ЧЕМПИОНАТ МИРА
Вчера короткая программа спортивных пар завершилась серьезными неудачами двух сильнейших российских дуэтов. Вице-чемпионы мира Татьяна Волосожар и Максим Траньков пока лишь 8-е, а экс-чемпионы Европы Юко Кавагути и Александр Смирнов - 11-е. Лидируют трехкратные чемпионы мира Алена Савченко и Робин Шелковы из Германии.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Ниццы
Поздним вечером вторника, когда многочисленные зрители уже покинули арену, я увидела в сторонке от входа Нину Мозер.
- Ужасно тяжело, - сказала она, поздоровавшись. - Пожалуй, еще никогда за всю свою тренерскую карьеру я столь отчетливо не чувствовала, как напряжение висит в воздухе. Причем накрывает это ощущение только на главном катке. Входишь внутрь - и словно оказываешься в облаке стресса...
- Еще ужаснее - чужие ожидания, - помолчав, добавила тренер. Они тоже с каждым днем проявляются все сильнее. Все это так давит...
За пару часов до этого разговора в ожидании квалификационного проката Сергея Воронова я "убивала время" на резервном катке, где тренировались танцоры. Александр Жулин, поинтересовавшись прокатом Полины Коробейниковой и услышав от меня, что, за исключением каскада, он был полностью сорван, вздохнул: "Это - чемпионат мира. Иногда сам не понимаешь, что происходит: вроде все, как всегда, а не можешь двинуть ни рукой, ни ногой".
И все-таки неудачи бывают разные. Взять квалификации, в которых участвовали российские фигуристы: тот же Воронов откатался хоть и не лучшим образом, но куда более собранно, нежели Коробейникова. Но не случайно ведь, комментируя женские прокаты, олимпийский чемпион Альбервилля Виктор Петренко заметил, что спортсмену сейчас требуется целый "пакет" для того, чтобы иметь шанс бороться за победу. И отметил, что у Коробейниковой этот "пакет", безусловно, есть.
А вот прокат Воронова с этой точки зрения скорее удручал, нежели радовал, ибо произвольная программа российского фигуриста совершенно не производила впечатления удавшейся. Словно ставили ее фигуристу лет десять - двенадцать назад, когда правила позволяли не особенно заморачиваться заполнением пауз между сложными прыжками.
Когда же я высказала свои соображения вслух, наблюдая за выступлением Сергея с трибуны вместе с известным российским тренером Виктором Кудрявцевым, тот лишь вздохнул: мол, действительно жаль. Никто не ожидал, что Николай Морозов, взваливший на себя в начале сезона достаточно титанический груз в виде танцевальной пары Елена Ильиных/Никита Кацалапов, Алены Леоновой, Воронова и француза Флорана Амодио (не говоря уже о менее титулованных спортсменах), с этим грузом не справится.
Особенно обидно было понимать, наблюдая за прокатом Воронова, что именно его программы получились не очень выразительными, чтобы не сказать - неудачными. Это отнюдь не упрек: после того, как японская ученица Морозова Мики Андо выиграла в прошлом году свой второй чемпионат мира, тренер и сам говорил, что никогда не знает, начиная создавать программу, какая из постановок "сыграет", а какая провалится. По ходу нынешнего сезона Николай несколько раз менял целые куски короткой программы своего французского подопечного Амодио, а произвольную заменил ему полностью.
Сергею Воронову к чемпионату мира Николай тоже поменял одну из программ - короткую, признав тем самым, что первоначальная "футбольная" композиция оказалась откровенно неудачной. А вот произвольная программа осталась прежней. И в сочетании с достаточно невыразительным ее исполнением в квалификации оставила впечатление не очень высокой конкурентоспособности российского фигуриста.
Неведомый доселе ажиотаж вокруг парного катания сложился, кстати, во многом благодаря тому, что в Ницце на одном льду сошлись сразу несколько дуэтов, чьи "пакеты", выражаясь словами Петренко, были укомплектованы полным набором всех умений и качеств, которые требуются до победы. Столь жесткого и равного соперничества у нынешних ньюсмейкеров не было, пожалуй, еще никогда. Юко Кавагути и Александру Смирнову долгое время мешали травмы, Татьяна Волосожар и Максим Траньков не могли похвастать достаточным стажем совместного катания, а на чемпионате Европы этого сезона в Шеффилде, где названные пары должны были впервые схлестнуться в полную силу с трехкратными чемпионами мира Аленой Савченко и Робином Шелковы, Волосожар и Траньков вообще оказались в одиночестве - соперники были вынуждены отказаться от участия в последний момент: российские - в силу операции аппендицита, которую перенес партнер, немецкие - из-за травмы партнерши.
