Допинг
26 ноября 2019, 01:00
«Первой ласточкой» стала публикация New York Times, где приводился совсем уж экстремальный вариант: якобы выступать на международных соревнованиях, включая Олимпиаду, запретят вообще всем российским спортсменам на ближайшие четыре года. Ответ от ВАДА последовал буквально в течение часа. Там подробнейшим образом говорится о последствиях, с которыми российский спорт может столкнуться в самое ближайшее время. Приводим основные тезисы этого документа.
База данных, которую ВАДА получила из Московской лаборатории в январе этого года, не полна и скорректирована. По сравнению с копией, которая уже имелась у ВАДА, там отсутствуют сотни потенциальных положительных проб, а также сопутствующие им первичные данные и PDF-файлы.
Эти изменения в базе, по мнению экспертов ВАДА, были сделаны частично в 2016 и 2017 годах, то есть сразу после публикации докладов Макларена и отъезда в США Григория Родченкова. Но значительная часть корректировок внесена в декабре-2018 и январе-2019, то есть после того, как база уже должна была быть передана ВАДА. Чтобы скрыть эти действия, некие злоумышленники якобы пытались исправить компьютерную систему задним числом и удалить журнал операций.
Кроме того, уже после 25 ноября 2018 года (то есть даты, когда Россия согласилась на передачу базы данных лаборатории в ВАДА), кто-то в Москве внес в базу поддельную переписку, в попытке представить все так, будто бы изменения вносил сам Родченков с помощниками. А параллельно были удалены важные свидетельства участия в сговоре еще одного человека. Имя его не называется, но ВАДА утверждает, что это бывший сотрудник лаборатории, который сейчас выступает свидетелем с российской стороны в попытке разоблачить Родченкова.
Главное отличие новых санкций от всего, что мы испытывали до этого — ограниченность во времени. ВАДА вводит понятие «четырехлетнего периода». То есть любые ограничения будут действовать в течение четырех лет с момента решения исполкома и по истечении этого срока автоматически снимаются.
Видимо, ВАДА стало окончательно ясно, что договариваться с Россией на каких-либо условиях бессмысленно — этот путь никуда не ведет. Так что четыре года «искупления» — и российский спорт снова свободен. Жаль, что стартуют они только сейчас: если бы похожее решение было принято в 2015-м, сейчас все бы уже снова было как во досанкционные времена.
Что же может происходить в ближайшие четыре года? Вот полный перечень всех санкций:
— представители/чиновники российской власти не могут занимать никаких должностей ни в одной организации-подписанте Кодекса ВАДА;
— представители/чиновники российской власти не могут участвовать или посещать в течение четырех лет Олимпийские и Паралимпийские игры, чемпионаты мира и другие крупные соревнования. То же самое относится и к руководителям Олимпийского комитета России;
— Россия не имеет права принимать в течение ближайших четырех лет никакие крупные международные соревнования. Те турниры, которые уже запланированы, по возможности должны быть перенесены в другие страны. Также нам запрещено претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года;
— российский флаг не может подниматься ни на каких соревнованиях в течение четырех лет;
— российские спортсмены и их персонал могут участвовать в международных соревнованиях только при условии, если им удастся доказать свою полную непричастность к каким-либо нарушениям. Представлять свою страну они не могут;
— Россия должна выплатить ВАДА максимальный штраф в размере 100 тысяч долларов либо 10 процентов от годового бюджета ВАДА.
РУСАДА оказалась единственной структурой, к которой у ВАДА, по большому счету, нет претензий. Несмотря на формальное лишение статуса, ВАДА сохраняет за РУСАДА право осуществлять тестирование и выполнять все остальные функции. Необходимости привлекать для этого какие-либо сторонние организации нет.
Вся изложенная выше информация и возможные санкции представлены комитетом ВАДА по соответствию. Это важная, но не конечная инстанция. 9 декабря на заседании в Париже выводы комитета изучит исполком ВАДА — он и будет принимать решение о санкциях. Россия сможет оспорить вердикт в Спортивном арбитраже, который с большой вероятностью займется данным делом уже после Нового года. Международный олимпийский комитет, согласно новой редакции Всемирного антидопингового кодекса, должен будет согласиться с решением CAS без дополнительных дискуссий.
При этом ВАДА особо подчеркивает, что одно из условий восстановления через четыре года — это полная независимость РУСАДА и отсутствие попыток вмешиваться в его деятельность.