В этом году в США может быть окончательно принят так называемый «Закон Родченкова». Этот акт, названный в честь беглого российского ученого, обещает уголовное наказание за употребление запрещенных веществ для всех спортсменов, независимо от их гражданства (при условии участия в соревнованиях американцев). Возможно, Cенат Соединенных Штатов еще внесет в этот документ исправления. Но очевидно, что попытки распространить его на американские профессиональные лиги уже провалились. Слишком сильно парламентское лобби у НБА, НХЛ, НФЛ и MLB.
Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) время от времени жалуется, что огромное количество профессиональных спортсменов и студентов из США находятся вне международной системы борьбы за чистый спорт. Всех этих людей тоже тестируют на допинг, и даже иногда за него наказывают. Но делают это намного мягче, чем в олимпийских дисциплинах. Заставить четыре ведущие лиги сотрудничать с Американским антидопинговым агентством (USADA) не удается уже 20 лет. И это почему-то никак не отражается на репутации США как «оплота чистого спорта», и лишать Штаты возможности выступать под собственным флагом в голову никому не приходит.
Как же живут без Всемирного антидопингового кодекса несчастные американские профи? И что имеют против ВАДА боссы самых успешных спортивных лиг США? Глобальных противоречий на самом деле нет — НБА и другие чемпионаты начали бороться с допингом и наркотиками еще до создания ВАДА. Другой вопрос, что все большие лиги являются коммерческими организациями. Им нет никакого резона терять доходы, починяясь стандартам какой-то международной структуры, пусть и такой влиятельной как ВАДА.
Практические все аспекты жизни лиг определяются коллективным соглашением с профсоюзом игроков, которое регулярно обновляется. Это огромный документ, а Антидопинговая программа является его составной частью. Например, в действующем коллективном соглашении НБА регламент по наказанию за запрещенные вещества изложен только в 33-й главе, и ему посвящено лишь 19 пунктов.
По сравнению с талмудом Всемирного антидопингового кодекса (153 листа) и Запрещенного списка ВАДА (еще 9 листов) Антидопинговая программа НБА — поверхностная прокламация. Но самое интересное здесь — сравнивать наказания за провал тестов. Помимо большого штрафа, НБА отстраняет провинившегося на 25 игр — за первое нарушение, на 55 игр — за второе (это примерно две трети одного регулярного сезона). Третий допинговый инцидент означает увольнение. Кодекс ВАДА за первое нарушение предполагает дисквалификацию от двух до четырех лет, а за второе — пожизненное изгнание из спорта. Почувствуйте разницу.
Первая допинговая дисквалификация в НБА случилась в 1986 году, но это, как и большинство последующих наказаний было связано с наркотиками. Во время слушаний в Конгрессе США в 2005 году выяснилось, что Лига отменила 20 положительных тестов на допинг, поскольку сочла, что найденные вещества не могли повлиять на спортивные качества баскетболистов. В системе ВАДА подобное сокрытие нарушений, как мы знаем, грозит кошмарными санкциями в отношении целой страны. Но американским профи, похоже, просто плевать на международные правила.
Наверное, в американском упрямстве не было бы особой трагедии, если бы большие лиги варились бы в собственном соку и не влияли на международный спорт. Но это не так. Игроки НБА и НХЛ имеют возможность выступать на чемпионатах мира и Олимпиадах. Приезжая в сборную, игроки из штатовских лиг попадают под юрисдикцию ВАДА и могут быть протестированы по международным стандартам. Но это продолжается максимум два месяца в году. Все остальное время спортсмены живут по другим правилам.
Участник Олимпиады-2004 в составе сборной США по баскетболу Ламар Одом в прошлом году признался в обмане допинг-офицера накануне Игр. В 2001-м этот игрок получил в НБА две пятиматчевые дисквалификации за марихуану, но это его не остановило — он продолжал курить этот наркотик. Накануне Игр-2004 Олимпийский комитет США предупредил Одома о визите в его дом допинг-офицера (что само по себе является нарушением), и, опасаясь нового скандала, баскетболист решился на отчаянный поступок. При помощи биоматериала своего брата он сдал чистую пробу, и офицер не заметил подмены. На самой Олимпиаде все тоже прошло гладко. Вообще, за полвека проведения олимпийских баскетбольных турниров объявлено всего об одном положительном тесте (в 1972-м попался пуэрториканец). История с обманом инспектора в 2004-м антидопинговые органы не заинтересовала.
