Допинг
22 декабря 2018, 12:00
Выдача экспертам ВАДА оригинала LIMS была основным условием для восстановления нашего антидопингового агентства (РУСАДА). Это случилось еще 20 сентября, и тогда же был установлен жесткий дедлайн: ВАДА должно получить электронные данные до конца 2018 года. Если этого не произойдет, уже ближайший исполком в январе будущего года не только со стопроцентной вероятностью лишит РУСАДА соответствия, но и, скорее всего, поставит вопрос о соответствии страны Кодексу. В таком случае, наши атлеты не смогут выступать на международных соревнованиях ни в одном виде спорта.
В эти предновогодние дни страну занимают приготовление подарков и, если брать спортивный календарь, фигурнокатательная драма в Саранске с участием Евгении Медведевой и Алины Загитовой. Пока одна часть домохозяек плачет вместе с Медведевой, а другая ликует с Алиной, наш спорт неожиданно оказался на грани катастрофы.
– Команда экспертов получила доступ в лабораторию и добилась прогресса вместе с российскими властями в вопросах выдачи и экспорта данных за территорию страны, – говорится в релизе ВАДА. – Однако эксперты не смогли завершить свою работу в запланированное время, так как российская сторона подняла вопрос о том, что используемое оборудование для забора данных должно быть сертифицировано, согласно национальному законодательству. Этот вопрос не поднимался во время первоначальной встречи 28 ноября в Москве, после которой ВАДА и послало команду экспертов в Москву.
ВАДА не сжигает мостов и подчеркивает, что эксперты готовы в любой момент вернуться в российскую столицу, если вопрос с сертификацией удастся решить. В противном случае, руководитель команды Тони Паскуаль подготовит отчет о том, что удалось сделать, и представит его на встрече комитета ВАДА по соответствию 14-15 января. Нетрудно предположить, что известие о неудаче миссии вызовет там бурю эмоций. А главные ненавистники российского спорта ликуют уже сейчас
– Кто-нибудь вообще удивлен тому, что русские пытаются избежать ответственности? – заявил, например, в интервью Reuters глава антидопингового агентства США Трэвис Тайгерт. – Будем надеяться, что на этот раз ВАДА усвоило урок и лишит их статуса.
Интересно, что в стане российских руководителей согласия по поводу итогов визита ВАДА пока нет. Министр спорта Павел Колобков накануне вроде бы выразил полное удовлетворение и звучал оптимистично.
– Есть рапорт, и мы продолжаем с ВАДА его обсуждение, там есть несколько технических моментов, – заявил Колобков на заседании коллегии. – Уверен, что придем к согласию. Эксперты ВАДА были удовлетворены этим визитом. Планируется еще один визит ВАДА. Восстановление РУСАДА? Процесс уже идет. Плотно работаем с международными организациями.
А вот генеральный директор РУСАДА Юрий Ганус, напротив, очень эмоционален. Возможно, потому, что его работа и будущее доверенной ему организации еще никогда не висели на тонком волоске.
– Мы не удовлетворены результатами завершившегося в пятницу визита экспертов, – цитирует Гануса ТАСС. – Я хочу подчеркнуть, что в скорейшем предоставлении базы данных в первую очередь должна быть заинтересована сама Россия, это в наших национальных интересах. Передача базы – это путь к прекращению всяческих спекуляций вокруг российского спорта и защита интересов наших чистых атлетов. Мы также должны думать о будущем самой московской лаборатории. Вопрос передачи базы данных должен быть решен в ранее установленный срок – до 31 декабря, причем сделать это фактически нужно как можно раньше. Нужно искать возможности, а не причины. Мы должны понимать, что в последний день года никто не будет дежурить у лаборатории в надежде, что хотя бы за несколько минут до полуночи доступ к данным будет все-таки открыт. А последствия невыполнения этого критичного условия определяются стандартами по соответствию ВАДА, и они будут разрушительными для российского спорта.
Ситуация удивительна: решение о восстановлении РУСАДА и о дедлайне было принято, напомним, 20 сентября. С тех пор у нас было больше трех месяцев для того, чтобы согласовать мельчайшие детали и сертифицировать хоть каждую пуговицу на пиджаках вадововцев.
Но первая встреча для обсуждения процесса передачи данных состоялась, напомним, только 28 ноября. Очевидно, что решить все вопросы на ней не удалось. Вполне вероятно, что Следственный комитет действительно не имеет по закону права разрешить экспертам работать на привезенном им оборудовании. И нынешняя задержка действительно связана именно с соблюдением буквы закона, а не с желанием "продинамить" ВАДА.
Но если доступ не откроют в экстренном порядке, никто на исполкоме не станет нам сочувствовать. В том, что данные не были получены в срок, будет виновата только страна, но никак не ВАДА. Мы поставим в крайне неудобное положение главного союзника – президента ВАДА Крэйга Риди – и дадим просто тонну пищи для критики своим противникам.
Жалеть Россию и ее спортсменов тут точно никто не станет. И совсем не исключено, что та же Алина Загитова на свой чемпионат Европы, который стартует 21 января, поехать не сможет. Верить остается только в здравый смысл. Или в предновогоднее чудо...