24 августа, 02:00

«Проще говоря, мы упали». Руководитель группы рассказал о жесткой посадке вертолета, спасавшего Наговицину

Руководитель группы рассказал о жесткой посадке вертолета, спасавшего Наговицину
Егор Сергеев
корреспондент
Страшные подробности.

Операция по спасению альпинистки Натальи Наговициной на пике Победы обернулась новой бедой. Вертолет Ми-8, на котором к ней 16 августа направлялась группа спасателей, совершил очень жесткую посадку на высоте почти 4900 метров. Находившиеся на борту люди получили травмы, но сумели встать и помочь другим альпинистам. Об этом в интервью «Известиям» рассказал руководитель спасательной группы Александр Семенов.

Опасный полет

По словам Семенова, проведению спасательной операции на пике Победы (Киргизия) мешают плохие погодные условия. «При попытке приземления на высоте примерно 4,9 тысячи метров из-за погодных условий, из-за состояния снежного покрова, к сожалению, наш борт совершил жесткую посадку. Проще говоря, мы упали», — рассказал руководитель экспедиции.

Семенов отметил, что все находившиеся в вертолете получили травмы. Несмотря на это, спасатели помогли спуститься двум альпинистам из группы Наговициной.

Помимо этого, Александр рассказал детали о травме альпинистки — по словам руководителя экспедиции, Наговицина пыталась спуститься вместе с напарником Романом, но сломала ногу при прохождении самого опасного места пика Победы, которое называется «Нож».

«Это острый гребень, падение с которого в левую либо в правую сторону грозит падением с двухкилометровой высоты. Это очень опасно», — отметил Семенов.

Мужчина добавил, что Роман помог девушке добраться до более безопасного места — камня под названием «Птица».

Также стало известно, что одному из спасателей, гражданину РФ Баиру Батуеву, требуется серьезная медицинская помощь. Во время операции он получил серьезные травмы, в больнице Каракола ему диагностировали компрессионный перелом 12-го позвонка. Сейчас решается вопрос о транспортировке Батуева в Москву, в институт Склифосовского, однако мест для перевозки лежачих на ближайших рейсах нет.

Ранее итальянский альпинист Лука Синигалья, который добирался к Наговициной вместе с немецким альпинистом Гюнтером Зигмундом, скончался на высоте порядка 6900 м — по данным СМИ, от высотного отека мозга и тяжелого обморожения. Его тело остается в снежной пещере.

Трагический исход

Напомним, о беде 47-летней российской альпинистки Наговициной стало известно 19 августа. МЧС Киргизии сообщило, что девушка застряла на пике Победы (7 439 метров) — одной из главных вершин постсоветского пространства.

Травму — перелом ноги — Наговицина получила 12 августа при спуске. Ее напарник Роман Мокринский оказал первую помощь, а затем спустился за спасателями.

Узнав о случившемся, Зигмунд и Синигалья попытались помочь девушке и даже добрались до нее, принесли вещи и еду. Однако погода сильно испортилась, и спустить Наговицину они не смогли, продолжив путь без нее. Вторая попытка добраться до Натальи успехом не увенчалась — мужчины остановились на высоте 6800. Вскоре после этого итальянец почувствовал себя плохо и через сутки умер из-за отека мозга.

Позднее была предпринята еще одна попытка спустить Наговицину — с участием вертолета Ми-8, о жесткой посадке которого и рассказал глава спасательной экспедиции Семенов. Участников группы пришлось эвакуировать другим вертолетом.

После нескольких неудачных попыток 23 августа МЧС Киргизии сообщило о приостановке поисково-спасательной операции. В интервью «Известиям» глава пресс-службы министерства Адил Чаргынов сообщил, что, вероятнее всего, Наговицина погибла — она провела 11 дней в экстремальных погодных условиях, долгое время находясь без еды, воды и обогрева.

По данным ТАСС со ссылкой на источник в МЧС Киргизии, вернуться к поискам и эвакуации тела (в случае подтверждения) реально не раньше лета 2026 года, когда улучшатся условия на пике Победы.

41
  • ёzhic8

    спасибо но вот если идти через ссылку (нажимать на фамилию автора) попадаешь совсем не туда

    26.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Вот тут, где вы не согласны, "собака и порылась" (по Задорнову).

