Статьи
Статьи

Допинг

16 марта 2017, 00:30

Виталий Смирнов: "Хочу, чтобы ВАДА было более открыто к сотрудничеству"

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Глава Независимой общественной антидопинговой комиссии в подробном интервью "СЭ" подвел итоги симпозиума Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) в Лозанне, рассказал о конфликте вокруг нового назначения Елены Исинбаевой и анонсировал выход национального плана по борьбе с допингом.

ТРЕБОВАНИЕ ПРИЗНАТЬ ДОКЛАД МАКЛАРЕНА ПРЕЖДЕВРЕМЕННО

– На днях завершился ежегодный симпозиум ВАДА в Лозанне. Какое впечатление оставило у вас выступление там и в целом позиция нашего министра спорта Павла Колобкова?

– На мой взгляд, дебют прошел успешно, и наш министр справился со своей задачей. В выступлении Павла Анатольевича рассказывалось о работе, которая была проделана за последнее время целым рядом организаций – самим Министерством, Олимпийским и Паралимпийским комитетами, РУСАДА, нашей комиссией. Не стоит забывать и об усилиях Правительства в плане принятия соответствующих поправок и изменений в законодательстве.

– На ваш взгляд, руководители ВАДА и в целом западная аудитория адекватно восприняли этот доклад или они все же ожидали большего?

– Думаю, да, все нормально. Насколько я могу судить по нашему общению с представителями МОК и ВАДА, нам в целом удалось найти взаимопонимание. В январе у нас была встреча в Цюрихе с участием представителей Министерства, Олимпийского комитета России и ВАДА. Там мы обсуждали так называемую "дорожную карту", то есть документ, согласно которому Россия будет постепенно возвращать свои позиции. И вообще встречи с руководителями ВАДА и МОК происходят регулярно, просто по обоюдному согласию мы не говорили об этом в прессе. Я встречался с Ричардом Маклареном, общался в Лозанне в канун Нового года с представителями МОК, и многое-многое другое. Был период, когда телефонные переговоры у нас происходили ежедневно, а порой и по несколько раз в день.

– ВАДА по-прежнему требует от России полного признания доклада Макларена?

– Изначально безоговорочное признание доклада Макларена было ключевым требованием "дорожной карты". Я уже говорил, что имел встречу с самим Маклареном. Мы общались около трех часов и затронули в том числе и эту тему.

– Сам Макларен в интервью "СЭ" признал, что отказался от термина "государственная система" распространения допинга в пользу "институционального сговора" именно после беседы с вами...

– Вот и смотрите: если даже сам Макларен корректирует свою позицию, почему же мы в России обязаны безоговорочно ее принимать? Тем более совсем недавно появилось письмо генерального директора МОК Кристофа де Кеппера, где говорится о том, что в целом ряде случаев доказательств доклада Макларена недостаточно, чтобы говорить о вине конкретных спортсменов. Я не понимаю простой вещи: всего в докладе Макларена более трехсот страниц плюс тысячи документов. Что именно мы должны признать: каждое слово и каждую букву? Может быть, ВАДА стоит конкретизировать, с какими именно утверждениями мы должны согласиться?

– Как минимум ВАДА наверняка ждет от нас согласия с формулировкой "ведомственный", или "институциональный" сговор.

– В МОК сейчас работают две комиссии, в чьи задачи как раз и входит оценка доказательств из доклада Макларена. Требование ВАДА, чтобы Россия признала этот доклад полностью, включая существование некого сговора, прямо сейчас как минимум преждевременно. Зачем тогда нужны комиссии МОК? Я думаю, они должны завершить свою работу, а потом мы ознакомимся с их выводами и либо согласимся с ними, либо нет.

Елена ИСИНБАЕВА (слева) и Виталий СМИРНОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Елена ИСИНБАЕВА (слева) и Виталий СМИРНОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

В "ДОРОЖНОЙ КАРТЕ" ПРО ИСИНБАЕВУ НЕТ НИ СЛОВА

– ВАДА выпустило заявление, что председатель Наблюдательного совета РУСАДА Елена Исинбаева не соответствует требованиям "дорожной карты". Это действительно так?

