Накануне всероссийского совещания "Альпинизм в России. Актуальные вопросы развития", подготовленного Федерацией альпинизма России и Высшей горной школой, Александр Одинцов ответил на вопросы о том, как и зачем стоит организовывать соревнования по альпинизму, основываясь на опыте мероприятий 2009 года. Нужны ли нам несколько чемпионатов России в разных классах?..
- Второй год в прессе и интернете не смолкают дискуссии - нужен ли очный чемпионат России по альпинизму? Что вы можете сказать об этом после двух успешно проведенных стартов в 2008 и 2009 году?
- Ответим на вопрос – для чего мы вообще проводим чемпионаты России? Есть несколько точек зрения. Кто-то говорит: мы проводим, чтобы сделать приятное спортсменам, чтобы им было хорошо. Либо – ради прогресса и движения спорта…
Будем считать, что, во-первых, мы проводим чемпионаты для того, чтобы, привлекая внимание СМИ и власть имущих, сделать альпинизм известным и популярным. И, во-вторых, для того, чтобы повысить уровень подготовки спортсменов.
Для выполнения эти целей требуется три обстоятельства. Любой чемпионат должен обладать тремя признаками, чтобы считать его успешным или неуспешным.
Первый признак – это внимание к нему СМИ. Без освещения, как не крути, спорт никому не нужен. Второе – призовой фонд. Любой нормальный чемпионат должен иметь призовой фонд, чтобы люди понимали, за что они сражаются.
Третий признак – это конкуренция в региональных федерациях за право участвовать в чемпионате.
Теперь давайте посмотрим - в 2008 году мы провели четыре мероприятия, в числе которых – зимний класс восхождений, чемпионат России в Ергаках в скальном классе; высотный класс и фестиваль альпинизма в Безенги. Оценим эти четыре чемпионата с той точки зрения, насколько они успешны в смысле выполнения задачи, которую мы ставим перед чемпионатами вообще.
Зимний класс – СМИ полностью обошли его вниманием. По пятибалльной системе даже балла не поставишь! Призовой фонд ноль. Конкуренции никакой – кто хочет, тот и лезет. Ноль зимнему классу.
|
СМИ |
Призовой фонд |
Конкуренция |
Зимний класс |
0 |
0 |
0 |
Ергаки |
4 - |
3 + |
2 - |
Высотный класс |
1 |
0 |
0 |
Безенги |
4 - |
0 |
0 |
Ергаки. СМИ - за счет сложностей с коммуникацией, со связью, я считаю, отработали на четыре с минусом. Чемпионат освещался, его показывали по телевидению - так, как не показывали ни один другой чемпионат. Призовой фонд, я бы сказал, в Ергаках был на три с плюсом - то, что за победу пацанов и девчонок, занявших первое место, посылают в Америку, я считаю, не очень правильным. Лучше дали бы деньгами, а то их как бы обязывают туда ехать в заявленное время… Поездка – это тоже призовой фонд, не спорю, и, наверное, приятная вещь, но лучше бы деньги!
Перед Ергаками конкуренция за право участвовать в ЧР велась на региональном уровне - в Петербурге она только обозначилась, и то только на уровне разговоров. Вторую двойку (первая – Нефедовы, вторая – Кузнецов – Шитов – прим. авт.) мы туда поставили фактически волевым решением… И тут же возникли разговоры, что это не спортивно, что должен существовать отбор… На что у меня есть возражение – по правилам было разрешено выставлять на соревнования четыре команды, а мы представили три. Какие тут отборки, когда мы все равно не набираем четырех? Кто с кем будет отбираться – вот, пожалуйста, четвертое место свободно! Так что конкуренция - на двоечку.
Высотный класс. Об этом напишут парочку статей – но, по опыту могу сказать, что СМИ отработает на единичку, не больше. Конкуренции ноль.
Безенги. СМИ об этом пишут – старты были юбилейными, но призового фонда и конкуренции нет.
***
И что мы видим в итоге? Мы должны ставить перед стартами конкретную задачу: повышение соревновательного уровня и развитие альпинизма как спорта в стране. Получается, что ледовый класс (с точки зрения выполнения задачи), как чемпионат, не нужен (именно как чемпионат!). Как конкурс, как какой-нибудь "Бриллиантовый эдельвейс" – пожалуйста! Вот и Безенги пришли в строку как соревнования юбилейные.
В альпинистской общественности есть мнение - давайте проводить больше соревнований! Мол, люди хотят участвовать вот в таких стартах, а в этих - не хотят. Я отвечаю: давайте проведем сто соревнований, сто чемпионатов, в результате каждого получим сто чемпионов - каждой сестре по серьге. Только во всех строках этих стартов, если оценивать их по нашей табличке, мы получим нули, и для чего мы их проведем – непонятно. Для себя? Для того чтобы доставить удовольствие спортсменам?
