30 сентября 2010, 09:25

Олег Афанасьев: альпинизм будет, только пахать и сеять надо!

Олег Афанасьев, президент Краснодарского клуба альпинистов "Стремление" и вице-президент краснодарской краевой Федерации скалолазания, рассказывает о том, как развивается альпинизм в крае.

- Олег, расскажи для начала о клубе "Стремление", как он образовался и его деятельности.

- В конце октября нашему клубу исполняется 18 лет. Раньше он работал в Армавире. С 2002 года – в Краснодаре. Столько уже лет и людей прошло через нас, что и не верится! Но, по большому счету, сильный клуб так и не смогли создать. С другой стороны, в чем результат работы клуба? Все эти годы ребята тренировались, ходили в горы, дружили-женились-рожались. Всем было хорошо. Но есть какая-то неудовлетворенность. Есть понимание того, как не надо работать, и почти понимание того, как надо.

В апреле взяли кредит, провели глобальную работу над ошибками, сняли помещение, построили два скалодрома, застроили раздевалки, офисы, в штате 7 человек (через месяц будет 10), в октябре откроем свой клубный магазин, второй месяц уже работаем с людьми. Сейчас идет наполнение секций клуба. Активно себя рекламируем в городе и крае. В планах - развивать альпинизм и скалолазание во всех его проявлениях. Глобальная цель – создать структуру, которая сама себя будет кормить и развивать. Не хочется создавать машину по зарабатыванию денег, но и сидеть думать, где бы занять денег на рации, тоже уже не хочется.

Клуб должен быть сильным, и прежде всего это профессиональная работа плюс хорошая материальная база. Детки сейчас активно пошли в секции скалолазные – от 8 лет тренируем. Всякие имиджевые статьи публикуем, постоянно фотосессии на скалодромах – пытаемся сознание людей поменять в отношении этого вида спорта.

Из мероприятий можно отметить фестиваль "Скалы юга" в июне, на котором клуб выступал в качестве соорганизатора и спонсора. Также технический запуск скалодромов начался с проведения в клубе второго этапа Кубка Краснодарского края по скалолазанию в июле. Сейчас идет ежедневная работа – занятия, тренировки, выезды в предгорье. В конце октября на нашем скалодроме пройдет краснодарский этап Кубка Petzl. И сейчас мы верстаем планы на 2011 год. Там-то уж, думаю, будет много чего интересного. Этот сезон из-за стройки скалодромов и огромного количества организационных вопросов мы пропустили и к осени тоже подошли неподготовленными, но ничего не поделаешь.

- Почему ваш клуб решил поддержать женский фестиваль альпинизма в Иордании и чем ему интересен женский альпинизм?

- Когда я впервые прочитал про фестиваль в Иордании, залез в интернет и сразу для себя решил, что я туда поеду. Планировал напроситься волонтером – мужики "ходячие", они же все равно нужны! Потом понял, что волонтером я всегда успею, а тут конкретно нужна помощь структуры для организации всего процесса. А у нас же альпинистский клуб, мы проводим фестивали, на которых только участников - под 100 человек. И экспедиции свои мы тоже проводили за границей, так что, а почему бы и нет? И девчонки у нас есть, которые выступят. Так и закрутилось.

А по поводу женского альпинизма - я не знаю, чем он отличается от мужского, кроме вот этого отдельного позиционирования. Есть маршрут и гора, и, по большому счету, все равно, кто лезет на эту гору – мужчина, женщина или енот какой-нибудь. Законы физики на всех действуют одинаково. Да, женщинам тяжело. Так и мужики разные бывают. Но то, что женщины есть в альпинизме, это реальность, и она нисколько не страдает от того, что кто-то ее не признает. Поэтому задача мужчин помочь нашим прекрасным созданиям с их  так нам знакомым желанием ходить в горы.

- Как вообще развивается альпинизм в крае? В чем проблемы, на твой взгляд?

- Как развивается? Я считаю, плохо. Пытаемся понять почему. Каждый день с Наташей Грищенко, президентом федерации скалолазания, у нас дебаты на эту тему. Не друг с другом спорим, сами с собой. Проблемы, я думаю, у нас в крае такие же, как у всех. Я для себя на сегодня определил две беды.

Первая – это непрофессиональная работа. Мы живем за счет энтузиазма. Энтузиазм – самая великая сила в истории человечества, но толчок энтузиастов должен логично сменяться профессиональной работой. Я не знаю ни одного успешного тренера-скалолаза, например, который бы только на энтузиазме добился выдающихся результатов. Альпинистских чемпионов могут тренировать любители, так и результаты там довольно скромные. А у кого стабильные сильные команды, как красноярская, так там – профессиональная деятельность. Не думаю, что шоссейные велогонки у нас в крае популярнее у молодежи, чем скалолазание, но там всегда есть воспитанники, есть результаты. Просто тренера бьют в одну точку из года в год, и это дает результат. А у нас раз в три года всплеск энтузиазма, потом депрессия, и так по кругу.

А самая большая наша беда – мы живем в Советском Союзе. Скалолазы выбираются потихоньку оттуда, а альпинисты все еще там. Советский Союз – это массовость, разряды, дешевый по цене альпинизм, любительская работа с людьми. Конечно, в Советском Союзе была массовость и было дешево. Т.е. забываем, конечно, что у народа сначала все отбирали, а потом давали бесплатные путевки, и все помнят эти путевки! Советский Союз – наша Родина, мы его любим и помним, но его больше нет! А есть простые реалии – на подготовку и восхождения нужно время, снаряжение стоит приличных денег, поездки в горы тоже платные, хорошую подготовку даст только профессионал за нормальную оплату. Если ты не хочешь или не можешь это себе организовать, альпинизм не для тебя. Если в обществе нет спроса на эту услугу, надо закрывать эту лавочку и не поддерживать эти клубы, полумертвые федерации в регионах, и все! Пора уже понять это.

Создай нормальную базу, пригласи профессионалов, попроси людей самостоятельно оплачивать свои хотелки – и все будет работать! Я так думаю! Поэтому мы пробуем, а что из этого получится, пока не знаю. Пока не знаю…

- Какие вообще мероприятия проводятся в области и крае? Скалолазные соревнования, фестивали, учебные сборы?

- Мы проводим Кубок Краснодарского края по скалолазанию в несколько этапов. Также один из самых больших проектов это, конечно, фестиваль "Скалы юга" на Индюке. На следующий год запланировали еще один фестиваль – на Планческих скалах. В клубе будет много любительских соревнований. Т.к. все эти годы тренировочной и соревновательной базы не было, все было очень плохо. И задача перед активом федерации стояла сохранить себя как вид, как явление, как объективную реальность. Все было на грани распада. Сейчас пойдет медленный рост. Пойдет.

- Какие перспективы вы видите в развитии альпинизма и скалолазания в крае?

- Классный вопрос. Как если бы у сеятеля спросили: "А какие перспективы у будущего урожая?" Хорошие перспективы, только пахать и сеять надо!

В крае живут люди. Жизнь показывает, что там, где сконцентрировано много людей, сами собой заводятся альпинисты и скалолазы. По-любому, у нас есть все предпосылки для развития альпинизма и скалолазания. Даже если работать не будем, как-нибудь они все равно появятся, эти самые альпинисты и скалолазы.

 

Подготовила Ирина Морозова