Олимпиада

10 мая 2024, 09:00

«Болельщики поддержали решение перейти под израильский флаг». Рассказ бывшей российской всадницы

Бывшая российская всадница Гусейнова рассказала о смене спортивного гражданства
Екатерина Зобова
Заместитель шефа отдела информации
Представительница конного спорта Анна Гусейнова — о смене спортивного гражданства, жизни в Нидерландах и конфликте на Ближнем Востоке.

С юной всадницей Анной Гусейновой, выступающей в дисциплине «выездка», в России всегда связывались большие надежды. В 2016 году она стала абсолютной победительницей детского первенства Европы, а также завоевала золото вместе с национальной командой. Эти медали стали первыми наградами высшей пробы для представителей нашей страны на крупных международных соревнованиях после распада СССР, пусть и на молодежном уровне.

С тех пор спортсменка продолжала успешно стартовать на турнирах и всегда находилась высоко в мировом рейтинге, а этим летом уже планирует соревноваться со взрослыми. Правда, из-за сложившейся в мировом спорте ситуации с допуском до международных стартов ей придется делать это под другим флагом. С 2022 года девушка представляет сборную Израиля. В интервью «СЭ» 22-летняя спортсменка рассказала, с какими сложностями столкнулись российские всадники после начала СВО и почему провокации зоозащитников делают призрачными шансы конного спорта остаться в программе Олимпиады. А также пообещала побороться за путевку на Игры в Лос-Анджелесе.

Кони тоже получили нейтральный статус

— Вы уже два года выступаете за Израиль. Почему выбрали именно эту страну?

— Уже много воды утекло с того момента. Но на самом деле все очень просто. У всей моей семьи двойное гражданство много лет, поскольку ее корни — из Израиля. Так исторически сложилось.

— То есть никаких размышлений и сомнений по поводу смены гражданства не было?

— Нет, и никаких проблем тоже не возникло. Ведь у меня уже было два паспорта.

— Как в Федерации конного спорта России отреагировали тогда на ваше решение?

— Когда начались события 24 февраля 2022 года, FEI (Международная федерация конного спорта. — Прим. «СЭ») заблокировала доступ для сотрудников ФКСР в базу данных, поэтому в России повлиять на ситуацию никак не могли.

Фото Виктория Федулова

— Но сейчас же вы наверняка общаетесь с представителями федерации...

— Те, с кем я сохраняю контакты в России, в том числе мои болельщики, поддерживают мое решение. Все говорят: главное, что у тебя есть возможность дальше выступать и расти как спортсмен.

— Насколько понимаю, FEI запретила стартовать сначала и российским лошадям?

— Да, все верно. Меня эта проблема не коснулась, поскольку я достаточно быстро поменяла гражданство и лошади стали израильскими, а мои знакомые действительно какое-то время не могли выступать. Но зато теперь все решилось, и кони тоже получили нейтральный статус.

— Лошадь с нейтральным статусом — звучит странно.

— Согласна, но такова сегодняшняя реальность.

— То есть флаг лошади никак не зависел от ее реального происхождения?

— Да, здесь речь скорее о юридической стороне вопроса. Животные получают флаг страны, из которой их владелец.

Перевозка лошади стала дороже в два с половиной раза

— Вы сейчас живете в Нидерландах. Как часто приезжаете в Россию?

— В январе сдавала последние экзамены в МГАФКе. Теперь я дипломированный специалист. Поэтому много времени провела в Москве. А так, конечно, стараюсь приезжать в свободное время к семье и друзьям, но это теперь намного сложнее. Если раньше ты садился на прямой рейс из Амстердама и через три с половиной часа приземлялся в Нидерландах, то теперь на дорогу уходят сутки. Зачастую это долгие пересадки через Сербию или Турцию.

— Все ваши лошади теперь тоже в Нидерландах?

— Основные, на которых выступаю, — да. В Москве сейчас только те, кто на заслуженном отдыхе и молодняк. Совсем недавно перевезла в столицу Делано, с которым связано большое количество воспоминаний о соревнованиях. Но это очень долгий процесс: теперь, чтобы въехать в Россию, нужно обязательно отстоять карантин в течение месяца, которого раньше можно было избежать. Животное должно находиться в определенной конюшне, где ветеринар может прийти с проверкой в любой момент. Плюс ко всему существенно выросла цена транспортировки, поскольку перевозчиков, которые берутся ехать в Россию, стало намного меньше, и весь процесс оформления документов усложнился. Переезды и раньше были недешевые, а теперь и просто космические по цене.

