Допинг
9 июля 2020, 13:00
У Деманова нашли метаболиты дегидрометилтестостерона. Это анаболический стероид, который повсеместно применяется в тяжелой атлетике, и в разные годы на нем «погорели» не один десяток россиян. В том числе — и по результатам перепроверок. Напомню, в середине июня Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) передало 50 «приоритетных» дел российских спортсменов Международному агентству тестирования (ITA) для вынесения решений. Все эти дела основаны на перепроверке электронных данных и проб из базы Московской лаборатории, которая была передана в ВАДА летом прошлого года. Всего, как утверждает ВАДА, удалось установить факты манипуляций с пробами 145 атлетов. Все они были взяты в период с 2012 по 2015 годы. Дело Деманова — первая ласточка. Скорее всего, в ближайшие месяцы счет подобных случаев пойдет на десятки.
Не очень понятно, почему дело Деманова вдруг стало «приоритетным». Ведь спортсмен уже три года как официально объявил о завершении карьеры и на участие в Играх в Токио не претендовал. Очевидно, что тут вопрос в весомости доказательств: в пробе Деманова, которая много лет хранилась в Москве, нашли допинг. Это самый убийственный аргумент, куда круче возможных манипуляций с электронными данными и прочих косвенных улик.
Как проба с допингом внутри могла около пяти лет лежать в лаборатории и по документам числиться чистой? Это уже вопрос к бывшего главе Московской лаборатории Григорию Родченкову и его подельникам, а также ВАДА — ведь именно они не раз проводили проверки, но ничего не обнаружили.
— Речь действительно идет о пробе 2015 года, которая была передана ВАДА в рамках процесса восстановления РУСАДА, — рассказал «СЭ» антидопинговый координатор Федерации тяжелой атлетики России Александр Петров. — Там был обнаружен запрещенный препарат. Дальше уже будет идти процесс между самим спортсменом и международной федерацией.
— Может ли новая дисквалификация повлечь за собой системные санкции в адрес нашей федерации?
— На сегодняшний день, к работе федерации этот исторический факт никакого отношения не имеет. Сейчас мы в плане борьбы с допингом — лучшая федерация в мире.
Вообще, карьера Деманова развивается удивительным образом, и для него попасться на перепроверке пробы — не новость. В 2012 году россиянин стал четвертым в категории до 94 кг на Олимпийских играх в Лондоне. Однако в результате перепроверок на допинге погорели сразу семь (!) участников этого финала, в том числе и Деманов.
В итоге, олимпийским чемпионом объявили иранца, изначально занявшего пятое место. А серебряным и бронзовым призерами стали кореец и поляк, которые были седьмым и восьмым. Последним просто повезло: допинг-проб в финале у них, скорее всего, не брали. К сожалению, показатальный случай для тяжелой атлетики в последние годы.
Из нынешнего дела Деманова можно сделать несколько выводов, и все — невеселые. Во-первых, в ближайшие месяцы мы наверняка узнаем еще несколько десятков фамилий допингеров прошлого. Причем это будут бесспорные, стопроцентно выигрышные для ВАДА дела, основанные на положительных пробах. И, помимо вины спортсменов, они доказывают и тот факт, что в Московской лаборатории на протяжении многих лет осуществлялись преступные манипуляции.
Во-вторых, эти «скелеты из прошлого» могут потянуть за собой на дно целые федерации. Допустим, в тяжелой атлетике у нас и так положение невеселое: за множественные допинговые случаи мы имеем право выставить на Игры в Токио только двух спортсменов (мужчину и женщину). По правилам международной федерации, такие санкции налагаются на страны, где спортсмены допустили более 20 нарушений в период с 2008 по 2020 годы.
Если в России эта цифра перевалила за 20 даже до перепроверок Московской базы, в ближайшее время она может увеличиться в разы. А так недалеко и до полного отстранения и снятия с Игр, как, собственно, и было в 2016 году в Рио. Тем более, что международная федерация сейчас сама погрязла в жутком коррупционном скандале после недавнего доклада Макларена. А доказывать свою чистоту и принципиальность путем отстранения России — это в тренде.