– В "дорожной карте" про Исинбаеву ничего не говорится. Существует мнение, что председатель наблюдательного совета должен быть независимым. Елена была номинирована в совет от Олимпийского комитета России. Но говорить о зависимости Лены от ОКР нельзя – ведь никакой должности внутри этой организации у нее нет. Насколько нам известно, предложил ее кандидатуру в качестве председателя космонавт Сергей Рязанский. Был соблюден устав организации, и выборы прошли в полном соответствии с утвержденной процедурой. Как вообще кто-либо может вмешиваться в процесс демократического выбора?

– У вас есть понимание, чем конкретно ВАДА не устраивает Исинбаева? Дело в ее резкой риторике во время Олимпиады в Рио или в чем-то еще?

– Даже если Лена и допускала резкие высказывания, разве ее нельзя понять, учитывая, что речь шла о настолько эмоциональном моменте, как пропуск Олимпиады? Тогда она выражала свое отношение к происходящему как частное лицо. Теперь же она самым настоящим демократическим путем была избрана не только главой Наблюдательного совета РУСАДА, но и членом комиссии спортсменов МОК. Причем за нее, несмотря ни на что, проголосовали сами спортсмены, ее коллеги. Давайте не будем забывать, что мы имеем дело с молодыми людьми, которые только проходят период становления в своей новой, послеспортивной жизни. Им стоит помогать освоиться в новом качестве, тем более что многие лидеры сегодняшнего спортивного мира тоже в свое время были выдающимися спортсменами.

– Почему Анна Анцелиович покинула пост и.о генерального директора РУСАДА буквально за несколько недель до назначения нового гендира?

– Я считаю, что Анна провела полезную работу в этом качестве. На мой взгляд, она свои функции выполнила и могла бы продолжать. Было бы логично, чтобы решение об ее судьбе принял новый генеральный директор, раз уж он вот-вот появится. Тем более Анна помогла бы новому человеку войти в курс дела, а в дальнейшем они могли бы уже обсудить, стоит ей оставаться в организации в каком-то качестве или нет. Это справедливо, по-человечески правильно, и Анна заслуживает такого отношения.

– Кого вы видите в роли нового генерального директора РУСАДА?

– Прежде всего этот человек должен отдавать себе отчет в сложности задач, которые перед ним стоят. Мы заинтересованы в том, чтобы сбой, который случился в прошлом, больше никогда не повторился. Естественно, наша комиссия готова к сотрудничеству. Если говорить о конкретных критериях, они уже прописаны – опыт руководящей работы, образование и тому подобное. Будущему генеральному директору предстоит участвовать в целом ряде встреч, в том числе на международном уровне, делать важные заявления. Владение английским языком абсолютно обязательно. Думаю, хотя бы на любительском уровне человек должен заниматься спортом. Во всяком случае, я не знаю ни одного деятеля мирового спортивного движения, который бы был по жизни далек от спорта.

– У вас есть конкретные кандидатуры, которые вы готовы предложить?

– Даже если бы были, я бы не стал их называть. Не хочу, чтобы мое мнение неправильно поняли. Пусть процедура выбора будет максимально открытой и демократичной. Не стоит оказывать давление на этот процесс.

Виталий СМИРНОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Виталий СМИРНОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ГДЕ-ТО НАШИ МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОПАГАНДЫ НЕ СРАБОТАЛИ

– Недавно в Красноярске Президент России Владимир Путин впервые сказал о том, что старая система антидопингового контроля, действовавшая в России, "не сработала", а к требованиям ВАДА нужно прислушаться…

– К сожалению, на данный момент, в России есть сотни спортсменов, которые были дисквалифицированы и продолжают находиться под санкциями. Десятки наших медалистов Пекина-2008 и Лондона-2012 были лишены олимпийских наград по результатам перепроверок. Это объективные цифры, которые невозможно игнорировать. Получается, что существовавшая на тот момент система была неспособна эффективно предупреждать и предотвращать употребление допинга. Раз десятки, сотни наших атлетов делали выбор в пользу допинговых препаратов, а не "чистого" спорта, значит, в системе что-то работало неправильно. Говоря о сломе, Президент, на мой взгляд, имел в виду именно это. Где-то наши механизмы профилактики и пропаганды не сработали. А в результате этого пострадали, к сожалению, "чистые" спортсмены, которые никогда в жизни не нарушали никаких правил. Совершенно чудовищно, когда человек, посвятивший себя любимому делу, в конечном счете лишается возможности себя в нем реализовать.

