Задача-максимум для РУСАДА на сегодняшний день состоит в том, чтобы вернуть себе так называемый статус временного соответствия Кодексу ВАДА. Это означает, что организация получит право планировать и проводить тестирование, то есть почти полноценно функционировать, но под пристальным контролем ВАДА и на определенных условиях. Что-то вроде условно-досрочного освобождения на антидопинговый лад.
Интересно, кстати, что как таковые условия и вообще сам формат временного соответствия в Кодексе ВАДА не прописаны. Очевидно, потому, что РУСАДА – первое из национальных агентств такого масштаба, оказавшееся под санкциями. Россия – это не Кения и даже не Испания, у нас берется огромное количество проб, и вот так просто росчерком пера после двух лет простоя превратить организацию в действующую невозможно. Тут нужна целая "дорожная карта" возвращения.
Собственно, об этом на Совете учредителей как раз и говорил глава Комитета ВАДА по соответствию Джонатан Тэйлор. Получается парадокс: ВАДА хочет вернуть РУСАДА статус временного соответствия, а что он означает – по документам неясно, можно толковать как угодно. Тэйлор призвал упорядочить законы и внести разъяснения в Кодекс. Выходит, РУСАДА тоже помогает ВАДА становиться лучше, а не только наоборот.
ЧЕМ КОСМОНАВТ ЛУЧШЕ ИСИНБАЕВОЙ
Главным вопросом на повестке дня для России стала отставка с поста председателя Наблюдательного совета Елены Исинбаевой. В том, что эта отставка произойдет, теперь нет никаких сомнений. Генеральный директор ВАДА Роб Келер даже назвал дату: 31 мая, на очередном заседании РУСАДА.
При этом ВАДА не имеет ничего против просто присутствия Исинбаевой в составе Набсовета. Главное, чтобы председателем там было другое, независимое лицо.
– Глава Наблюдательного совета должен быть независимым, а Елена Исинбаева была выдвинута Олимпийским комитетом России, – приводит портал Insidethegames слова Келера. – Мы хотим изменить устав РУСАДА, чтобы гарантировать эту независимость. Дело именно в независимом статусе, а не в конкретном человеке. Как только все наши критерии будут выполнены, мы вернем РУСАДА право проводить тестирование под контролем независимых экспертов и UKAD.
Чем конкретно не нравится ВАДА Исинбаева – большой вопрос. Но очевидно, что даже сами вадавцы признают: по действующему уставу РУСАДА и вообще российскому законодательству к ней нет никаких вопросов. Великая спортсменка была избрана демократическим путем и по всем правилам. Более того, опосредованно занимать должность в РУСАДА Исинбаевой, оказывается, мешает не много не мало, как ее... членство в Международном олимпийском комитете (МОК)!
Как член комиссии спортсменов МОК, Елена автоматически стала членом исполкома нашего Олимпийского комитета (ОКР). А поэтому и была выдвинута в РУСАДА этой организацией. Должность члена исполкома, занятая по формальному признаку – вот и все, что не устраивает ВАДА. Парадоксально, но условный летчик-космонавт Сергей Рязанский, который еще 20 апреля на несколько месяцев улетел в космос, ВАДА бы в качестве председателя Набсовета устроил, а вот Исинбаева – нет.
ИСИНБАЕВА ВСТРЕТИЛА НОВОСТИ В КАННАХ
Если (а точнее, когда) отставка Исинбаевой состоится, представители ВАДА не видят препятствий для дальнейшего восстановления статуса РУСАДА. Даже без собрания Совета учредителей, в рабочем порядке РУСАДА получит право планировать и проводить тестирование, а в ноябре, если все будет в порядке, полностью восстановится в правах.
– ВАДА, UKAD и наши независимые эксперты много работают с РУСАДА и пришли к заключению, что вернуть право проведения тестирования, под контролем с нашей стороны, будет правильным шагом, – заявил генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли. – В дальнейшем РУСАДА остается выполнять критерии для восстановления членства, которые описаны в согласованной нами дорожной карте.
В числе критериев, о которых говорит Ниггли, есть, в частности, доступ для представителей ВАДА в так называемые "закрытые города". Выполнить его крайне сложно: по российскому законодательству просто так приезжать и уезжать из таких городов иностранцы не имеют права. Но в этом вопросе ВАДА готово идти на компромисс. А уж когда РУСАДА вернет себе соответствие и у нас появятся российские допинг-офицеры, проблема вообще отпадет.
Интересно, кстати, что сама Исинбаева встретила известие о своей скорой отставке на Каннском кинофестивале. Олимпийская чемпионка прошлась по красной дорожке, сфотографировалась со звездами мирового кино и, судя по соцсетям, мыслями была очень далека от РУСАДА. Это и неудивительно. Председатель Наблюдательного совета – должность скорее представительская, чем предполагающая реальную ежедневную работу.
Тем удивительнее, что именно из-за нее российская сторона препирается с ВАДА уже целых полгода! Начиная с конца ноября, когда впервые была избрана Исинбаева, эта тема стала главным упреком практически во всех высказываниях руководства ВАДА о России. Можно сколько угодно утверждать, что требование об отставке незаконно. Но факт в том, что Россия уговаривала ВАДА полгода и доигралась, похоже, до ультиматума.
Можно, конечно, сейчас пойти на принцип и дать Исинбаевой работать. Но тогда это будет напоминать ситуацию, когда абитуриент на вступительном экзамене спорит с профессором. Школьник может быть тысячу раз прав, но как преподаватель решит – так и будет. Невозможно эффективно отстаивать свою позицию, когда все козыри – на руках у противника.