, – сообщил Жуков.
МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ
По большому счету в окончательном возрождении РУСАДА сейчас заинтересованы абсолютно все. Именно это, а не кадровые перестановки и юридические формальности, сейчас является ключевой темой. Как только агентство начнет работать в прежнем режиме, любители поистерить на тему "русского допинга" лишатся ключевого аргумента. В частности, у международных федераций уже не будет повода блокировать проведение в нашей стране крупных соревнований. Кроме того, приглашенное для тестирования наших спортсменов британское антидопинговое агентство (UKAD) явно не справляется с объемами исследований.
Последний факт теоретически можно использовать для ограничения доступа российской сборной на Олимпиаду в Пхенчхане. Однако навряд ли ВАДА хочет скандала именно такого рода, ведь это будет означать, что, отобрав лицензию у РУСАДА, всемирное агентство не только прекратило якобы имевшие в Москве место злоупотребления, но и существенно снизило вероятность поимки в России новых допингеров. Если отбросить политическую риторику, то высказывания руководителей ВАДА и спортивных чиновников из других международных организаций сейчас для нас достаточно благоприятны. Большинство из них признает прогресс нашей страны в антидопинговой сфере.
Другой вопрос – будут ли признаны наши усилия достаточными для допуска России на Игры в Пхенчхане без искусственных ограничений? Положительный ответ на это вопрос сильно зависит о решений симпозиума ВАДА и исполкома МОК, которые состоятся на следующей неделе. Скорее всего, там будут поднята тема письма гендиректора МОК Кристофа де Кеппера о докладе Макларена, которое вызвало восторг в России и было названо "контрпродуктивным" в Монреале. Возможно, данная дискуссия помешает принятию решений по России, что, в принципе неплохо. Нам нужно еще немного времени для того, чтобы урегулировать вопросы в РУСАДА и презентовать Национальный план по борьбе с допингом. После это вести речь о полноценном возвращении России в мировой спорт будет намного легче.