Чемпионат России. Статьи

17 декабря 2024, 18:00

«Плох мальчик, которому не стыдно, что его обгоняет девочка». Тренер Дайнеко объяснила подъем мужского фигурного катания

Тренер Дайнеко объяснила подъем мужского фигурного катания
Софья Щудрина
Корреспондент
Тренер Петра Гуменника в интервью «СЭ» вспомнила, как ее подопечный не заметил перелом ребра.

Весной 2017 года Вероника Дайнеко начала работать в штабе Тамары Москвиной, став тренером в одиночном катании. За свою карьеру Дайнеко вывела в топы нескольких сильных спортсменов, таких как Петр Гуменник, Николай Угожаев, Елизавета Нугуманова. С ее учениками работают известные хореографы, постановщики и тренеры-консультанты — Рафаэль Арутюнян, Никита Михайлов, Николай Морозов, Елена Чайковская, хореограф Мариинского театра Дмитрий Пимонов и другие. Хотя среди звезд тренерского цеха Дайнеко, как правило, не упоминают.

«СЭ» поговорил с Дайнеко о поломке конька, которая стала причиной неудачи Петра Гуменника на этапе «Гран-при», шансах российских фигуристов на медали международных турниров и планах на чемпионат России.

Никто не заплатит за тебя ипотеку и не подарит продукты

— Приближается чемпионат России. У Петра Гуменника амбиции на золото чемпионата страны?

— Планы, конечно, есть. Как говорил Суворов, плох тот солдат, который не думает быть генералом. На самом деле, он дальше говорил: «Еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет». Наверное, это как раз наш вариант. Амбиции присутствуют, но если уделять им слишком много внимания, то будет только хуже. Стремись к медали и работай ради нее.

— Нужно просто работать, а результат придет сам?

— Амбиции надо проявлять на тренировках, рассчитывая на медаль. А на соревнованиях твои соперники рассчитывают на то же самое. Там, конечно, присутствуют игра нервов, техника, везение, в конце концов, просто физическое состояние, акклиматизация...

— У Петра непростой сезон. Как вы учились справляться с неудачами, что советуете спортсменам после плохих стартов?

— Мне помогает чувство самосохранения, которое не позволяет частным жизненным неудачам перерасти в глобальные. Уволить себя легко, а потом очень сложно вернуться в строй. Это же все завязано на том, как мы в принципе живем на этой планете: ипотеку никто не заплатит за тебя, в магазине никто бесплатно не даст продукты.

Такие мысли отрезвляют, и включается такая красная кнопочка, которая говорит о том, что не надо портить себе дальнейшую жизнь. Будет ли хорошо тебе и твоим родным, если ты все бросишь и будешь лежать, страдать, плевать в потолок? Ничего не случится из-за какой-то одной неудачи. А дальше ты просто фильтруешь то, что тебе говорят и пишут в интернете... Кто-то поддерживает, кто-то пытается объяснить, что ты дурак, хотя ты сам в данный момент это знаешь. Зачем это делается? Мы все здравые люди, мы понимаем, что если произошла неудача, то ты сам что-то неправильно сделал.

Тренер Вероника Дайнеко и фигурист Петр Гуменник
Вероника Дайнеко и Петр Гуменник.
Фото Дарья Исаева, «СЭ»

— Вы со временем стали спокойнее относиться к реакциям в интернете?

— Нет, от этого, наверное, не убежишь — я остро отношусь к этой критике. Я не умею на все это просто так забивать, хотя постоянно пытаюсь себя на это настроить.

— Но в интернете кто угодно может написать комментарий, необязательно профессионал с опытом.

— Ну они же просто правду пишут, констатируют факты, и неважно, с каких аккаунтов. Хотят ли они тебя поддеть? Тоже без разницы. Просто в данный момент тебе это не надо, потому что ты и сам понимаешь, что ошибся. Поэтому те, кто поддерживает, конечно, являются более полезными в этой ситуации. Поддержка зрителей просто необходима.

— Поддержки обычно больше?

— Конечно, она очень чувствуется. После того, как мы не очень удачно прошли последний этап, нас много поддерживали. Причем не просто говорили, что все будет хорошо, а давали серьезный расклад, убеждали, что не все потеряно. Такая поддержка с умом на самом деле сильно помогает.

— Не могу не спросить про ситуацию с треснутым лезвием Пети. Как такое можно не заметить? Ведь это очень травмоопасно.

— Слушайте, однажды у Пети было сломано ребро, а мы об этом узнали только тогда, когда ему проверяли легкие после ковида. Человек не заметил, что у него ребро сломано! Просто у него нет привычки сваливать свои ошибки на сломанный конек или что-то еще... Думаю, это черта всех спортсменов. Потом он уже заметил, что лезвие треснуло: да, это косяк. Он обязан проверять свой инвентарь, но я думаю, что эта поломка возникла не на тренировках. Да и никогда не станешь проверять, сломан конек или нет: даже когда автоматически протираешь лезвия, можешь не заметить трещину.

