Статьи
Статьи

Допинг

13 сентября 2021, 18:00

У России снова требуют антидопинговую базу. До «часа икс» остался всего год

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Независимый эксперт предупреждает о возможности продления санкций в отношении российского спорта.

До 22 декабря 2022 года Россия должна выдать Всемирному антидопинговому агентству полную и нескорректированную версию электронной базы данных Московской лаборатории. Без этого российский спорт, скорее всего, не будет восстановлен в правах, и наша страна не получит флага на Олимпийских играх.

Решение Спортивного арбитражного суда (CAS), который вопреки мнению ВАДА ограничил санкции против России двумя годами, многие восприняли скорее как нашу победу. Сейчас до истечения срока наказания остается чуть больше года и всего одна Олимпиада — зимняя 2022 года в Пекине. Есть мнение, что в декабре 2022-го снятие санкций России произойдет автоматически. И уже на следующих летних Играх в Париже мы будем выступать с флагом и гимном. Однако это не так.

CAS выдвинул жесткие условия, без выполнения которых нам грозит очередной круг наказаний и судов. Одно из ключевых — выдача полной версии электронной базы LIMS. Напомним, до сих пор Россия передала Всемирному агентству только тот вариант, который за границей признали скорректированным, — за что, собственно, и были введены санкции. Теперь ВАДА ждет от нас «аутентичной версии». Что не мешает агентству наказывать отдельных спортсменов уже сейчас — на основании копий, полученных при помощи информаторов.

Ситуацию для «СЭ» прокомментировал Сергей Илюков — один из самых известных в мире экспертов по антидопингу, в настоящее время являющийся членом Наблюдательного совета РУСАДА.

Решение суда должно было быть выполнено еще вчера

— Недавно на самом высоком уровне было объявлено о том, что РУСАДА выполнило финансовые обязательства перед ВАДА, а российская антидопинговая программа — одна из самых жестких в мире. Вы согласны? — вопрос Илюкову.

— Прежде всего, тот факт, что первые лица государства высказываются о проблемах РУСАДА, говорит о степени значимости этих проблем для страны. И это не может не вызывать уважения. Но я бы воздержался от оценок на основании только тех цитат, которые мы видели в СМИ. Но при этом хочу заострить внимание на том, что вопрос передачи базы данных LIMS со стороны России до сих пор не решен. Хотя решение суда было принято почти год назад.

— Передача аутентичной версии электронной базы данных Московской лаборатории — одно из условий восстановления РУСАДА в 2022 году. Есть дедлайн, до которого мы должны передать базу?

— Как такового дедлайна не называлось. Но, по-моему, тут должна идти речь не о дедлайнах, а об исполнении решения суда. И в таком случае это должно было быть сделано еще вчера. Сейчас, наверное, всем кажется, что хуже ситуация с российским спортом уже быть не может. И мне меньше всего хочется быть тем человеком, кто будет напоминать, что снизу еще могут постучать. Именно поэтому я хочу обратить внимание на проблемный вопрос именно сейчас, когда еще есть возможность направить поток событий в надлежащее русло.

Тяжелая ситуация может затянуться

— Как вы вообще сейчас оцените текущую деятельность РУСАДА?

— Тут нужно обозначить, что в меру условностей участия в работе Наблюдательного совета РУСАДА я могу давать комментарии, оперируя только общедоступными данными. При этом я не являюсь сотрудником РУСАДА или ВАДА, что и определяет мою автономность. Что я думаю о текущей работе Наблюдательного совета? Знаете, несколько лет назад в Лахти, где я живу, приезжала на гастроли труппа Мариинского театра. Я несильно понимаю в балете, но, глядя на выступление с точки зрения спортивного врача — на координацию движений, пластику, чувство ритма, толчковую работу ног, — я получил огромное эстетическое удовольствие. И точно так же в Набсовете РУСАДА: не будучи юристом, я получаю удовольствие от сотрудничества с коллегами и, в частности, от высочайшего профессионализма, который показывает Тамара Шашихина (председатель, директор Европейского учебного института МГИМО МИД России. — Прим. «СЭ»). Не умаляя заслуг других коллег по Совету.

- Почему недавно Наблюдательный совет не утвердил ни одну из трех предложенных кандидатур на должность нового генерального директора?

— При всей деликатности работу РУСАДА, которое проводило этот конкурс, я оставлю без комментариев. И если вы меня спросите, можно ли сравнить эту работу с тем же самым балетом, я скажу: отнюдь. Помимо финансовых обязательств и выдачи LIMS, одним из ключевых требований для восстановления РУСАДА являются выборы независимого генерального директора. Это должен быть лидер, способный развивать организацию в независимом ракурсе. Появление такого человека и, как следствие, независимой антидопинговой организации прежде всего в интересах российской стороны.