Поэтому мое мнение однозначно: чемпион России по альпинизму должен быть один. Вот, скажем, экспедиционный альпинизм вообще не упал в нашу раскладку, он не имеет отношения к развитию спорта внутри страны. Но одно же другому не мешает – можно проводить какие угодно конкурсы, проводите на здоровье!
Но если мы организуем чемпионат России в скальном классе, я считаю, что он на 100 процентов должен быть очным. И ему не должны составлять конкуренцию чемпионаты-суррогаты. Это моя точка зрения.
Сейчас продолжается полемика обсуждения новых разрядных требований, которые будут действительны в альпинизме следующие четыре года. И я буду с пеной у рта отстаивать, чтобы в разрядные требования на мастера спорта по альпинизму ввели требование соревновательных очных баллов. Именно очных! Потому что это позор – красноярцам дают четыре места на ЧР, а они заполняют всего две вакансии. Только иркутяне полностью выбрали все вакансии из трех связок, так что у них тоже есть какое-то подобие внутренней конкуренции…
В будущем я бы уменьшил квоту на чемпионат России до двух команд и ввел бы обязательные соревновательные очные баллы на мастера. Тогда была бы реальная рубка.
- Вы не оставляете мыслей о проведении чемпионата мира по альпинизму? По каким правилам он будет проводиться, ведь у нынешних российских, бывших советских и зарубежных альпинистов разные точки зрения по этому поводу…
- Это вопрос… Мы уверены, что первый блин будет комом, потому что совместить западное и наше мышление в отношении к конкретным соревнованиям довольно трудно.
Скорее всего, система соревнований будет та же – "школа" + восхождения. Нужно какое-то действие, которое смогло бы расставить участников по ранжиру для выбора первого маршрута. Необязательно "школа" в таком виде, как есть у нас, но что-то подобное. Почему я на этом настаиваю? Потому что "школу" можно показать по телевизору, будет картинка. Талантливый, хорошо "повешенный" оператор может сделать довольно красивые кадры, как человек лезет. А телевизор для нас сейчас – реклама.
Подобные мероприятия – это, во-первых, обогащение стилей. Взаимопроникновение. Во-вторых, это - снятие шор, стереотипов. Альпинизм воспринимается широким сообществом как спорт маргиналов, идиотов, немножко чокнутых людей. Пример: недавно ко мне приезжала съемочная группа Первого канала, они, наверное, час меня опрашивали по поводу нынешней трагедии на Кызыл-Аскере. А в кадр поместили только одну мою неосторожную фразу: "Альпинисты – сумасшедшие люди, они всегда ищут проблем на свою задницу". Это четко характеризует состояние умов в обществе.
- За кем, по-вашему, будущее – за представителями "старой" или "новой" школы?
- Без вариантов - за молодыми, по той простой причине, что мы раньше помрем! И некому будет отстаивать точку зрения предыдущих поколений… А новые, соответственно, будут бороться с еще более новым… Вот и все!
- В продолжение темы - за рубежом, в отличие от СССР, не существовало соревновательной практики в альпинизме. Как можно подвигнуть "буржуев" соревноваться?
- Подвергну эту фразу сомнению! Иностранцы регулярно пытались поставить различного рода рекорды – например, самое скоростное восхождение на Эверест. Раз. Два - ярый ненавистник российского альпинизма Стив Хаус лез на К-7 (одна из вершин массива К-2, 6858 м – прим. авт.) чисто в соревновательном стиле. Свое восхождение он подал на номинацию "Золотого ледоруба" и жутко расстроился, когда проиграл! Даже не подал нам руки на награждении и потом в интервью прессе назвал российскую команду "земляными червяками"…
У них - тоже соревнования, просто специфические, "буржуи" борются сами с собой. У нас - соревнования, у них – рекорды, но, по сути, это очень близкие вещи.
Подготовила Наташа Полетаева
Результаты чемпионата России по альпинизму в скальном классе (хребет Ергаки, 5 - 28 июля 2009 года):
1 место – Санкт-Петербург 1 (Андрей Нефедов – Сергей Нефедов), 70,40 балла. 10 восхождений, 1 место в "школе"
2 место – команда Иркутской области (А. Клепиков – П. Михалев), 65,58 балла. 10 восхождений, 9 место в "школе"
3 место – команда Свердловской области (С. Дашкевич – А. Борич), 61,51 балла. 7 восхождений, 4 место в "школе"
4 место – команда Красноярского края (Д. Прокофьев – В. Цыганков), 57,05 балла. 8 восхождений, 2 место в "школе"
5 место – Санкт-Петербург 2(Евгений Кузнецов – Денис Шитов), 44,91 балла. 7 восхождений, 3 место в "школе"