Может, это и хорошо, что не обнаружили поломку на соревнованиях: где бы мы могли заменить лезвие? Тем более когда человек знает о сломанном лезвии, он начинает осторожничать... Я в первый раз попадаю в такую ситуацию, теперь будем внимательней относиться к инвентарю. Петя, конечно, большой, но дите малое. (Смеется.) Я его тоже понимаю: упав с прыжка, ты не проверяешь, виноват ли в этом конек.

ISU старается не допустить преимущество одного человека за счет акселя

— Говоря о глобальных событиях — недавно прошел финал «Гран-при» в Гренобле. Как вам прокат Ильи Малинина — фантастика или не очень?

— Если говорить о Малинине, то в произвольной он исполнил четверной аксель. Как спортсмен он молодец и умница.

— Как вы смотрите на то, что сейчас спортсмены делают ставку на элементы ультра-си, жертвуя компонентами?

— Естественно, техническая составляющая — самое главное в фигурном катании, потому что в первую очередь это спорт. Вообще у нас в России есть такой момент, что многие получают за 300 баллов. Не знаю, правильно это или нет, но сравнивать судейство в принципе не очень корректно. Нельзя сказать, получили бы мы эти баллы на международной арене или нет. Ведь 300 баллов и выше можно заработать и с четырьмя чистыми четверными, компоненты тоже будут хорошими. Но если ты падаешь, то никак не получишь высокие баллы за артистизм: это правило прописано, и все о нем знают, поэтому рискуют.

Нужно уметь прыгать ультра-си, без этого никуда, даже если ты Иннокентий Смоктуновский в фигурном катании. (Смеется.) К тому же я не думаю, что фигурист с четверными, отобравшийся на чемпионат России, представляет свою программу плохо.

Фигурист Илья Малинин
Илья Малинин.
Фото Reuters

— Но вы не думаете, что стоимость многооборотных прыжков не соответствует сложности их исполнения? Выходит, что риск получения травмы не оправдан.

— Формирование ценовой стоимости идет в зависимости от того, сколько спортсменов начало это прыгать. На заседаниях, где меняют стоимость прыжков, устанавливают, какое количество четверных прыгают фигуристы сейчас. Например, раньше сальхов значился самым дешевым и простым прыжком, а потом все стали прыгать тулупы, и стоимость поменяли. Все формируется исходя из анализа результатов прокатов.

— Получается, не хотят допускать огромного преимущества одного человека над соперниками?

— Думаю, так делается, чтобы никто не выходил в топ за счет одного четверного акселя. Берется какая-то выборка, и стоимость меняется в зависимости от количества положительных GOE у спортсменов, которые выполняют определенный прыжок.

— Как считаете, русские одиночники смогли бы завоевать медали финала «Гран-при»?

— Думаю, что с нынешними составом и контентом вполне смогли бы. Впереди идут спортсмены с очень сложным контентом, но его же еще нужно показать на определенных соревнованиях. Конечно, чем наши мальчики хуже? Тот же Марк Кондратюк по технической и артистической частям нисколько не хуже.

— С чем, по вашему мнению, связан нынешний бум в мужском катании?

— Массово прыгать четверные начали в женском одиночном, причем именно в штабе Тутберидзе. А мальчикам не будет стыдно, что ли, что девочки прыгают, а они нет? Плох тот мальчик, которому не стыдно, что его по контенту обгоняет девочка. Это нормально, что развитие мужского одиночного катания ускоряется.

23
  • Pol Pol

    Ну я не многодетный, однако сыну уже под 40 .... но момент я вроди не профукал, хотя именно в его детстве, начились все эти Жилитоны и Сеги и прочая дребедень ... нее, я не имел ввиду вседозволеность, ну что ты, там потом бед не оберёсся .... ну и никакого самотёка конечно. Сидишь в кустах, образно говоря, и сечёшь поляну. Но и самодурства со своей стороны,... знаешь как это, скрипку в зубы, пианиной по бошке, давай владей .... Да ни в коем рази ! Это не так трудно ... выдержать Золотую Середину, не перегнуть и собой своих детей не разочаровать ... надо просто быть ... где то не подолёку. Во всех смыслах.

    17.12.2024

  • Тор-1

    А знаете ли Вы, к чему лежит сердце современного ребенка?) Я Вам расскажу: если ребенку (в 99,99% случаев) дать волю выбора, чем ему заняться - он будет играть в телефон или иной гаджет. Не будет ребенок тренироваться, и учиться не будет! Поэтому, до наступления дееспособности решения за детей и принимают родители: где учиться, каким спортом заниматься. Если у ребенка прорезаются способности к чему-то (которые большинство родителей принимают за талант), то на это и делается максимальный упор. Все это из личного опыта многодетного отца, чьи дети добивались в спорте успехов в виде побед на первенстве России и медалей на первенстве мира...

    17.12.2024

  • traveller09

    Нет, дамочки...Вам предстоит поискать их в другом месте. Но... Ом мани падме хум. Не без этого, Пол, не без этого.

    17.12.2024

  • traveller09

    Про перегар всё ж рано говорить. Давай яйца и щетину для начала обсудим?

