26 ноября 2011, 01:20

Асада не смогла оторваться от Леоновой

ГРАН-ПРИ

Вчера в "Мегаспорте" участники шестого этапа "Гран-при" исполнили короткие программы.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Москвы

Заключительный этап чемпионской серии, призванный расставить точки над i в отборе на финальный турнир, получается для российских болельщиков, пожалуй, самым интересным из всех предыдущих. Не только потому, что все претенденты уже по-настоящему набрали форму. Но и в силу достаточно широкого представительства россиян, еще не выступавших в этом сезоне в соревнованиях подобного ранга.

Вчерашние прокаты открылись великолепным и очень сложным выступлением Софьи Бирюковой и относительной неудачей Аделины Сотниковой. По сравнению с первым стартом Аделина сменила костюм, но удержаться от волнения не сумела - упала с лутца в запланированном каскаде 3+3. Попыталась "пристегнуть" каскад к следующему прыжку - флипу, но получилось только 3+2. По нынешним временам - слишком мало, чтобы рассчитывать на высокий результат.

Плюсов в программе юной россиянки было достаточно: сложнейшая дорожка шагов, прекрасные вращения, мощное, "насыщенное" катание, но общее впечатление все-таки осталось тяжеловатым. Виной тому даже не слишком мрачный (я бы сказала, неоправданно мрачный и проигрывающий в сравнении с прежним) костюм. А некая общая специфика "тарасовских" программ, которые начинают играть и завораживать лишь тогда, когда полностью вкатаны и исполняются без ошибок.

С одной стороны, это довольно жесткий прием - поставить неопытного спортсмена, по сути - еще ребенка в условия, в которых он вынужден постоянно выдавать максимум возможного как в техническом, так и эмоциональном плане. С другой - это самый короткий путь к раскрытию заложенного в человеке таланта. Аделина заметно выросла в сравнении с собой же образца прошлого года, и то, что она справляется с задачами, которые предъявляет "взрослый" лед, очевидно уже сейчас.

Драматизм женского турнира в Москве заложен изначально: из трех спортсменок - Сотниковой, Мао Асады и Алены Леоновой - гарантированно пробиться в финал "Гран-при" (при условии, что наберут в сумме более 22 баллов) могут лишь две. Имеющая в активе 13 баллов Асада "подстраховалась" было, заявив в короткой программе тройной аксель, но... отказалась от него - прыгнула двойной.

Каскад Асада тоже отработала по облегченной программе. Вот и получилось, что лучшую техническую оценку в короткой программе совершенно заслуженно заработала Леонова, отстав от двукратной чемпионки мира всего на 0,38.

* * *

Выступления женщин стали прекрасной иллюстрацией к разговору о сути фигурного катания, как спорта. Отказалась Асада от запредельной сложности - и выступление сразу потеряло львиную долю того ошеломляющего притяжения, которое отличало восприятие японки в олимпийском сезоне, когда Асада шла ва-банк в каждом отдельно взятом элементе. Облегченная программа не сделала ее хуже. Но сделала такой же, как остальные. Несмотря на лучший результат.

Можно вспомнить и недавний этап "Гран-при" в Париже: на каком месте была бы юная Лиза Туктамышева, включи она в обе программы самый распространенный в женском катании каскад из двух тройных тулупов? Но тренеры совершенно осмысленно сделали ставку на то, чтобы удивить мир сложностью, и добились желаемого эффекта: о Туктамышевой в Париже говорили едва ли не больше, чем о трехкратной чемпионке Европы Каролине Костнер.

Такой же стратегии в парном катании всегда придерживалась Тамара Москвина: удивить, потрясти, ошеломить - неважно, идет речь о сложности, новых оригинальных элементах или неожиданных костюмах. Дебютировавшие в "Гран-при" нынешнего сезона Катарина Гербольдт/Александр Энберт чересчур много ошибались в заданных элементах, но откатай они программу без помарок, композиция могла бы стать украшением вечера.

В этом сезоне сложилось так, что вся возможная шестерка финалистов "Гран-при" определилась еще до приезда фигуристов в Москву. Тем не менее интрига осталась на уровне - как всегда бывает, когда на одном льду сходятся претенденты на звание лучшей пары мира.