— Во сколько раз выросла перевозка лошади?

— В два с половиной — минимум. Кроме того, на таможне, когда провозишь амуницию, начинают придираться к мелочам и ведут усиленный осмотр амуниции, которую ты везешь с собой, так как появились новые ограничения и по весу, и по ценности груза.

— Из сказанного вами легко сделать вывод, что в России вы теперь не выступаете и на Игры Дружбы не поедете?

— Да. Основная причина — очень тяжело вести лошадей. Кроме того, теперь на территории РФ буду выступать как иностранный гражданин, а для этого нужно делать другие документы для участия в национальных турнирах. В этом всем просто нет смысла. Проще здесь, в Нидерландах, заявиться на местные соревнования.

Фото Виктория Федулова

Есть шансы отобраться на Олимпиаду-2028

— Сегодня стартуете с Микки?

— Да, это молодой конь, с которым связываю большие надежды. Мы выступаем с ним по юниорским ездам. И в планах приобрести еще одну лошадь.

— Для выступления уже на взрослом уровне?

— Да, летом хочу наконец соревноваться по Большим ездам: начнем с категории U25, и дальше постараюсь уже бороться за самые высокие места с лидерами мирового рейтинга.

— Какой турнир за последнее время вам больше всего запомнился?

— Я два года не так много выступаю. Но мне очень понравилось в местечке Жарди. Это пригород Парижа, где на Олимпийских играх в том числе будут базироваться всадники. Очень понравилась атмосфера. Кроме того, мы здорово выступили. Все дни попадали в тройку.

— То есть все-таки уже прикоснулись к олимпийскому движению?

— Да, побывала на одной из альма-матер для всадников.

— Вы сказали, что мало выступали в последнее время. Почему?

— Приняла для себя решение сделать небольшую паузу в соревнованиях. Больше внимания уделить работе с молодняком и своим тренировкам. Сейчас у меня есть одна молодая лошадь, помимо Микки, с которой связываю очень большие надежды.

— Как оцениваете свои шансы отобраться на Олимпиаду в сборной Израиля?

— Понятно, что речь будет идти не об Играх в Париже, а следующих — в Лос-Анджелесе. Если говорить про команду, то у нас есть три-четыре сильных всадника. Так что бороться за место на Олимпиаде можно. А личная путевка полностью зависит от пары всадник/лошадь. Нужно хорошо выступать на определенных международных турнирах, которые являются квалификационными, и набирать там очки.

— При этом выступление на национальных турнирах в Израиле не требуется. Верно?

— Да. Я, если честно, не представляю, как туда физически вести лошадей. Если на самолете, то цены будут в разы выше. Да и если говорить про соревнования, то в Израиле вряд ли проводятся езды того уровня, в которых я участвую. Хотя федерация делает очень многое для развития конного спорта. Привлекает известных всадников, пытается повысить его массовость. Движение вперед, безусловно, есть.

— А турниры в Израиле сейчас вообще проводятся?

— Да, по выездке и конкуру, а также в стране на удивление популярен вестерн. Разновидность конного спорта, зародившаяся в США. Хотя, казалось бы, при чем тут ковбои? Но всем в Израиле это очень нравится.

— Вашу семью и близких события в Израиле затронули?

— Конечно, у нас много знакомых там, которые рассказывают чудовищные истории. Тем более мы туда достаточно часто летаем. Кроме того, когда начался конфликт с Палестиной, служба национальной безопасности ввела запрет для спортсменов принимать участие в соревнованиях, боялись провокаций, террористических актов. Но через некоторое время запрет был снят, с условием соблюдения рекомендаций по безопасности.

— А были какие-то реальные ситуации?

— Все вспоминают теракт на Олимпийских играх в Мюнхене, организованный палестинцами, в результате которого погибли израильские спортсмены. И конечно, никто не хочет повторения тех событий.

Фото Виктория Федулова

Зоозащитники специально устраивают скандалы

— Если говорить в целом про конный спорт, нет ли ужесточения со стороны FEI в плане допинг-контроля в связи в том числе с последними историями, когда лошади заражались после поедания сена?