    26.08.2025

  • ПитерБургер

    Да, собственно, к тому, что пытаясь "принести пользу самому себе", как "человеку-основе", можно сильно навредить окружающим тебя людям. Альпинисты - это люди эгоисты. Сколько людей уже пострадало, сколько нервов и горя их родственникам принесло это восхождение. И ради чего? С тем, что человек - основа, а не нация, кстати, в корне не согласен.

    25.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Занятная история. К чему бы?

    25.08.2025

  • ПитерБургер

    Естественно, никто в горы умирать не ходит. Вспоминается мне интервью известного советского альпиниста, фамилию, вот не вспомню, уже... да и неважно, в общем-то. Так вот. Ходил в горы более 20 лет, водил группы, спасал, покорял... Встретил женщину. Полюбил. Пытался приобщить её к альпинизму. Вроде всё хорошо было. Но выйти за него замуж она согласилась с условием - про горы он забывает. Без вариантов. Навсегда. Согласился альпинист. Раздал амуницию свою друганам. Родились у них двое детей. Через несколько лет узнает наш альпинист, что старые друганы собираются забраться на вершину, единственную, на которой он не был ещё. Стал уламывать супругу, что один раз, последний, и больше никогда... Та послушала, послушала и говорит: - Хорошо. Иди. Но знай, если не вернешься оттуда, я беру на руки наших детей и выхожу в окно 12 этажа. Родственников у нас нет, работы у меня нет... (на дворе 90-е). Решать тебе, дорогой! Подумал, подумал наш альпинист и никуда не пошел.

    25.08.2025

  • Waldemarson

    https://www.sport-express.net/author/egor-sergeev/mtype/news/

    24.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Во-первых, что дама узнала о самой себе. Я не знаю. Возможно, она чувствовала, что живет, а не существует (впрочем, для вас это - красивые обороты речи). Там красиво, там - Природа и ты - рядом с ней (впрочем, для вас это - красивые обороты речи). Во-вторых, за адреналиновых наркоманов... Лучше - за страну умереть, чем так никчемно, для себя, а не для страны или своего народа. Пафосно и дальше - "нужно просто помнить долг от первого мгновенья до последнего". Это - конфетка для дураков в красивой обертке. Польза этой альпинистки была самой себе, а не людям в широком смысле (хотя и людям тоже, но - опосредованно). Человек - основа, а не страна, не народ, не нация (впрочем, для вас это - красивые обороты речи). Она не умирать в горы шла.

    24.08.2025

  • Футболист Сапогов

    ПитерБургер, очень вы красиво про "узнала о самой себе эта дама". В точку. Ваш комментарий заслуживают 100000 плюсов!! Грамотно, без истерик!!

    24.08.2025

  • ПитерБургер

    Дмитрий, что же, по Вашему мнению, "узнала о самой себе" эта дама? Всё это не более, чем красивые обороты речи. Узнать что-то про свои возможности? Т.е. людям, идущим в гору, интересно, на какой именно высоте они ласты склеят? Вася на 7500 загнулся, а я на 8500 ещё жив? Это цель восхождений? :) По факту же - это именно адреналиновые наркоманы. Сравнение с путешественниками и первооткрывателями вообще здесь неуместно. Эти люди стремились что-то сделать не для себя в первую очередь, а для своего народа, для человечества в конце концов. Какая польза людям была бы от "турне" этой дамы?

    24.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    ИИ рулит... Скоро он захватит стол главного редактора СЭ...

    24.08.2025

  • ёzhic8

    Кстати, если нажимать на фамилию автора статьи - то попадаешь на личную страницу. Образование, опыт, хобби, бобби. Как минимум мордочка НО, если проделать это с Егором Сергеевым - ничего не выйдет, не существует он

    24.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Смысл был понятен сразу, как с Дальмайер. Только Наговицына не оставляла такого же завещания. Верно - перепечатыванием горю не поможешь.

    24.08.2025

  • ёzhic8

    Я думаю, все всё с первого раза поняли - семь тысяч, одна, со сломанной ногой, погода не позволяет прилелететь. Без шансов Нет, блин, десять статей - как никак не могут помочь, с перепечатываением предыдущих

    24.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Тут ребята на ветке не понимают, как это в гору лезть. Зачем? Можно ведь не лезть. Деньги на спасение таких лазающих выделяют, спасатели здоровьем своим рискуют. На фига козе - баян (по-нашему скажу просто, по-бразильски)? Им каждый раз объясняют, что жизнь - не дорога из желтого кирпича в Изумрудный город. Есть летучие обезьяны, Гингема, но им - как об стенку горох. Лезут и лезут... Каждый год. Впору штрафовать таких - за безумие, возможно.