Результат 65,17, полученный за короткую программу чемпионами Европы-2010 Юко Кавагути и Александром Смирновым, был почти на шесть баллов выше рекордных в этом сезоне баллов Алены Савченко и Робина Шелковы. Но дело в том, что как раз в этом сезоне немецкий дуэт еще не катал короткую программу так, как следовало: эксперименты в США и Японии с выбросом "тройной аксель" заканчивались слишком большим количеством минусов. В Москве Савченко и Шелковы приняли решение заменить проблемный аксель на выброс "флип" - и сразу вышли на рекордный для себя результат, попутно напомнив окружающим, что при чистом катании соперничать с ними практически нереально.

* * *

Свои шансы на то, чтобы отобраться в декабрьский финал "Гран-при", Артур Гачинский растерял в Китае, так что старт в Москве стал лишь для него возможностью своего рода реабилитации. Шансом доказать, что шанхайский психоз в произвольной программе - не более чем досадная случайность.

В "Мегаспорте", по сути, собрались все лучшие, кто есть на данный момент в российском мужском катании, - Гачинский, Сергей Воронов и Константин Меньшов. Все трое - с четверными прыжками в каскадах в короткой программе, что обычно как нельзя нагляднее доказывает у мужчин-одиночников серьезность намерений, но бывает оправдано лишь при чистом выполнении элемента.

Воронов в этой компании был в самом невыигрышном положении, поскольку пропустил часть сезона из-за травмы и к тому же получил первый стартовый номер, а при первом появлении в сезоне (тем более когда все остальные уже раскатались и набрали соревновательную форму) это сильный добавочный стресс. Откатался Сергей, как следствие, без каскада - выполнил первый прыжок на две ноги, открыв группу неудачных четверных.

Первым к Воронову присоединился американец Брэндон Мроз со своим уникальным (пока) четверным лутцем, после которого он, увы, приземлился на пятую точку. Меньшов с прыжком справился, но с каскадом - нет: сдвоил второй тулуп, а до этого упал с тройного акселя, оставив в целом совершенно удручающее впечатление. Тут уж поневоле захочешь возвращения в любительский спорт олимпийского чемпиона Турина Евгения Плющенко - чтобы хоть таким образом заткнуть дыру, зияющую в российском мужском одиночном катании не первый год.

Не получился четверной и у Гачинского: Артур недокрутил обороты и упал на приземлении. Вот и вышло, что в выигрыше остался американец Джереми Эбботт, который не рисковал, а сделал ставку на максимально чистое катание.

* * *

Заключительному виду вчерашней программы - короткому латиноамериканскому танцу - положено было стать наиболее предсказуемым, но стал он самым "валидольным". Два дуэта-фаворита, роль которых в Москве изначально отводили чемпионам мира Мэрил Дэвис/Чарли Уайту и Екатерине Бобровой/Дмитрию Соловьеву, без особых усилий обязаны были проходить в финал с первого и второго мест. Однако сначала россиян обошли канадские танцоры Кейтлин Уивер/Андре Поже. А затем Чарли Уайт рухнул на лед в самом начале танца, заставив вспомнить о том, что несколько лет назад дебют этого фигуриста на московском льду начался двумя падениями в программе.

Правда, запас прочности оказался у чемпионов мира вполне достаточным, чтобы при столь обескураживающем начале оставить лидерство за собой.

Шестой этап "Гран-при". Москва

Женщины. Короткая программа. 1. Асада (Япония) - 64,29. 2. ЛЕОНОВА - 63,91. 3. СОТНИКОВА - 57,79. 4. БИРЮКОВА - 56,30. 5. Корпи (Финляндия) - 55,81. 6. Имаи (Япония) - 55,20.

Пары. Короткая программа. 1. Савченко/Шелковы (Германия) - 68,72. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 65,17. 3. Бертон/Хотарек (Италия) - 60,30. 4. СТОЛБОВА/КЛИМОВ - 51,73. 5. Кейн/Риган (США) - 49,03. 6. Джонс/Гаскелл (Канада) - 47,76. 7. ГЕРБОЛЬДТ/ЭНБЕРТ - 47,40.

Мужчины. Короткая программа. 1. Эбботт (США) - 83,54. 2. Ханью (Япония) - 82,78. 3. Бжезина (Чехия) - 79,01. 4. Фернандес (Испания) - 78,50. 5. ГАЧИНСКИЙ - 74,73. 6. Мроз (США) - 69,35. 7. ВОРОНОВ - 61,15. 8. МЕНЬШОВ - 60,91.

Танцы. Короткий танец. 1. Дэвис/Уайт (США) - 69,94. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 61,69. 3. Уивер/Поже (Канада) - 64,45. 4. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО - 55,83. 5. Тобиас/Стагнюнас (Литва) - 52,36. 6. ПУШКАШ/ГУРЕЙРО - 52,05.

3