Для меня очевидно, что независимость и эффективность работы антидопингового агентства — это в первую очередь лакмусовая бумажка качества работы системы спортивной подготовки в России. Это внутренний контроль оправдываемости вкладываемых средств, а также интеллектуальной и организационной составляющих системы, которые во многом предопределяют результат. Попытки компрометировать работу антидопинговой организации — это недальнозоркое деяние, и последствия подобной практики мы наблюдаем сейчас. Хочется верить, что спортивный истеблишмент, регулирующий данную область, понимает это. Мне кажется, сейчас мы находимся в ситуации, которая не устраивает никого.

— Остается около года до истечения срока санкций по решению Спортивного арбитражного суда. Если за это время не вернут LIMS и не появится независимый генеральный директор — Россию не восстановят и не вернут флаг?

— Используя полюбившуюся мне аналогию с балетом, думаю, что первый антракт, когда возможно будет составить какое-то впечатление и что-то обсудить с заинтересованными сторонами, произойдет в конце этого года. К этому времени у РУСАДА должен появиться новый генеральный директор.

— Как РУСАДА может повлиять на выдачу LIMS — у агентства же физически нет этой базы и никогда не было? Без передачи базы Россия статус точно не получит?

— Несоблюдение условий решения суда с огромной вероятностью будет затягивать тяжелую ситуацию, в которой сейчас находится российский спорт.

49
  • serzh.sergeey

    «Независимый эксперт» это что должность, звание? Кем выдаются, как подтверждается? Независим от кого/чего? От большой «независимости» он просто не читал решения суда. Если читал то просто бы взял и огласил! Хотя бы в части касающейся выдачи данных.Кстати и журналист бравшая интервью могла лучше подготовиться. Так конечно: - В области балета мы впереди планеты всей (В.С. Высоцкий). ПС Эксперт этот в своей «независимости» родченко напоминает - иуда! с очередным номером(((

    17.09.2021

  • serzh.sergeey

    Ужалился или от гидности страдаешь(

    17.09.2021

  • там уже не надо никаких признаний, входы в "типа опечатанную" базу, внесенные изменения в этой базе переписаны, датированы и перечислены все до одного!

    17.09.2021

  • а тем временем на самом верху несут бредятину про возможное похищение наших допингеров! ржунимагу! может, пусть бы и похитили, на что они нам? позорище одно, что ни день - то пачка, то новых, то старых! одного уж в третий раз, его и на 8 лет, и на 15 - а он, походу, все на игле!

    17.09.2021

  • юрий пименов

    самое прикольное, что такая база есть только у нас. больше ни в одной стране нет таких баз))

    17.09.2021

  • Scallagrim

    Конечно. Поэтому лучше пожерствовать спортсменами, чем мифом о всепобеждающей (честно) своих врагов России.

    15.09.2021

  • hottie

    То есть выдача другой версии базы означает автоматическое признание того, что первая была подделкой, причем неважно, что и вторая может быть чем угодно. Если все стоят на том, что ранее выданные данные и были настоящими, то смысл отказываться от этой позиции? Это же будет выглядеть как будто допрашиваемый в суде полностью изменил свои показания спустя энное кол-во времени. Мне кажется никакой новой базы не будет предоставлено уже, потому как начнется мошна типо "ага, значит, все это время русские нас нагло обманывали", хотя они и сейчас так думают, но это всего лишь их догадки. Так что есть там настоящая база или нет теперь уже выдавать ее нельзя.

    14.09.2021

  • Beard

    согласен,тут сам дал маху,в темноте на ночь.

    14.09.2021

  • Max Radin

    на самом деле при любом раскладе Россия я так понимаю не может выдать базу, потому что если Россия права, то другой базы просто нет, а если Россия не права, то скорее всего аудентичная база докажет наличие гос. программы допинга, а это скандал будет похлеще, так что этот спектакль надолго надо запасаться попкорном

    14.09.2021

  • Евгений Крылов

    может не "вкртаце", а "вкратце"?