    24.08.2025

  • Конец мировому спорту

    онжлСвободные люди жолжны умирать свободно и не тащить за собой других. Начнем с того, что сейчас альпинизм превратился в развлечение, а не в супер рисковый спорт. В горы сейчас лезут все кому не лень. практически не один альпинист сейчас не понимается от подножья горы до вершины. конечно так легче, когда тебя доставляют сразу в базовый лагерь. скажете, что это подъем от подножья это ерунда и что самое сложное на самом верху? а вот и нет, это бы отсеяло сразу половину желающих. Без шерпов и проводников сейчас вообще никто не поднимается. Хорошо же, когда за тебя тащат весь груз и показывают маршрут. А что эта альпинистка вообще делала в горах с двумя переломами ног за последний год? если бы сейчас альпинисты шли весь маршрут сами и всю аммуницию несли сами, то 99% просто бы не пошли в горы, так как они не готовы к этому. А сейчас каждый, кто имеет несколько сот лишних денег может называть себя альпинистом, при этом подсталяю других. Вообще надо запретить спасательные операции в горах.

    24.08.2025

  • Конец мировому спорту

    Выпей слабииельного, возможно поможет.

    24.08.2025

  • Pele Peleevich

    В жизни - каждому свое. Но, не даром говорят - умный в гору не пойдет...

    24.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    И вы считаете, что люди перестанут подниматься в горы, думая о собственном спасении и о жизнях спасателей? Так это не работает, даже если вам кажется, что о жизнях людей надо заботиться, прикидывая собственные риски. Люди за руль каждый день садятся, пользуются электроприборами, устраивая пожары, в которых погибают спасатели; лезут в воду и тонут, провоцируя на гибель спасающих их... Не думайте, что наше поведение рационально.

    24.08.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Уважаемый, почитайте Месснера. Гора - это наркотик, подобный любым экстремальным видам спорта. Человек старается узнать про собственные возможности и почувствовать, пытаясь узнать, себя. Любая спасательная операция сопряжена с жертвами, но разве кто-то из спасателей об этом думает? Конюхов - такой же наркоман. Он пытается что-то узнать о самом себе... Про "плевать" - вы неправы. Люди бросают вызов. "Челюскин", папанинцы, Чкалов - это я только некоторые примеры привожу, не пользуясь советской логикой момента. Дураки или герои? Не те и не другие. И - не адреналинщики. Тур Хейердал, Амундсен, Нансен, Колчак, Пири... Это гораздо более сложное, чем то, о чем вы говорите.

    24.08.2025

  • Pele Peleevich

    Не надо путать повседневную жизнь людей с осознанным шагом при сомнительном исходе. И все альпинисты прекрасно знают об этом. Но идут и... погибают. Не все, к счастью. Гималаи, Памир, Тянь-Шань - усеяны погибшими альпинистами, проводниками, спасателями...

    24.08.2025

  • Pele Peleevich

    Нет, меня не коробит от выбора людей. Каждый сам для себя решает как и чем жить и что делать. Я о другом. Скажите, многих вы знаете людей, не желающих жить или желающих быстрее покончить счеты с жизнью? Нет? Я тоже не встречал таких. Я о том, что когда человек принимает решение идти в горы, надо думать о том, что там может произойти что угодно и тебя полезут спасать люди, у которых, наверное, есть семьи, дети, родители... Да - это их работа и они знают на что идут, но если я не полезу в гору и со мной ТАМ ничего не случится, то и с этими людьми ТАМ тоже ничего не случится потому, что они не полезут меня спасать.

    24.08.2025

  • Valekka

    А когда вы требуете,чтобы к вам на "вы" обращались,вас куда послать? К Петру?!

    24.08.2025

  • Андрей Курносов

    Если обращаются к 50+, тогда к окулисту, Даль уже не поможет

    24.08.2025

  • Андрей Курносов

    Ущербный, в 47 лет уже бабушками становятся, почитай хоть одну книжку в своей жизни, брак рода человеческого

    24.08.2025

  • 100 грамм скобок

    реально сравнивать включить газ на кухне с этими дарвиными ?))))))