На Олимпиаде 2014 года хоккеист сборной Швеции и команды НХЛ «Вашингтон» Никлас Бекстрем был пойман на псевдоэфедрине и отстранен от финального матча. Но последствий для шведа это не имело — выяснилось, что в НХЛ данное вещество не запрещено. А международная федерация и МОК заявили, что злой умысел в действиях Бекстрема отсутствовал — он всего лишь выпил лекарство от аллергии, и поэтому оснований для дисквалификации и лишения олимпийской медали нет. ВАДА пыталось оспорить этот вердикт в суде, но потом пошло с адвокатами Никласа на мировую, и ограничилось выговором нарушителю. Через три года российский хоккеист Данис Зарипов получил за тот же псевдоэфедрин после матча КХЛ два года дисквалификации (суд потом снизил наказание до полугода).
Помимо несоизмеримого по мягкости наказания в американских лигах по сравнению с Кодексом ВАДА и более короткого списка запрещенных веществ, критики антидопинговых правил профессионального спорта в США отмечают более либеральные правила внесоревновательного тестирования — в межсезонье оно практически отсутствует. Анализы крови в НБА проводятся только с 2015 года (к тому времени в мире за ЭПО, тестостерон, гормон роста и другие «кровяные» допинги были дисквалифицированы десятки атлетов), а паспорт крови в лиге не используется до сих пор. Да, все нарушения этого типа характерны для циклических видов спорта и не слишком актуальны для игровиков. Но тестирования по стандартам ВАДА в США избегают не только в баскетбольной и хоккейной лигах.
Особая тема — это отношения ВАДА с Национальной университетской спортивной ассоциацией (NCAA). Если в случае с четырьмя главными профессиональными лигами речь идет примерно о двух тысячах спортсменов, то под крылом NCAA находятся более 500 тысяч атлетов-студентов из всех возможных и невозможных видов спорта. Не все из них дотягивают до уровня сборных, но многие участники чемпионатов NCAA становятся олимпийцами. Американские спортсмены-студенты также участвуют во Всемирных универсиадах, тестирование на которых проводится по правилам ВАДА. Однако сама NCAA этих правил не признает.
Поверки на допинг в NCAA проходят в рамках собственной программы силами организации под названием Drug Free Sport International. Эта же структура, не связанная с ВАДА и американским антидопинговым агентством, нанимает допинг-офицеров для НБА и WNBA, НФЛ, MLB, гольф-туров PGA и LPGA, а также автогонок NASCAR. Представляете, что началось бы, если бы Россия создала такую независимую антидопинговую организацию? Справедливости ради, подобное позволяет себе только США. Но разве американские спортсмены особенные?
Также достоин внимания антидопинговый опыт профессиональных боксерских ассоциаций (WBA, WBC, IBF, WBO), а также бойцовских промоушенов. Они тоже не подписывали Всемирного антидопингового кодекса. Правда, UFC, самая успешная структура ММА, в качестве партнера по борьбе с допингом выбрала USADA, и в результате все ее бойцы попали под регламент Всемирного агентства. Итог получился ошеломительным — за несколько лет было поймало около сотни бойцов.
А вот проверкой бойцов из других промоушенов, а также боксеров обычно занимаются Атлетические комиссии отдельных штатов. У каждой из них — свой регламент и своя система наказаний. Возможна ситуация, при которой боец или боксер получает дисквалификацию в одном штате, но имеет возможность драться в другом. Не говоря уже о том, что наказания не распространяются на разные промоушены и разные страны. Например, россиянин Иван Штырков в 2019 году дисквалифицирован UFC на два года за применение стероидов, но после этого спокойно продолжил выступления в японском чемпионате RIZIN.
В боксе тестирующая организация как правило назначается атлетической комиссией или промоутерами. В этой роли часто выступает Добровольная антидопинговая ассоциация (VADA). Из-за схожести аббревиатур ее часто путают с ВАДА, но это разные организации с разными регламентами. Существенная отличие — в том, что ВАДА — это наднациональная структура, а VADA действует по принципу — «любой ваш каприз за ваши деньги». Так что решения, основанные на результатах тестов VADA, иногда вызывают шок.
Тем не менее, надо признать, что спортивная жизнь в США кипит из без Международного антидопингового агентства. Сотни тысяч американских спортсменов и легионеров в разных видах спорта живут по другим законам, чем из коллеги из других стран. ВАДА иногда критикует их за вседозволенность, но в целом не делает из этого трагедии, поскольку рычагов влияния на коммерчески успешные лиги у всемирных борцов допингом нет. Так что ВАДА предпочитает нападать на более уязвимых участников антидопингового процесса, вероятно полагая, что большие деньги сами по себе делают спорт чище.