    14.09.2021

  • Евгений Крылов

    если ты продолжаешь красть - сиди дальше

    14.09.2021

  • Евгений Крылов

    или пока не перестанут подделывать результаты допинг-проб

    14.09.2021

  • ДиRECтор

    Потому что передать базу - значит расписаться в господдержке допинга

    14.09.2021

  • РомановаМ

    А что если другой версии базы у нас просто нет? Ну так, если представить, допустить. Что это самая что ни на есть аутентичная база с нашей т.з.? Т.е. даже не с т.з. наших чиновников, а вообще, в реальности

    14.09.2021

  • Sergey Khursan

    Если даже будет передана "аутентичная" база, то кто здесь настолько наивный, что преследования России прекратятся?? Это часть гибридной войны, и существует только два варианта завершения конфликта - возвращение к ельцинско-козыревской политике "Кланяйся и благодари", либо уход России из ВАДА-контролируемого спорта. Поскольку оба варианта неприемлемы, остается третий - ныне действующий, требование заведомо невыполнимых действий от России и постоянный частичный бан. Тянуться это будет, пока абсурдность спортивных ограничений не достигнет предела...

    14.09.2021

  • Scallagrim

    Безапелляционность основана на знании русских порядков. До сих пор вину за собой признали только легкоатлеты, да и то, лишь частично. А на всякого Легкова найдется Воевода.

    14.09.2021

  • Scallagrim

    На колени вставать не надо, но сказать "был виноват, понял, исправлюсь" надо. И, конечно, 100 р. вернуть.

    14.09.2021

  • Scallagrim

    Я думаю, наши вообще выступать не будут. Если Россия в срок не передаст базу, поднимется такой крик, что ни Бах не поможет, ни CAS.

    14.09.2021

  • Спринт

    Лучше под песню незабвенного Владимира Семеновича: - что б нам было с трех, четырех, пяти булылок ... . И любая база (окромя ликеро-водочной) будет пофиг.

    14.09.2021

  • Спринт

    Базу данных "малость подкорректировали" то по прямому указанию Свыше. А там моторист, которого "спрятал" за гос.должностями его патрон. На самих себя никто копромат-донос готовить не будет. Будет очередной виток истошной истерии об коварности западников, и, как следствие, новые ограничения, как для самих спортсменов, так и для развития спортивного движения в России в целом. Поэтому процесс - без гимна, флага, чести, многих спортсменов и соревнований - так и будет иметь значок бесконечности.

    14.09.2021

  • Евгений Иванов

    Бардак в РУСАДА продолжается ,позорище ..еще год и Россия опять без гимна и флага ..ложь подделка базы данных когда это все кончиться :cry::thinking:

    14.09.2021

  • Beard

    Если человек "чайник",вроде тебя,то ему не объяснишь,что проверить это элементарно,любые изменения в электронной базе оставляют цифровой след,если изменений нет, цифровые следы отсутствуют.Проверить базу на предмет изменений может програмист среднего уровня.Оригинальная база в СК России имеется,изменения вносились в её копию.

    14.09.2021

  • Предлагаю выступать под Весёлым Роджером...И базы тогда никакие не нужны...

    13.09.2021

  • AZ

    Прикол в другом. У России нет никакой реальной возможности подтвердить подлинность базы, если ее захотят объявить фальшивой.

    13.09.2021

  • AZ

    Это тот случай, когда нет веры ни одной стороне, ни другой. Одна сторона (Россия) запятнала себя вполне реальными допинговыми историями и готовностью чсинуш показать результат любой ценой. Другая сторона (ВАДА) также не является эталоном честности и беспристрастности. Клоунады и отсебятины в докладе Макларена хватает. Требования ВАДА также заведомо идиотские. Независимый гендир))). А как определять его независимость? И независимость от кого? Всегда можно найти человека, официально с госстркурами не связанного. А дальше? Независим для ВАДА будет только тот, кто говорит и делает то, что им выгодно. Требование передать именно подлинную базу тоже мало выполнимо. Россия и не отрицает, что она была изменена. Можно ли восстановить подлинную базу - вопрос. А еще вопрос, примут ли ее как подлинную. Верить в "подлинность" базы Родченкова тоже наивно. "Пробирка Колина Пауэлла" и нынешний "суд" по малазийскому "Боингу" это подтверждают Ситуация для России ничем хорошим не кончится однозначно.

    13.09.2021

  • Beard

    К гадалке не ходи,базу отдадут,и отдадут за один день до часа "Х",ещё время потянут,потом базу опять проверят,но самое прикольное,что на Запад отдадут опять фальсифицированную базу.А дальше опять,как у Аркадия Райкина:"Запустим дурочку...Куры передохли,высылайте телескоп.............какие насосы,мы заказывали колёса"..................................а вы докажите,что это мы,и еще 3-4 года протянут.

