Статьи
Статьи

Допинг

17 января 2018, 19:00

Следком опять уличил Родченкова

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Накануне заседаний Спортивного арбитражного суда в Лозанне Следственный комитет России опубликовал третье по счету заявление по "делу Родченкова"

Олег ШАМОНАЕВ

Незавершенное уголовное дело о злоупотреблении полномочиями бывшим директором Московской антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым, удостоилось третьего за два с половиной месяца заявления Следственного комитета России. Предыдущие два появились 9 и 28 ноября – возможно, ни одно расследование Следкома до сих пор не сопровождалось таким количеством публичных комментариев официальных лиц, явно обращенных не только к отечественной публике, но и к иностранцам. Совершенно очевидно, что главный адресат нового заявления – Спортивный арбитражный суд в Лозанне, который на следующей неделе начнет слушания по допуску нескольких десятков российских спортсменов к Олиампиаде-2018.

ЧТО ЗАЯВИЛ СЛЕДКОМ

Как и в предыдущих комментариях по "делу Родченкова", Следственный комитет отрицает информацию о систематических допинговых злоупотреблениях в России, основанную на показаниях бежавшего в США ученого. Ни один из более 700 допрошенных СКР свидетелей не подтвердил сведений, на основе которых 43 российских спортсмена были признаны МОК виновными в манипуляциях с допинг-пробами, а Олимпийский комитет России получил дисквалификацию. Следком особо подчеркивает, что все их информаторы были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а значит, их свидетельства имеют больший вес, чем мало к чему обязывающие показания в комиссиях Макларена и Освальда.

Большинство ноябрьских аргументов СКР повторяются, а новая информация заключается в том, что на руках у российских следователей есть документы, исключающие подмену допинг-проб в ночное время через дырку в стене (как утверждает Родченков). "Из документов следует, что допинг-пробы поступали в Сочинскую лабораторию в дневное время, регистрировались и в пределах от 30 минут до 2 часов передавались на исследование", – говорится в заявлении СКР.

Следственный комитет по прежнему готов сотрудничать по этому вопросу с любыми международными организациями, в том числе с ВАДА, МОК и ФИФА, но отмечает, что прогресса в этом направлении не наблюдается.

О ЧЕМ РАНЬШЕ ГОВОРИЛ СКР

В двух предыдущих заявлениях Следственный комитет опровергал выводы экспертов ВАДА и МОК, настаивая на том, что нелегальное вскрытие пробирок с допинг-пробами без нарушения целостности их защиты невозможно. Манипуляции с результатами допинг-тестирования спортсменов в СКР называли личной инициативой Родченкова, который таким образом "заметал следы" своей преступной деятельности. По данным следствия, ученый распространял в Москве препараты, которые впоследствии оказались допингом. А после отъезда в США Родченков и его соратник Тимофей Соболевский сначала предлагали Марине Дикунец (преемнику Родченкова на посту директора Московской лаборатории) в обмен на денежное вознаграждение передать им базу данных первичных результатов тестирования спортсменов, а когда получили отказ, похитили эту базу через удаленной доступ, передав ее в распоряжение ВАДА.

Сотрудники СКР опровергли информацию о наличии в стене здания Антидопинговой лаборатории в Сочи отверстия, через которое якобы нелегально выносились допинг-пробы российских спортсменов, а также утверждения о добавлении соли и дистиллированной воды в допинг-пробы российских спортсменов. По мнению наших экспертов, аномальные показатели в анализах российских олимпийцев связаны с особенностями обменных процессов в почках человека после физических нагрузок, а также объемом и составом выпитых жидкостей.

Все эти данные входят в противоречие с информацией из докладов Паунда и Макларена, подготовленными по заданию ВАДА, а также с выводами комиссий Освальда и Шмида, действовавшими по заданию МОК. В целом заявления СКР делают невозможным полное или частичное признание нашей страной обвинений в создании системы допинговых нарушений. Напомню, что это признание является одним из условий восстановления лицензии Российского антидопингового агентства и Московской антидопинговой лаборатории, а также отмены дисквалификации Паралимпийского комитета России и Всероссийской федерации легкой атлетики.

КАК ОТРЕАГИРУЕТ CAS

Безусловно, любой непредвзятый суд должен принять заявление такой серьезной организации как СКР как минимум к сведению. Другой вопрос, что Следственный комитет пока обнародовал не материалы уголовного дела, а всего лишь комментарий по их поводу. Судебных заседаний по "делу Родченкова" не было, и непонятно, когда до него дойдет вообще. Следствие продолжается более года, и наши оппоненты считают его инструментом давления на главного обвиняемого и его семью, оставшуюся в Россию. Хорошо, что у адвокатов наших спортсменов, помимо честного слова их подзащитных, теперь будет и слово профессиональных следователей. Другой вопрос, насколько весомыми признают эти слова в CAS.

Главная тема будущей недели – не юридические баталии, а то, хотят ли нас вообще слышать в Лозанне. Во время заседаний дисциплинарной комиссии МОК было ощущение, что Деннис Освальд полностью доверился Родченкову, и игнорировал все, что заставляло усомниться в словах беглого ученого. Если спортивный арбитраж начнет разбираться в сути вопроса, если, наконец, будет проведен перекрестный допрос единственного информатора ВАДА, то у россиян есть шанс добиться пересмотра обвинительных вердиктов. И тут-то пригодится в том числе сегодняшнее заявление СКР. Если же арбитраж задастся единственным вопросом – имеет ли МОК право отстранить от Олимпиады спортсменов по любому поводу, то, вывод, увы, может нас очень сильно огорчить.

33