Разговор с канадским тренером Евгении Медведевой Брайаном Орсером состоялся в Граце сразу после окончания тренировки другой его ученицы — 17-летней Екатерины Кураковой, представляющей Польшу. Исходя из лучших результатов сезона именно она — сильнейшая фигуристка предстоящего женского турнира чемпионата Европы в Граце после трио Щербакова-Косторная-Трусова, которое вместе с командой Этери Тутберидзе приняло решение начать тренировке в Граце с четверга — за день до короткой программы.
— Катя хорошо провела тренировку, — начал Орсер. — Конечно, она волнуется, ведь это ее первый чемпионат Европы и все будут с большим интересом наблюдать за ней, как за новой спортсменкой, ведь до этого она выступила только на двух этапах юниорской серии «Гран-при» и двух турнирах серии «челленджер». Куракова очень харизматичная девушка, и нам будет приятно занять на этом чемпионате место повыше, но для нее сейчас очень важно просто хорошо кататься.
— В произвольной программе Куракова делает редкий и сложный каскад «тройной лутц-ойлер-тройной флип», зачем?
— Это классно, пусть и сложно (смеется). Но у нее эта комбинация хорошо получается, мы в принципе много работает над прыжками, Кате нравятся ее программы и ее стиль.
— Это первый ваш чемпионат Европы без знаменитого ученика испанца Хавьера Фернандеса...
— О да и это так странно, ведь мы приезжали вместе на восемь чемпионатов Европы, семь из которых он выиграл. Хавьер был классным спортсменом, а с его последнего выступления прошел уже год, невероятно!
— А у кого на ваш взгляд, самые высокие шансы завоевать титул в этом году?
— У двоих российских парней — Александра Самарина и Дмитрия Алиева (разговор с Орсером проходил еще до выступления российских одиночников в короткой программе — прим. «СЭ»), у Матео Риццо из Италии, Михаил Бржезины, безусловно, имеет все шансы попасть на подиум.
— Вы уже долго в Граце?
— Я приехал во вторник, а Катя Куракова в понедельник. Тогда же во вторник вечером мы провели тренировку на главной арене, а сегодня в среду — на тренировочной. Здесь ведь довольно любопытная ситуация — потренироваться на основной арене перед короткой программой девушкам можно было только в понедельник и во вторник, в остальное время — только на тренировочной арене. Но что есть то есть. Удивился ли я, увидев арену в шатре? Да, немного. Но самое главное, что качество льда на ней очень хорошее, как раз то, что нужно для выступлений.
— Чемпионат России завершился почти месяц назад, однако споры о том, что же случилось с ботинками Евгении Медведевой в Красноярске не утихают...
— Я знаю (громко смеется). Итог турнира для нас получился просто душераздирающим. Но когда конек ломается — он уже не держит ногу так как нужно. Вы можете делать что угодно, заклеивать его, чем-то фиксировать, но это уже не поможет. В итоге пришлось принимать решение о снятии с произвольной программы. Хотя я знаю, что многие люди говорят: «У нее, как у профессиональной фигуристки должна была быть еще одна запасная пара коньков». Но нужно понимать, что для раскатки новой пары коньков нужно три недели и если у тебя наконец-то есть раскатанные ботинки, ты не станешь раскатывать еще одни. Случившееся обидно еще и потому что Евгения была в прекрасной форме.
На мой взгляд, если бы не этот форс-мажор, она бы с легкостью отобралась в состав сборной России для участия в чемпионатах Европы и мира и потеснила бы кого-то из трио Щербакова-Косторная-Трусова. Но на первом месте должны стоять безопасность и здоровье спортсмена, особенно когда можно в итоге повредить ногу. И сезон теперь для нас окончен.
— Вас удивило неудачное выступление Трусовой в произвольной программе в Красноярске?
— Такое периодически может происходить. Я знал, что эти три девочки в любом случае по технике были бы впереди всех. Если ты делаешь четверные прыжки — это определенная стратегия. Работая тренером, ты всегда выстраиваешь определенную стратегию.
— А как вам четверной тулуп от Туктамышевой, пусть и завершившийся падением?
— Я видел несколько приземлений этого прыжка еще на тренировках. И я должен признать, что своими успехами в освоении сложных прыжков она словно дарит надежду всем взрослым фигуристкам. Я не знаю точно сколько Туктамышевой лет, но я знаю, что Елизавета выступает уже очень давно и она взяла и выучила четверной прыжок. Вы знаете, я помню как 10 лет назад я приезжал сюда в Грац на этап юниорской серии Гран-при с моей американской ученицей Кристиной Гао, которую тогда обыграла Аделина Сотникова. Это ведь было так давно, а Туктамышева то продолжает выступать! Она красивая фигуристка, настоящая женщина, но с великолепной техникой, благодаря которой она конкурентоспособна до сих пор. Когда я увидел, что она пробует сделать четверной тулуп и тройной аксель в произвольной, подумал: «Вау, это просто невероятно».
— Продолжая столько популярную тему четверных прыжков, вы работаете над ними с Медведевой и Кураковой?
— Конечно, с обеими. С Евгенией — над четверным сальховом. Совсем скоро она вернется в Торонто и мы приступим. Сейчас поскольку сезон для нее уже завершен, именно это будет ее главной целью. И считаю, что это вполне реально, времени у нас достаточно, техника сальхова у Евгении хорошая, нам просто нужно на этом хорошенько сфокусироваться.
— А что сложнее всего для нее в освоении этого прыжка: технический нюанс или психологический момент?
— Все вместе. Я думаю, что как только она приземлит на тренировке первый четверной сальхов, барьер перед этим прыжком исчезнет. Так бывает у каждого фигуриста, осваивающего новый прыжок: стоит его сделать и уже становится легче.
— Медведева уже анонсировала, что произвольная программа следующего сезона будет поставлена под «Цирк дю Солей». Это ее идея или ваше предложение?
— Ее. Я считаю, что Медведева очень артистичная и эмоциональная фигуристка плюс опытная. Евгения услышала эту музыку и она ей понравилась, точно также было с музыкальным сопровождением к программам этого сезона. Мне кажется, Женя имеет право делать выбор самостоятельно, у нее очень хороший вкус.
— Поясните, пожалуйста: как так вышло, что еще один ваш ученик двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю оказался в Турине на Финале «Гран-при» один в первый день соревнований?
— Случилась довольно нестандартная ситуация. Аккредитация была только у Гислена Бриана, в последний момент Юдзуру принял именно такое решение, взять специалиста, который работает с ним над техническими аспектами и это абсолютно нормально. Но у Гислена украли паспорт в Италии и поэтому он был вынужден возвращаться, получать новый паспорт и затем вновь лететь в Турин. Именно поэтому Ханю выступал без тренеров в короткой программе и тренировался один до этого. А вообще у нас все в полном порядке, продолжаем работать и никакого конфликта по этому поводу у нас нет.