    13.09.2021

  • Beard

    На Западе рассуждают "вкратце",русские,русского языка не знающие, рассуждают "вкраце".А по факту ,тебе,за преступление дали два года,и ещё два года "условно", если ты не выполняешь решение суда,2 года условно превращаются в 2 года безусловно!

    13.09.2021

  • Pitersamur

    Другое, камрад. 2 года ты отсидел за кражу. Теперь, если ты хочешь что бы тебя опять принимали в "приличном" обществе, ты должен им 100 рублей и встать на колени. Примерно так, если вкраце, на Западе рассуждают...

    13.09.2021

  • Алк77

    Я украл 100 рублей у прохожего и пропил их, мне за это впаяли 2 года тюрьмы. Я отсидел - и мне говорят: слышь, баклан, с тебя 100 рублей, и ещё на колени встань перед нами. У меня вопрос - а за что я тогда 2 года отсидел? Или "это - другое"?

    13.09.2021

  • KonstantinLutsky

    Удивительно как безапеляционно Вы заявления делаете? А готовы за слова отвечать если они окажутся враньем?) Легков вот свою медаль выиграл честно)

    13.09.2021

  • Молнезар

    Ну да, ну да... А "истинная" база данных, разумеется, у американского агента Родченкова. Только в глаза её никто кроме него не видел. Теперь так можно требовать до бесконечности показать базу. И каждый раз утверждать, что она не совпадает с "оригиналом". Думаю не очень умные рос чинуши опять на это клюнут.

    13.09.2021

  • Pavel0904

    ...и пока Черноморск не обьявят вольным городом.

    13.09.2021

  • Scallagrim

    Удивительно, как наши журнализды и официальные лица целый год замыливали главное условия допуска российских спортсменов к соревнованиям: передача подлинной базы московской лаборатории. И тут ситуация для нас аховая, базу мы нп передадим, ИБО многих уважаемых людей и депутатов придется гнать с насиженных мест за мошенничество, а ОИ-2014 объявлять величайшим русским позором. Пойдут на это тупиноиды? Нет, конечно. Они лучше пожертвуют российским спортом, которому, после отказа передачи базы, перекоют кислород вообще.

    13.09.2021

  • Scallagrim

    Чел боится сказать прямо: кизда российскому спорту. Ибо, санкции с нас не снимут, пока мы базу не передадим. Даже не просто не снимут, а усилят. А мы ее не передадим никогда.

    13.09.2021

  • 0

    13.09.2021

  • grammar nazi

    Есть мнение, что в декабре 2022-го снятие санкций России произойдет автоматически. - Это прекрасная фраза. Видимо, имеется ввиду не "мнение" которое "есть", а темник для СМИ из АП из подразделения Алексея Алексеича Громова, но Наталье не давали отмашки раскрывать все карты

    13.09.2021

  • Базой им по голове дать надо и все...

    13.09.2021

  • isnayd

    Спортивная политика) нужно школы открывать уже по россии)

    13.09.2021

  • Какое стремное вью.

    13.09.2021

  • Spartak7

    Слать лесом. Ничем хорошим это не закончится. Опять состряпают фальшивые допинг пробы на наших спортсменов.

    13.09.2021

  • echo2011

    Все эти проблемы будут до тех пор,пока будет сидеть Навальный.Пора бы понять,что эти вещи взаимосвязаны.Причем тут какие-то базы!

    13.09.2021

  • Крым наш!

    Ну если привыкли стоять в коленно-локтевой, то теперь чего уж?)))

    13.09.2021

  • Djin Ignatov

    У них есть по моему вторые пробы !

    13.09.2021

  • Деметрио

    А как эти "блюстители чистого спорта" поймут, что база оригинальная? Со слов Степановых? Или за эталон негласно принята копия Родченкова?

    13.09.2021

  • взять все и поделить

    Мне кажется, сейчас мы находимся в ситуации, которая не устраивает никого. ____________________ дядька, ты не прав...санкции и изоляция - это любимый способ многих покуражиться на тему русофобии, обидеться на кровавую пиндосию и их прихвостней, вдолбить в голову россиянам, что мы ни при чем, во всем правы и чисты, но вокруг полно врагов и этих врагов надо ненавидеть...а еще сплотиться вокруг лидера, стойко выносить тяготы повседневной жизни, ибо это ж все из-за них там и это ж вы страдаете ради отечества...ну а сами эти говорилки продолжают сидеть в мягких креслах на хорошем и сытном пайке, без рисков, без ответственности... ну, т.е. здесь не все так однозначно, шо вот прям "никого не устраивает"...

    13.09.2021