Статьи
Статьи

Допинг

4 января 2019, 13:00

ВАДА дает России последний шанс

Наталья Марьянчик
Обозреватель
До середины января у нас еще есть время передать данные.

Глава комитета по соответствию Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) Джонатан Тэйлор сделал заявление: экстренно накладывать санкции на Россию он не собирается. Напротив, комитет будет ждать до 14 января в надежде, что необходимые данные все же удастся получить.

Голоса "партии врагов" России в последние дни нарастают. Повод есть серьезный: дедлайн 31 декабря уже истек, а обещанные электронные данные ВАДА так и не получило. Оборудование экспертов не было сертифицировано в России, и когда будет решен этот вопрос – пока непонятно.

Но технические сложности не волнуют наших противников во главе с вице-президентом ВАДА норвежкой Линдой Хеллеланд. Они призывают экстренно созвать заседание исполкома и отозвать соответствие у РУСАДА, даже не дожидаясь заседания комитета по соответствию 14 января.

К этой позиции присоединились комиссия спортсменов ВАДА и 16 национальных антидопинговых агентств. Представитель комиссии спортсменов Британского агентства (UKAD) Али Джавад даже написал открытое письмо руководителю комитета по соответствию Джонатану Тэйлору. Тэйлор, как ни странно, на это письмо подробно ответил. И его слова дают России надежду на то, что вопрос все еще может быть решен в нашу пользу.

Тэйлор: какая разница, получим мы данные 31 декабря или неделей позже?

– Дата заседания (14 января – Прим. "СЭ") была назначена с тем расчетом, чтобы у экспертов ВАДА было время сформулировать свою позицию и объяснить причины любых нарушений, – говорится в письме Тэйлора, которое опубликовало ВВС. – Кроме того, в случае, если РУСАДА будет лишено статуса соответствия, специальная ускоренная процедура требует от ВАДА, чтобы российским властям была дана возможность предоставить свои объяснения. Возможно, вам кажется, что тут нечего обсуждать, несоответствие очевидно, адекватных причин этому нет, и поэтому нет нужды следовать формальному процессу. Но судам не нравятся такие аргументы. Поэтому в таком случае, риск успешной апелляции будет очень велик, а я не думаю, что это то, чего сейчас кто-либо хочет.

– Я понимаю ваши опасения, что в случае ожидания до 14-15 января у российских властей появится возможность все же передать данные, пусть и после дедлайна, – продолжает Тэйлор. – Но я не вполне понимаю, почему вы считаете, что это плохо. Мне казалось, мы все пришли к соглашению, что получить данные жизненно важно, чтобы определить, кто из спортсменов в указанный период нарушал антидопинговые правила, и призвать их к ответу. Если эта цель будет достигнута, я полагаю, это хорошо, не правда ли? Неважно, случится это 31 декабря или неделей позже.

Али Джавад в "Твиттере" приводит аргумент, что в случае, если спортсмен нарушает тот или иной дедлайн, его ждать никто не собирается и наказание наступает немедленно. Российский легкоатлет Данил Лысенко, который вовремя не предоставил ВАДА данные о своем местонахождении и теперь рискует пропустить два года, тому лучший пример.

Но в случае с РУСАДА, ВАДА и лично Тэйлор, похоже, готовы ждать до последнего. Вовсе не потому, что они нам симпатизируют. Просто очередная неудача и громкий скандал с Россией сейчас не нужны никому, кроме, пожалуй, Хеллеланд и ее сторонников. А вот президент ВАДА Крэйг Риди никак не заинтересован в нашем отстранении. Отсюда и несколько обиженный тон его заявления, где он говорит, что "глубоко разочарован" тем, что дедлайн все же не был соблюден.

Самый худший расклад – двойное поражение

При всем позитиве, письмо Тэйлора вовсе не стоит рассматривать как гарантию, что нам пойдут на уступки. Во-первых, об этом можно говорить только при условии, если эксперты приедут в Россию и заберут данные в течение ближайших десяти дней. Между тем, времени остается все меньше, а дата визита до сих пор не согласована. Если он произойдет после 14 января, РУСАДА точно лишится статуса соответствия и понесет все возможные санкции.

Во-вторых, даже если данные удастся отдать в ближайшие дни, вовсе не факт, что Тэйлор сдержит свое слово. В письме он весьма аккуратен. Ключевая фраза "неважно, случится это 31 декабря или неделей позже" относится только к самому факту получения ВАДА нужной информации. В этом смысле, разницы действительно нет: все спортсмены, чья вина будет доказана на основании этих данных, будут дисквалифицированы. Неважно, получило ВАДА электронные данные 31 декабря или чуть позже. Но вот сохранит ли статус соответствия РУСАДА, если дедлайн будет пропущен – пока вопрос.

Вполне вероятным кажется такой расклад: Россия все-таки сертифицирует оборудование и передает ВАДА данные до 14 января. Но при этом исполком все равно принимает решение забрать у РУСАДА статус соответствия, возможно, правда, временно и с оговорками. Но формально дедлайн все же не был соблюден. Мы не выполнили условия, на которые подписывались, и вряд ли это удастся обжаловать даже в суде.

Получается двойное поражение: страна пошла на большие уступки, передала важные данные, на основании которых будут дисквалифицированы десятки спортсменов. Но и выгоды от этого никакой не получила, скорее, наоборот. Ведь сейчас нас отстранят уже по новому Кодексу, который обещает гораздо более серьезные санкции, чем предыдущая редакция.

Остается только надеяться на благоразумие обеих сторон. Российский допинговый скандал уже надоел всему миру, кроме самых оголтелых радикалов. И это главная карта, которую мы можем разыгрывать.

154