    17.12.2024

  • Pol Pol

    Ааааа ..... а вы, то есть, ... имеете ? Ну что ж, поздравляю ! И ... не завидую. Разговор потихоньку принимает форму разочарования .... я то было подумал, ... уххх, наконец то, дамочка попалсь, сча блесну этикетом ... начну диффирамбом сыпать .... Всё, разочаровал ты меня, ложным своим выпадом ... туше. На сегодня ... достатошно.

    17.12.2024

  • Pol Pol

    Перегар ... это плохо. Остальное всё, покатит. Ну так на чём мы остановились ? Да ... так при чём это восклицание, про баб*с ? И про ... не выражатся при них ? Я всё в толк никак не возьму .... чего это тя понесло ? Моть ... перегар влияет, а ?

    17.12.2024

  • traveller09

    Нет, Пол, о пустоте Вы не имеете никакого представления. Но это не...страшно. У Вас, Пол, ещё будет возможность познакомиться с пустотой.

    17.12.2024

  • Pol Pol

    Пустота есть форма, форма есть пустота .... Тибетские штучки, в урбанизованом мире нашем, плохо вяжется с окружающей истиной, ежисекундно напоминающей о себе. То что подходит к одному месту, к другому может и не подойти ... а навязывая упорно, может вылупится нечто невообразимое ... Для того что б заниматся этим, надо жить этим. К сожалению здесь ... это невозможно. Я пробовал ... но сосед бющий головой о стенку .... как бы .... мешает, что ли. Ну это я к примеру ....

    17.12.2024

  • traveller09

    Сейчас?! Да, я - мужчина... Я - дикий мужчина, Яйца, табак, перегар и щетина! Всё, так сказать, при мне.

    17.12.2024

  • Pol Pol

    Ну ... о прошлых жизнях .... поговорим в прошлом, счас то какова ситуация ? Если да ... то конечно, от части. Тогда вопрос, а что вы делаете в этом кабаке ? Какая чума занесла вас, на наш парусник ? Весьма ... любопытно. Весьма.

    17.12.2024

  • traveller09

    Возможно....в прошлых жизнях. Вас это смущает?

    17.12.2024

  • Pol Pol

    Позвольте, вы .... женщина ?

    17.12.2024

  • traveller09

    Пол, прочитайте мой первый коммент в этой теме. И прошу Вас...больше не выражаться при женщинах.

    17.12.2024

  • Pol Pol

    Очень хитрожописто выражается .... и выворачивают как им удобно ! А обгонишь и оставишь в глубокой жэ ... и сразу .... нууу, ты ни жинтильмееен никакой, даму вперёёёёёд надо пропускать и так далее и тому подобное. Женщина ... как говаривал С. Бондарчук, в одной прикрасной картине .... - Это такое ушлое животное, она так вывернется ужом, лишь бы своего добится .... Тааак что, нехрен тут упражнятся в словоблудии мадам Дайнеко ....

    17.12.2024

  • traveller09

    Я и сам, кстати, практикую Сутру сердца. Чего и всем советую.

    17.12.2024

  • Pol Pol

    И школьной программой и тренировками ... полный задрот, я ся как вспомню .... и главное, они ж, иногда так подумаешь на досуге, кого ж это они видеть то хотели в своём ребёнке .... ибиомать, и гения и чемпиона и всё одновременно и .... блин, капец конешно. И тока подавай .... Я совсем другие методы к своим детям применял. Нравится - делай, не лежит сердце - плюнь на это !

    17.12.2024

  • traveller09

    Дело в том, что если рассматривать роды в современном формате, без осложнений, кесаревых сечений и прочего, то они уже являются насилием! Так уж устроена природа. Без насилия никуда. Даже если Вам захотелось котлет на ужин, то вы должны понимать, что фарш...с насилием. Отсюда, кстати, и направления всякие нынешние. Ну там...веганы, например. Но даже они не понимают, что...вкушают ПЛОДЫ НАСИЛИЯ. Уж так устроен мир.

    17.12.2024

  • Scallagrim

    А разве это не насилие - выводить на лед 4-5 летних детей?

    17.12.2024

  • traveller09

    И ведь эти дети потом, пусть и не все, не ценят этого рвения и заботы родителей. Довольно часто, особенно сейчас, они подают в суд и оставляют без копейки своих родителей, обвиняя их в насилии.

    17.12.2024

  • Millwall82

    не насилуйте детей и не отнимайте у них детство, конечно тут вопросы к их родителям. Ребенок должен расти счастливым, а не задроченный 10 часовыми тренировками в день.

    17.12.2024

  • traveller09

    «Плох мальчик, которому не стыдно, что его обгоняет девочка». (с) --- А если меня Фон дер Ляйен...или Валентина Ивановна какая-нить обгонють? Мне что, в подъезде повеситься? Такие нынче времена, что за женщинами не угнаться. Особенно...за...настойчивыми. А если будешь сильно стараться...не отстать, то и вовсе в преследователи и насильники запишут.

    17.12.2024