— Если честно, существенных изменений или ужесточения я не вижу. Все примерно так же, как и было раньше.

— А зоозащитники не мучают? Особенно после истории в Токио с немецкой пятиборкой Анникой Шлой?

— А это на самом деле настоящая проблема. Сейчас на соревнованиях стюарды очень пристально следят за поведением спортсменов на тренировках, в конюшне. Везде развешаны камеры: не дай бог, что-то произойдет. Даже если это касается каких-то обычных воспитательных мер по отношению к лошади.

Но это полбеды. Зоозащитники устраиваются работать в частные конюшни и потом тайно снимают на телефоны видео. Затем раздуваются большие скандалы, снимаются телерепортажи... Ситуация, которую я описала, произошла с известным немецким конкуристом Людгером Бербаумом. И совсем недавно был большой скандал в Дании на конюшне Андреаса Хельгстранда. И все это, конечно, делает перспективы конного спорта как олимпийской дисциплины очень туманными.

— Но в Лос-Анджелесе он точно будет.

— Да, однако дальше в предварительных программах его нет. И не удивлюсь, если соревнования в США станут последними, на которых будут представлены конкур, выездка и троеборье.

— В пятиборье конкура не будет после Парижа-2024.

— Да, но на самом деле там конный спорт давно уже был отстающей дисциплиной. Спортсмены выступали на арендованных лошадях. И одно и то же животное проходило маршрут несколько раз. Понятное дело, к вечеру оно уставало и могло не повиноваться всаднику. Думаю, отсюда и возникла такая ситуация.

— Тогда тем более надо отбираться в Лос-Анджелес.

— Да, это и буду стараться сделать в новом олимпийском цикле.

46
  • Илья53

    да откуда там болельщики кроме родителей и близких

    11.05.2024

  • LOKO-L68

    А вы заметили, чоо СЭ пишет только о спортсменах предавших Родину. Да, бывают статьи про Большунова, но ни про плавцов, ни про легкоатлетов или фехтовальщиков, вообще ни про кого.Но стоит сменить гражданство, сразу интервью на две страница, даже если ты стал играть за Казахстан в городки.

    11.05.2024

  • Gordon

    Барышня готовилась у нас, вкладывались в неё у нас, зарабатывала у нас, а теперь выступает за других. Её право, вопросов нет - каждый решает в меру своей испорченности. Но писать-то про неё нахрена?!

    10.05.2024

  • npokypop_6apcyk

    Странная какая-то реакция в комментариях. Ну, есть у девушки два гражданства - России и Израиля. За Россию выступать не дают, она выступает за Израиль. Казалось бы, чего тут особенного? Она по прежнему гражданка РФ, паспорт не сжигала. У хоккеиста Малкина, к примеру, тоже два гражданства - РФ и США. Уверен, если бы в НХЛ запретили выступать россиянам, у многих наших парней нашёлся бы американский паспорт, не только у Малкина.

    10.05.2024

  • Андрей П

    Когда тренируются и соревнуются за свои деньги или спонсорские, то флаг в руки, хоть белый, выступайте где хотите, главное Россию не упоминайте.

    10.05.2024

  • 3Link Gaetz

    "Живет в Нидерландах, выступает за Израиль, и все это на деньги из России..."... Ты про чисто нидерландско/израильскую фамилию ещё забыл упомянуть - гусейнова Было б интересно услышать отзывы граждан Азербайджана об этой гражданке

    10.05.2024

  • Серега Тихонов

    Молодец надо всем бежать из конц лагеря под названием РФ !

    10.05.2024

  • Гмитрий Дуберниев

    Томкамойша бросил "в бой" своих нумерных детей-клонов.

    10.05.2024

  • Михаил

    Золотое перо в тренде, такую джинсу не бацает, из Тифлису ведь возращаться надо будет. Посмотрел по ссылке на автора - прошлые публикации в 2011 году и про Анжи:) Ляха Юсю, кстати, в комментах публикаций про Анжи не наблюдается, хотя всякое, конечно, бывало :) Юсе, похоже недавно отдавило.

    10.05.2024

  • echo2011

    Вообще не предствляю,как можно перевозить лошадь.Ведь это не кот или собака.По крайней мере я никогда это не видел.