В Ницце в соперничество этого трио предположительно должен был включиться китайский ветеранский дуэт в составе двукратных чемпионов мира китайцев Цинь Пан и Цзян Тон.
* * *
Перед выходом на лед четвертой группы, в которой по жребию должны были выступать все три российские пары, лидерство захватили японцы Наруми Такахаси и Мервин Тран. Но этот сюрприз не шел ни в какое сравнение с тем, что началось на льду несколько минут спустя. Александр Смирнов, прекрасно исполнив и практически уже закончив очень сложную и интересную поддержку, внезапно упал спиной на лед, положив партнершу на себя. А следом пара ошиблась и в тодесе: в заключительном обороте Юко зацепила лед телом.
За совместное падение экс-чемпионы Европы получили штраф в два балла и весьма невысокую (чтобы продолжать рассчитывать на позицию в первой тройке) сумму.
Но знать бы, что неприятности вечера лишь начинаются! Двойное падение в самом конце программы случилось у Базаровой и Ларионова. Им повезло больше: все предписанные элементы были выполнены с единственной помаркой у партнера на приземлении с параллельного прыжка.
Но все это не шло ни в какое сравнение с расстройством вице-чемпионов мира Волосожар и Транькова, имевших лучшим результатом сезона 72,80, а получивших за прокат всего 60,48. У них не очень клеилось уже на разминке, где Таня упала с выб-роса. Этот же выброс не удался и в прокате: падения хоть и не случилось, но приземлилась Волосожар на обе ноги.
А после Траньков сел на лед при исполнении тодеса. И точно так же, как до него Смирнов и Ларионов, утянул за собой партнершу, заработав в общую кассу "-2" за двойное падение.
Ошибку можно было бы назвать "школьной", если бы это был обычный тодес. На самом деле падение произошло во время смены рук - когда все усилия партнера направлены на то, чтобы продолжать сохранять натяжение рук, вращая вокруг себя скользящую по льду партнершу. Задача эта крайне непростая: во всяком случае, часто возникающие проблемы с тодесом у Кавагути и Смирнова - следствие как раз недостаточного натяжения рук. Вот Траньков и потерял равновесие. А с ним - и шансы на победу в этом виде программы.
В заключительной разминке главный вопрос сводился к тому, сумеют ли Савченко/Шелковы и Цинь Пан/Цзян Тон избежать тотального падежа, постигшего "до кучи" и трехкратных победителей юниорских первенств мира китайцев-дебютантов Веньцзин Суй/Цун Хань. Едва немецкая пара начала программу, выдающаяся в прошлом фигуристка Елена Буянова (Водорезова) рядом со мной вслух ахнула: "Господи, да они же заходят на выброс в три с половиной оборота!"
Уникальный по сложности выброс (именно на этом элементе Савченко травмировалась в самом начале года) был выполнен на две ноги, но Водорезова тут же пресекла мое критическое по этому поводу замечание:
- Это не имеет никакого значения. Куда важнее, что Алена с Робином пошли на этот выброс, рискнули. Даже с приземлением на две ноги они сейчас получат за этот элемент столько, что вполне хватит, чтобы оторваться. Но главное даже не это. А то, что теперь всем окончательно ясно: пара уже сейчас работает не на этот чемпионат, а на Олимпийские игры. Вот за эту устремленность я уважаю ребят сильнее всего. Могли бы ведь, между нами говоря, выбросить эти три с половиной оборота, ограничиться более простым вариантом - тем более после того, как все соперники упали, и чувствовать себя в полном шоколаде. Молодцы. Просто молодцы!
Чемпионат мира по фигурному катанию. Ницца. Palais des Expositions. 28 марта. Пары. Короткая программа. 1. Савченко/Шелковы (Германия) - 68,63. 2. Цинь Пан/Цзян Тон (Китай) - 67,10. 3. Такахаси/Тран (Япония) - 65,37. 4. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 65,02. 5. Дюамель/Редфорд (Канада) - 63,69. 6. Веньцзин Суй/Цун Хань (Китай) - 63,27... 8. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 60,48... 11. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 59,59.