    24.08.2025

  • Игорь Буркальцев

    Сейчас отправятся туда новые альпинисты.(их много еще)

    24.08.2025

  • ёzhic8

    "вы" - это кто? тут кружок альпинистов? ха-ха

    24.08.2025

  • Sandy45

    Наука тем, кому адреналинчика маловато. А вы такие сейчас долбоящеры, что вам несколько раз нужно всё вдалбливать, с первого раза не понимаете.

    24.08.2025

  • Sandy45

    А тебе, ущербу, сколько, раз ты "девушка" от "женщина" только по физиологии отличаешь, биомусор?

    24.08.2025

  • Sandy45

    Ты в адеквате? Такой бред, что ты написал, можно про любого настрочить. Включаешь свет в кавртире? Подума,. что может случиться замыкание, пожар и погибнуть соседи и пожарные? Включаешь на кухне газ? Подумал, что газ может взорваться и погибнуть люди? Савдишься за руль? Подумал, что у тебя может прихватить сердце и ты впаяешься во встречку и убьешь людей? Лезешь в речку купаться? Подумал, что может свести ногу и погибнет спасатель, бросившийся тебя спасать? Завел собаку? Она может слететь с катушек погрызть тебя и спасателя, пытающегося её от твоей тушки оттащить. Это жизнь. Есть обываетели, а есть те, кто им помогает, часто с риском для жизни- пожарные, полицейские, военные, спасатели и т.д.

    24.08.2025

  • ёzhic8

    Что вы эту историю без конца пережевываете?

    24.08.2025

  • samozvanets

    Там нет никого, кого туда тащат насильно. Это свободный выбор свободных людей - и идти, чтобы преодолеть себя, и спасать других, потому что по-другому жить они не хотят. Да, люди принимают порой плохие решения и погибают из-за неоправданного риска. Да, работа горного спасателя - риск в квадрате. Но они знают об этом и идут на это сами. Неужели так коробит от того, что люди сами делают свой выбор? Запретить этим альпинизм? Запретить тем спасать? Ну и чтобы не переживать за вертолеты - во многих местах, чтобы выйти на гору нужна "горная" страховка, включающая в себя стоимость эвакуации вертолетом. Или из того же Непала вас просто не выпустят, пока вы за вертолет не заплатите.

    24.08.2025

  • Valekka

    Людей,которые обращаются к мужчине :"Молодой человек!" тоже к Далю посылать,или ещё куда?!

    24.08.2025

  • Valekka

    Я в шоке : угробить столько людей ради спасения одной и потом заявить : "Наверно она погибла-вернёмся через год"!!!!!!! И самое интересное : транспортировать пострадавшего спасателя в клинику : НЕТ МЕСТ НА БЛИЖАЙШИЕ РЕЙСЫ!!!!!!!!! Это вообще можно понять??!!

    24.08.2025

  • Alex K.

    Всё так, нормальный россиянин сказал бы "быстро приземлились"

    24.08.2025

  • Alex K.

    Вот такие теперь девушки стали!

    24.08.2025

  • Андрей Курносов

    Девушке 47 лет было...Автор, когда текст сочиняете, словарь Даля хотя бы под рукой держите

    24.08.2025

  • Pele Peleevich

    Один человек погиб, один вертолет разбился, несколько человек получили травмы разной степени тяжести, один из спасателей, считай, инвалид. «Слышал, что к ней поднимались другие люди, но они, к сожалению, тоже погибли." - сказал врач сборных команд России Илья Милехин. Спасли одного человека, которая, скорее всего, тоже в перспективе инвалид... Я все понимаю, жалко альпинистку, хотя ее никто туда насильно не тащил. Я не понимаю другого - вы, альпинисты, лезете в горы, покоряете вершины - это ваше право, каждый выбирает свой путь. Но когда вы туда лезете, вы не думаете о том, что там с вами может случится все, что угодно и что вас другие полезут спасать и могут погибнуть? Вы думаете только о себе и своих достижениях? Это - эгоизм в чистом виде. Вам плевать на то, что спасая вас, могут погибнуть другие люди.

    24.08.2025

  • Slim Tallers

    Ни один человек на болотах так не скажет "мы упали".

    24.08.2025

  • Cracker

    Дарвин, Дарвин, Дарвин!

    24.08.2025