26 апреля 2011, 02:10

У Кавагути и Смирнова очень танцевальная произвольная программа

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера во дворце спорта "Мегаспорт" стартовал чемпионат мира-2011.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из "Мегаспорта"

Первый соревновательный день, открывшийся квалификационными прокатами мужчин, был примечателен (да простят меня участники мужского турнира) вовсе не этим. Гораздо больше любопытства у присутствующих вызвала тренировка на главном льду сильнейших пар. Это мероприятие предшествовало началу квалификационных прокатов, и было любопытно видеть, с каким пристальным интересом во взгляде в зал то и дело проскальзывают даже те люди, кого парное катание, казалось бы, вообще не должно волновать до начала соревнований.

Встреченный мной в микст-зоне двукратный чемпион мира в танцах на льду Максим Ставиский тоже, как выяснилось, наблюдал за тренировкой пар. Хотя изначально приехал в "Мегаспорт" совсем за другим - морально поддержать выступающего за Болгарию одиночника Георгия Кенчадзе, а в большей степени - его тренера Андрея Лутая (бывший российский фигурист работает в Софии в клубе, принадлежащем Ставискому и его супруге Албене Денковой).

- Мои фавориты - Татьяна Волосожар и Максим Траньков, - сказал Максим. - Раньше я всегда болел за Алену Савченко и Робина Шелковы. Но сейчас хочется, чтобы победила российская пара. Почему не Юко Кавагути и Саша Смирнов? Дело вовсе не в том, что одни фигуристы мне симпатичны, а другие - нет. Просто спорт - это такое жестокое дело... Надо быть очень здоровым человеком, чтобы бороться за медали. Дай бог, чтобы у Юко сейчас все было нормально. Но каждый раз, когда я вижу ее на льду, вспоминаю ту ужасную травму плеча, которая мучила Кавагути больше года, и в гораздо большей степени испытываю сострадание, нежели азарт. А Волосожар с Траньковым - молодые, здоровые, прекрасно выглядят на тренировках, вот я и хочу увидеть, чего они на самом деле стоят...

В какой-то степени даже жаль, что организаторы чемпионата мира не стали делать официальные тренировки открытыми для общего доступа - там всегда бывает на что посмотреть. Вчера же в очередной раз в памяти всплыл присущий фигурному катанию термин "выиграть тренировку". Именно к этому всегда стремятся сильнейшие с первых минут пребывания в общем пространстве.

Даже поверхностного взгляда на происходящее было достаточно, чтобы понять: все четыре пары, претендующие на победу (помимо трех уже названных это еще двукратные чемпионы мира Цинь Пан/Цзян Тон), находятся в великолепной форме и по большому счету ничем не уступают друг другу.

- Решающим, похоже, будет не мастерство, - вздохнула в унисон моим мыслям Татьяна Дручинина - экс-чемпионка мира по художественной гимнастике, а ныне - тренер и хореограф бригады Тамары Москвиной. - Все будет зависеть от того, чьи нервы окажутся более крепкими.

Как только тренировка была закончена, мы с Дручининой переместились в микст-зону.

- Зная Тамару Николаевну, я не сомневаюсь в том, что месяц назад ваши совместные подопечные Юко Кавагути и Александр Смирнов были в великолепной форме. А сейчас?

- Мы немного сбросили нагрузки, прежде чем начать вновь их увеличивать, немного отвлекались на всякие мелкие неприятности...

- Какого рода?

- Ну, например, у Саши неожиданно оторвалась пятка ботинка. Пришлось ломать голову, как ее закрепить, поскольку разнашивать и обкатывать новые ботинки уже не было времени. А как готовы - посмотрим. На тренировке ребята откатались очень хорошо.

- Произвольную программу Кавагути и Смирнова "Лунный свет" многие считают шедевром. Собственно, я тоже склоняюсь к тому, что столь удачной программы у ваших фигуристов еще не было. А вы что думаете?

- Эта программа совсем другая, она сильно отличается от предыдущих. Очень сложная по шагам, построениям, переходам. Она очень танцевальная, что не слишком свойственно для парного катания. При этом в программе сохранены все сложные элементы, поддержки, выбросы. Вторая особенность - в отсутствии остановок по ходу катания. Ребята катят от начала и до конца, причем делают это так мягко, что остается впечатление - все это проходит на одном дыхании. Хочется смотреть еще, а программа - раз, и закончилась.

- У вас колоссальный опыт постановки программ, их отработки. В какой момент становится понятно, что та или иная постановка удалась?

- В этом обычно долго сомневаешься. Вот если программа не удалась, это понятно сразу. Бывает достаточно одного старта.

- Можете припомнить подобные примеры?

- Наиболее яркий - это одна из первых программ Артура Дмитриева и Оксаны Казаковой.

