Допинг
16 апреля 2020, 09:45
Мировой антидопинг переживает темные времена. По сути, мы вернулись в 1970-ые, когда регулярного тестирования в принципе не существовало. С той только разницей, что сейчас нет не только тестов, но и самих соревнований. Практически во всем мире из-за пандемии никакого тестирования не проводится. Спортсмены по-прежнему заполняют в системе ADAMS информацию о своем местонахождении, но при этом стопроцентно знают, что допинг-офицеры к ним не приедут. Все это создает идеальные условия для читеров: можно спокойно принимать запрещенные препараты, с тем чтобы поднять свои результаты, без всякого риска попасть под дисквалификацию.
Отсутствие тестирования по линии ВАДА и национальных антидопинговых агентств долгое время оправдывали тем, что нет соревнований. Мол, какой смысл принимать допинг, если непонятно где и когда ты сможешь выступать. Деньги на запрещенные препараты или методы нужно потратить уже сейчас, а вот когда и сколько получится заработать призовых — большой вопрос.
Но в последние недели ситуация изменилась. Определены новые даты Олимпийских игр в Токио — с 23 июля по 8 августа 2021 года. Большинство международных федераций объявили, что в том или ином виде попытаются спасти и сезон 2020 года. В конце лета — начале осени планируется провести легендарную многодневку «Тур де Франс», теннисный «Ролан Гаррос», а также ряд квалификационных стартов для отбора на Олимпиаду. Ведь пока квоты для выступления там заработали только чуть больше половины участников.
Получается, что мотивация принимать допинг огромная. Сейчас как раз идет подготовительный период, и есть возможность заложить базу для будущих результатов. Впервые спортсмены этого поколения, приученные к почти ежечасной слежке со стороны антидопинговых служб, остались вообще вне зоны контроля. И продлится это, как минимум, два месяца — апрель и май, а в некоторых странах, возможно, дольше. Рай для потенциальных читеров. Поэтому, очевидно, американцы и пошли на сумасшедший эксперимент, попытавшись перевести тестирование в режим онлайн.
Выглядит это следующим образом. Спортсмен получает по почте набор для сдачи пробы мочи и крови. Потом в любой день, в течение установленного им часового интервала для тестирования, спортсмену звонит по Zoom или Facetime допинг-офицер. Дальше вообще интересно.
Если речь идет о пробе мочи, нужно обязательно включить камеру, звук, но с собой в туалет гаджет можно не брать. Достаточно установить его таким образом, чтобы было видно закрытую дверь. Допинг-офицер по секундомеру проверяет время, которое спортсмен находился в туалете, а в набор для сдачи пробы входит термометр. Он проверяет температуру мочи — если, например, она была заранее заготовлена в холодильнике, раздастся предупредительный сигнал.
С кровью еще проще: нужно при включенной камере уколоть руку, затем капельку крови запечатать в специальном контейнере. В обоих случаях после сдачи пробы спортсмен, как обычно, заполняет все необходимые бумаги и отправляет все в лабораторию по почте или с курьером. Пока результаты таких проб официально рассматриваться не будут, и что делать в случае позитивного теста — непонятно.
Ведь в целом формат тестирования не был одобрен ВАДА. В эксперименте американцев добровольно вызвались участвовать 15 их ведущих спортсменов, включая и звезд. Легкоатлеты — чемпион мира Ноа Лайлз, шестикратная олимпийская чемпионка Эллисон Феликс, чемпионка мира Эмма Кобурн, серебряный призер последнего чемпионата мира Сидни Маклафлин... А с ними еще и звездная пловчиха Кэти Ледеки — пятикратная олимпийская чемпионка и 15-кратная чемпионка мира.
То есть в целом уровень поддержки со стороны спортсменов — беспрецедентный. Глава USADA Трэвис Тайгерт не скрывает, что в новом формате может быть немало косяков. Для этого тестовая группа и отмечает подробнейшим образом все свои пожелания и моменты, которые необходимо улучшить.
— Антидопингу необходимо искать новые пути, времена изменились, — говорит Тайгерт. И с этим трудно не согласиться. Когда-то ведь и идея круглосуточно отслеживать местонахождение спортсменов или создавать для них паспорта крови казалась абсурдом.