Считаю также крайне важным, что Путин сказал: антидопинговые организации должны быть под контролем независимых структур, а не правительства или Министерства. Например, он упомянул о том, что лаборатория была передана из-под контроля Министерства в независимую организацию – МГУ им. Ломоносова. От себя добавлю, что Министерство также вышло из состава учредителей РУСАДА и теперь не имеет отношения к его финансированию.

– Глава ВАДА Крейг Риди в недавнем интервью выразил сомнение, что РУСАДА удастся к маю вернуть себе статус временного соответствия. Для вас это сюрприз?

– Я не вполне понимаю, откуда у Риди эти сомнения. Вся работа выполняется в соответствии с полученной нами "дорожной картой". Никаких дополнительных писем об отсрочке мы не получали, в документах по-прежнему значится май 2017 года. Все запланированные до этого дня мероприятия состоялись, и мы вообще-то считали, что движемся в соответствии с намеченным планом. У нас всегда были с Крэйгом прекрасные отношения, которые, впрочем, не исключают определенной дискуссии. Я хочу поблагодарить его и весь офис ВАДА за работу, мы действительно вместе с ними проделали огромный путь. Но порой хочется, чтобы они были, скажем так, более открытыми к сотрудничеству.

Виталий СМИРНОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Виталий СМИРНОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРЕЗЕНТУЕМ В АПРЕЛЕ

– Что конкретно вы имеете в виду?

– Например, мне не вполне понятно, когда руководитель Британского антидопингового агентства UKAD Дэвид Кенворти – то есть человек, непосредственно работающий с нами, позволяет себе совершенно недопустимые высказывания в наш адрес. Или вот даже глава USADA Трэвис Тайгерт в Лозанне назвал ВАДА лисой, которая охраняет курятник. Интересно, что конкретно он имеет в виду – что лиса-ВАДА ворует из какого-то воображаемого курятника кур, что ли? И все тихо, на отставке Тайгерта никто не настаивает, хотя вот в словах великой спортсменки Исинбаевой, сказанных на эмоциях, ВАДА видит огромную проблему. Вообще, на мой взгляд, эффективность деятельности UKAD и всех иностранных экспертов, кто сейчас с нами работает, должна измеряться тем, насколько быстро будет продвигаться процесс признания России. Чем скорее РУСАДА вернет соответствие, а наша страна признание ВАДА – тем лучше мы все вместе поработали. Иначе процесс может затянуться надолго.

– Кстати, о сроках. Почему откладывается презентация Национального плана по борьбе с допингом, который подготовила ваша комиссия?

– В Красноярске я не только участвовал в совещании по подготовке к Универсиаде, но и имел отдельную встречу с Президентом. План действительно полностью готов, и я передал его Владимиру Путину. Официальное представление плана состоится в апреле на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта. Дело в том, что наша комиссия является независимым общественным органом. А исполнение плана будет зависеть от конкретных министерств и ведомств. Отдавать им распоряжения или спускать планы в своем нынешнем статусе комиссия не имеет права. Чтобы придать плану официальный статус и сделать его обязательным для исполнения, было принято решение утвердить его на Совете по спорту.

– Ваша комиссия теперь будет заниматься мониторингом реализации плана? Чего вы ожидаете от воплощения этого плана в жизнь?