    10.05.2024

  • Пан Юзеф

    ...диалогов с саранчой и прочей разью на букву "м" вести не собираюсь (с).

    10.05.2024

  • SPIRT-EXPRESS

    никто с ничтожествами с грядок панов и не собирается вести диалогов.

    10.05.2024

  • спас

    А диплом российский, а как же корни израилевы? Не понятно сама фамилия Гусейнова и "корни"? Палестинский народ представлять будет? И училась, наверное, на бюджете, как спортсменка.

    10.05.2024

  • ёzhic8

    Без фоток в Инстаграме это всё выглядит... как-то не то

    10.05.2024

  • Пан Юзеф

    ...диалогов с саранчой и прочей разью на букву "м" вести не собираюсь (с).

    10.05.2024

  • Ралпачан Фляйшманъ

    зачем лишать либерах возможности в очередной раз обделаться с их "это другое". Пишите, Шура, пишите. Майор "красно-коричневое" уже оценил, так то в России это уже административка. В Хайфе за новелами кодексов РФ не следят, а вот тутошние дурачки, которые побегут за тобой долдонить хрень, получат по полной.. И это прекрасно)

    10.05.2024

  • Lenur

    И годами получала госфинансирование на своих лошадок и свои тренировки.

    10.05.2024

  • Lenur

    Всем было бы все равно, если бы эти релоканты годами не содержались за счет российского бюджета. Лишить всех спортсменов госфинансирования и пусть хоть за Альфа Центавра выпступают. И да, гражданства тоже лишить.

    10.05.2024

  • Пан Юзеф

    Просто сообщу, что диалогов с саранчой и прочей разью на букву "м" вести не собираюсь.

    10.05.2024

  • Lenur

    Хотя бы для того, чтобы знать, кому годами шли ваши налоги.

    10.05.2024

  • Ралпачан Фляйшманъ

    У людей ее социального ранга совести нет.

    10.05.2024

  • Ралпачан Фляйшманъ

    Удачи перспективной спортсменке. Ну и побольше интервью и публикаций с ней в израильской прессе. Россию она бросила, даже соревноваться тут не планирует, нет смысла тратить время и энергию журналистов на отрезанный ломоть.

    10.05.2024

  • Гмитрий Дуберниев

    Томкамойша в одиночку не шмогла защитить евреечку Гусейнову и спряталась в тину в ожидании бойцов своего кагала.

    10.05.2024

  • Пан Юзеф

    Я тобой брезгую, клоп (с).

    10.05.2024

  • Гмитрий Дуберниев

    Не знал, что клопы могут кем-то брезговать. Хотя ты, наверняка, какой-то особенный клоп - богоизбранно-рукопожатый.

    10.05.2024

  • Михаил

    Садишься на рейс из Амстердама и через три с половиной часа... ты в Нидерландах... Автор рассказал нам об израильской спортсменке с двухлетним стажем, теперь ждем про спортсменов Палестины. У нас страна свободная, все тз надо представить.

    10.05.2024

  • Пан Юзеф

    Я тобой брезгую, клоп (с).

    10.05.2024

  • Sergey_Marcus

    Лошадь с нейтральным статусом. А совесть у тебя с каким статусом, мать?

    10.05.2024

  • ksn

    ziды они, как крысы с корабля первые бегут! надеюсь, там и останется!

    10.05.2024

  • St.Narrator

    Живет в Нидерландах, выступает за Израиль, и все это на деньги из России, конечно, честно заработанные ее родителями. И рассказвает нам о трудностях перевозок по миру своих лошадок. СЭ продолжайте держать нас в курсе о тяжелой судьбы этой достойной гражданки России/Израиля!

    10.05.2024

  • РУСИВАН

    И при этом она учится бесплатно, как гражданка России...

    10.05.2024

  • РУСИВАН

    совершено верно

    10.05.2024

  • Деметрио

    Зато можно не боясь ставить лайки под новостями об ударах по мирным жителям Газы.

    10.05.2024

  • Максим Черный

    пусть катится к чертям....

    10.05.2024

  • kolos249

    Ну и на кой нам знать о проблемах какой-то израильской наездницы? Сменила страну - пусть теперь о ней израильская пресса пишет.

    10.05.2024