- В полосатых костюмчиках с разноцветными бантиками на разных частях тела?

- Ну вот видите, вы сразу поняли, о чем речь. А вообще случается по-разному. С Юко и Сашей я на постановочном этапе в этом сезоне не работала, была в Америке. Ребятами занималась Тамара Николаевна и Петя Чернышов. Когда я вернулась и пришла на первую тренировку, то сразу в эту программу влюбилась. На тот момент это был совсем черновой вариант, но бросалось в глаза, насколько изменились спортсмены и насколько хорошо они почувствовали музыку и себя в этой музыке. Это очень важно. Помню, я как-то несколько часов подряд билась с одним фигуристом над единственным жестом. Этот жест у нас не "звучал". Выучить-то можно что угодно, но важно не то, что ты выучил, а зачем ты делаешь на льду то или иное движение. Человек ведь очень хорошо чувствует фальшь. А ее на льду быть не должно.

- За работой своих коллег вы следите?

- Конечно.

- Способны увидеть и оценить что-то такое, чего не умеете вы сами?

- Да. В этом не всегда легко признаться вслух, но бывает, что подглядываешь какие-то находки, чем-то восторгаешься.

- Чья работа в этом отношении наиболее вас восхищает?

- Многих. Марины Зуевой, например. Ее канадская танцевальная пара меня восхитила. Особенно произвольный танец. Такие программы, считаю, надо хранить дома в видеозаписи и периодически их просматривать как эталон. Вроде бы все просто, а воздействие на зрителя сумасшедшее. Талант тренера проявляется и в этом тоже - чувствовать, что "сыграет", а что нет. Очень хорошо такие вещи чувствует Николай Морозов. Думаю, что это именно чутье - поставить спортсмену ту программу, которая даст простор для раскрытия всех лучших качеств.

- Возвращаясь к Кавагути и Смирнову, хотелось бы задать еще такой вопрос: Юко и Саша несколько лет выступали в ранге первой пары страны и успешно доказывали, что первой парой и являются. С появлением в российской сборной Татьяны Волосожар и Максима Транькова эти позиции были в каком-то смысле поставлены под сомнение, несмотря на то что пары ни разу не выступали вместе на серьезных международных турнирах. Это не вызывает у ваших с Москвиной подопечных психологического дискомфорта?

- Скорее наоборот. Мне кажется, что и спортсменам, да и нам тоже гораздо интереснее работать, когда есть жесткая конкуренция. Возникает дополнительный азарт. В одиночку трудно быть лидером. Как только появляется достойный соперник, ситуация сразу меняется. Хочется доказать, что ты лучше. Да и на тренировках спортсмены сразу перестают расслабляться.

- Другими словами, Москвина всегда старалась создать жесткую конкуренцию в своей собственной группе именно с этой целью?

- Конечно.

- Мне показалось тем не менее, что поражение на чемпионате России в Саранске для Кавагути и Смирнова стало болезненным ударом.

- Ну а как иначе, если ты хотел выиграть, выигрывал и вдруг проиграл? Другой вопрос, что такое выступление можно было в какой-то мере спрогнозировать. Юко тогда еще не совсем восстановилась после операции, мы никоим образом не хотели форсировать подготовку, поэтому в Саранск приехали в хорошем состоянии, но, как говорится, не "звенели". Юко - большая молодец, кстати. Я с восхищением смотрела, как мужественно она преодолевает все сложности, которые были связаны с возвращением на лед.

- Хоть малейшие сомнения в том, что Юко сумеет вернуться, у вас были?

- Да, перед операцией. Мы не говорили о них вслух, но, думаю, эта мысль беспокоила всех. Потому что для начала никто не мог с уверенностью сказать, чем именно эта операция закончится. Ну а когда все прошло успешно, я ничуть не сомневалась, что все будет хорошо. Был еще некий момент суеверия. Я искренне убеждена: как только человек начинает рассказывать о своих трудностях, страданиях, переживаниях или просто без передышки жалуется на жизнь, неприятности обязательно к нему притянутся сами. Так зачем заострять на этом внимание? Надо просто верить, что все будет хорошо!

Чемпионат мира по фигурному катанию. Москва. "Мегаспорт". Мужчины. Квалификация (24 участника)

1. Козука (Япония) - 165,00. 2. Майоров (Швеция) - 136,64. 3. Бржезина (Чехия) - 130,87. 4. Либерс (Германия) - 129,89. 5. Пфайфер (Германия) - 123,22. 6. Баккини (Италия) - 122,29. 7. Расселл (Канада) - 118,37. 8. Ким Люсин (Монголия) - 117,78. 9. Шипов (Израиль) - 116,42. 10. Хендрикс (Бельгия) - 109,59. 11. Ге (Узбекистан) - 109,39. 12. Минь Сеок Ким (Корея) - 98,67.

1