– План включает список мер, которые мы считаем первоочередными, и рассчитан на ближайший год. В дальнейшем, не исключаю, план будет обновляться в соответствии с текущими потребностями. Владимир Путин предложил, чтобы наша комиссия осуществляла общественный контроль за реализацией плана. На мой взгляд, это правильно. Ведь существует целый ряд положений, выполнению которых можно дать только субъективную оценку. И тут важно, чтобы наша комиссия, как авторы этого текста, сказала свое слово и оценила, действительно ли были сделаны нужные шаги в правильном направлении.

19
  • miker65

    mobile_actor, вполне можно было многочисленные интервью Лысенко и ее тренера посчитать доказательствами. Преступление налицо.( Лысенко попалась на допинге) У тебя -не рядовое преступление! А преступление, совершенное с отягчающими обстоятельствами. Вся обвинененная ей троица в суд не подала! Что следовало мгновенно сделать Ваше? Да назначить расследование! Посылаешь ей сразу же, по горячим следам, допинг-офицеров для взятия мочи, а после этого проводишь ее официальный допрос, объясняя Лысенко при этом, что в случае дачи ложных показаний, она и ее тренер будут отстранены пожизненно. Вот она и подтвердила бы все свои многочисленные интервью!

    18.03.2017

  • mobile_actor

    Интервью газете – не доказательство. Степанова предоставила доказательства – записи разговоров и материалы ее мужа, работавшего в РУСАДА. Я не знаю чем «купили» Лысенко тогда, но она после отбытия дисквалификации вернулась в сборную и очень успешно выступала, не поднимала более никакого шума о допинге. РУСАДА в то время было на хорошем счету, не хуже других во всяком случае, поэтому это, видимо, было чисто российским делом с точки зрения ВАДА, если в ВАДА тогда вообще обратили внимание на высказывания Т.Лысенко. Ее допинг-проба дала положительный результат, и она была дисквалифицровали согласно правилам. До доклада Макларена в ВАДА и представить себе не могли, что государство может в таких масштабах саботировать антидопинговую деятельность. ВАДА была в свое время создана именно потому, что в 90-е годы спортивные организации (МОК и видовых спортфедерации) осознали, что сами они не могут справиться с нарастающим валом допинга. Была выдвинута идея привлечь к антидопинговому контролю ресурсы государств. В результате реализации этой идеи и появилось ВАДА, которое финансируется пополам МОК и государствами, последнив включили Антидопинговый кодекс в свои легальные системы и т.д. Поэтому доклад Макларена и оказался таким шоком для ВАДА. Российское государство нанесло удар по системе изнутри, где никто его не ожидал.

    18.03.2017

  • miker65

    Мобильный актер, нет! Ничего она не отзывала! Посмотри в инете! Там все есть! В десятках газет, во всех спортивных порталах! Вкратце суть такова. Лысенко поймали на допинге. Она вместе с тренером дает интервью сразу в не колько газет, что ее силком заставили: Куличенков, Маслаков и Балахничев принимать ддопинг. Она отказывалась до последнего. Убеждала всячески этих руководителей, что ей допинг не нужен! Она настолько сильна, что может побеждать почти всегда и без допинга! Ее тренер полностью всее подтверждал тоже и тоже давал тогда интервью. Но все трое руководителей заявили, что она не может гарантировать победы всегда без допинга. И поэтому будет отлучена от сборной! В итоге она сдалась и ... тут же попалась! В итоге ей дают 2 года дисквалификации, а из всей троицы козлом отпущения делают только Куличенкова. Его выгоняют из сборной. Остальных Мутко оставляет. До 2015 года. Когда Степановы полностью повторили слова Лысенко-Белобородовой 10-летней давности. И только тогда Балахничев и Маслаков были изгнаны из сборной. Поэтому ничего Лысенко 10 лет назад не брала назад. А будущее полностью подтвердило ее слова. Именно поэтому Вада просто обязана была упомянуть хоть в каком-то виде эту историю. Мол мы циноваты, вовремя не отреагировали! И это привело к катастрофическим последствиям как в России, так и в мире - к вовлечению в допинг огромного количества русских атлетов, профанации спорта в Сочи-2014, Москве-2013, Казани-2015 и т.д.

