Допинг
27 декабря 2018, 20:30
Руководитель Российского антидопингового агентства Юрий Ганус решил привлечь высшую власть страны к решению технического вопроса о допуске экспертов ВАДА в Московскую лабораторию. Сегодня вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что процесс передачи базы данных, предусмотренный соглашением между российскими властями и руководством агентства, завершится 16 января – на две недели позже оговоренного срока. Реакции ВАДА на эту информацию пока не последовало – на Западе в разгаре Рождественская неделя. А вот Юрий Ганус воспринимает происходящее очень остро. О чем он и написал в письме Президенту РФ.
– Мы находимся у края пропасти, и я прошу вас защитить настоящее и будущее нашего чистого спорта, настоящие и будущие поколения спортсменов, – говорится в письме Гануса на имя Владимира Путина. – Россия как никто другой должна быть заинтересована в том, чтобы разобраться в проблемах своего прошлого. Сегодня тени негативного прошлого тяготят развитие нашего спорта.
– На мой взгляд, ситуация близка к критической, – поддержала главу РУСАДА в интеревью ТАСС олимпийская чемпионка Елена Исинбаевой, которая в прошлом входила в состав наблюдательного совета агентства. – Я являюсь членом комиссии спортсменов МОК, к России все мои коллеги хорошо относятся и ждут выполнения условий ВАДА, которые были озвучены всему мировому сообществу. И все говорят, что если этого не случится, то будет катастрофа. Поверьте, это не мои слова, а слова членов комиссии спортсменов МОК.
Издевательские причины
Ситуация действительно складывается не слишком хорошая, хотя слова о "крае пропасти", наверное, пока являются некоторым преувеличением. Да, специалисты не укладываются в отведенные соглашением сроки. Это плохо, учитывая, что для решения всех бюрократических вопросов у нас было три с половиной месяца. Но в итоге все приходится делать на флажке -оставить хотя бы минимальный запас времени на решение непредвиденных вопросов никому в голову не пришло. В итоге странная тема с "нелицензированным оборудованием" экспертов ВАДА вылезла в самый неподходящий момент – перед чередой рождественских и новогодних праздников. В итоге эксперты уехали из Москвы, и шансов, что они продолжат полноценную работу раньше 9 января нет никаких. Разве что после письма Гануса Президент РФ лично попросит все заинтересованные стороны поработать сверхурочно.
Является ли задержка в две недели таким страшным событием, что все пропало? Нет, не является. В ВАДА работают разумные люди, которые понимают, что процесс идет очень непростой, на кону репутация десятков спортсменов, и несколько дней большой роли не сыграют. Одной передачей базы данных сделка России с ВАДА, как известно, не ограничивается. До 30 июня мы должны снять арест и отправить за границу еще и огромное количество проб, замороженных с 2013-2015 годов. И это, между прочим, гораздо сложнее, чем скачать на "несертифицированное оборудование" электронную информацию. То есть процесс осуществления сделки еще идет, мы от своих обязательств не отказывались. И самое неприятное, что сейчас грозит – это язвительные комментарии от противников восстановления РУСАДА, которых на Западе очень много.
Так что слова о Юрия Гануса и Елены Исинбаевой о катастрофе, скорее, адресованы чиновникам, усложняющим работу экспертам ВАДА. Объяснения по поводу "несертифицированного оборудования" на фоне грозящего всем нашим спортсменам отстранения от всех международных соревнований (которое теоретически может случится после заседания комитета по соответствию ВАДА 14-15 января 2019 года), на самом деле выглядят издевательством. Тут впору заклеймить и "тени негативного прошлого", и что угодно. И вопрос сейчас не в конкретной дате передачи базы данных, а в неудовлетворительных темпах, с которыми проворачивается наша бюрократическая машина в крайне деликатном вопросе, где шаг влево-шаг вправо – это разрыв соглашения и жесточайшие санкции.
По идее, все разумные люди должны понимать сложность проблемы и спокойно решать все задачи, не дожидаясь окрика от Президента РФ. Ссылки на сложность взаимодействия различных ведомств, непростые требования инструкций и законов здесь не могут служить оправданием. Возможно, кто-то думает, что в стране много других более срочных дел и перспектива закрытия для России всех международных турниров и крушения судеб сотен спортсменов – не такая уж страшная. Но в допинговой саге нами самими наворочено уже столько дел, что побыстрее разрубить этот узел – дело чести для отечественных чиновников.
Например, нынешний спринт по передаче базы мог бы пройти в более спокойном темпе, если бы диалог с ВАДА еще два года назад не пошел на языке ультиматумов. В этом не только наша вина, но и некоторые прежние поступки из сегодняшнего дня выглядят очень странными. Если кто забыл, то бывший глава Московский антидопинговой лаборатории Григорий Родченков в начале 2016 года спокойно выехал из России – якобы под гарантии, что его показания не будут учитываться в делах против нашей страны. База данных Московской лаборатории на протяжении полугода была открыта для удаленного доступа, что позволило нашим оппонентам спокойно скачать ее копию из-за границы. И только летом 2016 года после выступления Родченкова в "Нью-Йорк Таймс" Следственный комитет России завел на беглого ученого уголовное дело и арестовал базу вместе с пробами.
Далее в дело вступил уже Уголовно-процессуальный кодекс, и договариваться вправду стало сложнее. Но все равно сделка России с ВАДА могла стать реальности и, скажем, в 2017 году – с тех пор ничего принципиального в наших отношениях не случилось. Тогда не было бы нервотрепки перед Олимпиадой и поездки в Пхенчхан под нейтральным флагом без группы ведущих спортсменов. Да, сделка летом 2018 года стала возможной после перестановок в управлении нашего спорта и, в частности, после прихода Юрия Гануса. Но "тени негативного прошлого" до сих пор не дают нам сдвинуться с мертвой точки. Несмотря на то, что любому и без всяких писем Президенту очевидно: дело Родченкова – не просто банальное "злоупотребление", а оборудование экспертов ВАДА – не просто слишком умные железки.