    17.03.2017

  • mobile_actor

    Насколько я помню, Лысенко-Белобородова отозвала свои жалобы. ВАДА не сварливая жена, которая при каждом скандале поминает мужу все обиды, начиная с дня первого знакомства. ВАДА о расследованных и доказанных фактах говорит. А дисквалификациями вообще ведают спортфедерации и МОК, а не ВАДА.

    17.03.2017

  • miker65

    mobile_actor, все равно. 20 лет -это большой срок. Поэтому не такая она и чистая и открытая эта ВАДА. По-любому про историю с Лысенко-Белобородовой они знают и ...молчат. Хоть бы вскользь ее упомянули в своих докладах. Ан, нет. Молчат! Да и настаивать на делегировании ей - Ваде карательных функций вполне уместно сейчас! Гигантские скандалы в ИААФ, ФиФА, в международной федерации тяж.атлетики и других международных федерациях и проигрыш этими федерациями борьбы (точнее видимости борьбы)в пользу допинга -за последние 50 лет - сильнейшие аргументы в пользу наделения теперь имено Вады карательными функциями прямо сейчас. Это просто наррашивается. Пусть временно - на ближайшие 4 -5 лет. И потом проовести анализ: улучшилась резко ситуация с допингом в мировом спорте или нет. А если бы врачи так боролись с оспой и чумой в свое время? Да люди уже все бы вымерли!

    17.03.2017

  • mobile_actor

    miker65, ВАДА не существует "десятилетиями". ВАДА менее чем 20 лет назад появилось. И именно потому, что МОК и спортфедерации не смогли справиться с нараставшим валом допинга.

    17.03.2017

  • miker65

    ержан, а я с вами согласен только частично. Все что касается нашей государственной системности в допинге, круговой поруки наших спортивных чиновников и подавляющего большинства спортсмннов согласен. Руководство ФСБ нашим спортом, верно частично. Дали задание сверху ФСБ внедрить и замаскировать приемку допинга в ряде наших видов спорта - тоже согласен. Не согласен - в открытости ВАДы! ВАДА - весьма хитрая организация, не замечающая до поры до времени, до указки сверху,много вопиющих фактов, касающихся допинга и его приемки! Открытая организация так себя не ведет! Тем более, если твоя главная задача - бороться с допингом! Что же делает ВАДА? К сожалнию, десятилетиями лишь видимось работы! Нет никакого аналища, нет мер по борьбе с домингом?, нет анализа применения ровых мер и т. д. Десятилетия нет никакого реагирования на просто вопиющие факты применения допинга! Сейчас ВАДА во всех своих докладах называет Степановых первыми информаторами о системном применении допинга у нас. Но ведь это вранье! Это не так! Покойный олимпийский чемпион по т/а Аркадий Воробьев еще в 70-80-е снялся в черно-белом документальном фильме, где утверждает, что он наш последний чистый, никогда не поименявший допинг олимпийский чемпион по штанге! Этот фильм можно легко запросить в киноархивах! Его несколько раз показывали у нас по тв! Реакции ВАДА на это - 0. ВаДа не знает про этот фильм! Еще факт. 10-12 лет назад наша метательнтца молота Лысенко-Белобородова вместе со своим тренером подняла гиинантский скандал. Она обвинила в стстемности в приемке допинга у нас все руководство еашей л/а во главе с Балахничевым! Куча публикаций во всех наших газетах! Реакции ВАДА - ноль, полный молчок! Вот такая она открытая эта ВАДА! Если им не поступило указание сверху, то она помалкивает и ничего не делает!

    16.03.2017

  • ержан

    Про эльфов, насколько мне помнится, расказывали прежде Вы, обзывая кадровых военнослужащих "вежливыми людьми в камуфляже" или "зелёными человечками". Это на Ваш выбор. Так что про эльфов любите сочинять Вы, дорогой "КРЫМ Ваш". Судя по штанам и по обуви, которые Вы любите носить, Ваша эволюция идёт в правильном направлении ... :)))

    16.03.2017

  • rusfed 2.0

    Полностью солидарен с ержан 05:46

    16.03.2017

  • Крым наш!

    ержан, ты с луны упал, и считаешь что за Атлантическим океаном живут эльфы? Интересно, откуда такие как ты берутся? Чисто биологический вопрос. Ведь подобные внутри вида выживать, по идее, не должны. Или что-то в теории эволюции не верно...Зачем ты нужен биологическому виду?

    16.03.2017

  • IQ-87%

    ержан-Полносьтю согласен-это еще мягко сказано

    16.03.2017

  • Россия круче всех!

    Марит Бьорген: «Если мы, у кого есть астма, не сможем принимать лекарство, то у многих начнутся проблемы с легкими. Думаю, что немало лыжников завершат карьеры, если лекарство от астмы будет запрещено."

    16.03.2017

  • Россия круче всех!

    Президент FIS Джанфранко Каспер - Мы не можем обвинять в чем-то всех мистеров Смитов из-за одного виновного мистера Смита. Я против того, чтобы наказывать невиновных людей. Так делал Гитлер, объявив виновными всех евреев… И все евреи были убиты… Докажите мне, кто был виновен. Паспорт не является доказательством вины. Вот так, лыжники все поедут.

    16.03.2017

  • Долой марионеток-макларенеток

    5 комментариев ниже есть ни что иное, как русофобский пшик. Закройтесь уже (а скорее - закройся) и не отсвечивайте из своего фаянсового лежбища. Ведь в нем лучше, чем в предыдущем - не так узко и вонюче...

    16.03.2017

  • Весёлый cancels War-Sheep

    Комментарий ниже содержательнее конъюнктурной бодяги.

    16.03.2017

  • ержан

    Добрый день! Извечная позиция лукавых прохвостов изображать наивность Иванушки-дурачка, чтобы выудить у противоположной стороны её аргументацию за счёт фиктивной видимости искреннего раскаяния. По сути глупость. ВАДА всегда была открыта к сотрудничеству. Проблема российской борьбы с допингом состоит в конспирологии нашей собственной психологии, готовой засекречивать всё, что касается денег, фальсификаций, красольных тем, где есть возможности склонять чашу весов в свою пользу. В.Смирнову стоит развернуться в сторону проделок Российских федераций, манипулируемых специальными службами как им заблагорассудится, так как спортивные функционеры в РФ целиком люди зависимые. Сотрудники ФСБ используют опыт КГБ, чтобы негласно лезть повсюду, руководствуясь своим правом действовать исподтишка за счёт устных анонимных распоряжений, которым в РФ не принято возражать ... Пока спорт в России финансируется государством или по приказу государства, он будет управляем теми, кому честная борьба представляется просто дуростью. Его Величество Отчётность высших сановников власти перед царём Горохом перевесит любое понятие чести и совести. Помните завещание Даннинга, часто приписываемое Марксу: "Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы"?.. Так вот, это оказалось верно не про капитал и прибыль, а про советскую власть и произвол номенклатуры. Сегодня спорт в России превратился в финансовую трубу, из которой ушлые ребята во власти черпают миллиарды долларов, пользуясь расположением царя ... Дело не в ВАДА, дело в системе круговой поруки и воровской психологии, которая назначит всегда новых "стрелочников", чтобы защитить систему. Ни В.Смирон, ни сам Иисус или Мохаммед тут не помогут. Надо менять всю систему финансирования российского спорта. Корень зла сидит в нём. Благие намерения тащат российский спорт в пропасть ...

    16.03.2017

  • miker65

    Старая-престарая чинуша-коммуняка, раздувающая только щеки и ничего не знающая о спорте....

    16.03.2017

  • СТИЛЯГА

    Может, если прекратим врать , будет лучше, не думаю. Наши чиновники не привыкли отступать.

    16.03.2017

  • mobile_actor

    Бездарное интервью: большущий текст, но в нем нет ничего нового - все эти обтекаемые фразы уже десятки раз говорены российскими спортчиновниками. Журналистка ни одного вопроса не смогла задать так, чтобы вынудить Смирнова раскрыться, что-то существенное рассказать.

    16.03.2017