ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Двукратный призер чемпионатов России в танцах рассказала о работе с одним из самых известных тренеров мира
После окончания прошлого сезона Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко со своим наставником Алексеем Горшковым уехали в Кантон в группу самых успешных тренеров последнего времени в танцах на льду Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда. А после распада знаменитого тренерского дуэта продолжили работу уже в новой группе последнего в центре Novi Ice Arena недалеко от Детройта, где находятся и в данный момент.
- Как нам тут работается? Потрясающе! – воскликнула фигуристка в ответ на просьбу корреспондента "СЭ" рассказать о работе со Шпильбандом. – Правда, я настолько в восторге от Игоря, от всего, что здесь происходит, что не могу подобрать слова. Здесь потрясающие отношения между спортсменами и тренерами. С нами работает очень много профессионалов: преподаватели балета, специалисты по ОФП, многие другие. Сейчас к нам также приехала Марина Климова (олимпийская чемпионка-1992 в танцах на льду в дуэте с Сергеем Пономаренко. - Прим. Е.К.), а до этого здесь была Барбара (Фузар-Поли. - Прим. Е.К.). Насколько я знаю, она планирует еще вернуться. Работы очень много. Конечно, мы очень устаем, но все это настолько в удовольствие, что даже уставать приятно. Я так рада, что у нас появился такой шанс - сотрудничать со Шпильбандом. Он гениальный тренер.
- Про его работу ходят легенды. Опишите ваш типичный день.
- Сам Игорь приходит на лед в 6.30 утра. Но мы так рано в последнее время не начинаем (улыбается). Сначала с нами занимается его жена Эдриен, в основном над поддержками. Снимаем все на видео, просматриваем. Она дает нам какие-то идеи, исправляет недочеты. Затем мы идем работать непосредственно с Игорем, иногда час - час пятнадцать, иногда два часа. На самом деле, мы очень много времени проводим на льду. По средам, понедельникам и пятницам у нас ОФП. По вторникам и четвергам - балет, плюс с тем же специалистом мы работаем и на льду тоже. Еще у нас есть Майкл, который занимается с нами мимикой и дыханием. В общем, очень много всего интересного. С утра и до трех часов мы постоянно в движении. И мне это очень нравится. Все совершенно по-другому, не так, как было в Москве. Мне даже мама говорит, когда видит меня по скайпу: "Катя, у тебя так глаза горят!" Сама себе завидую, что я здесь.
- У Шпильбанда репутация лучшего в мире специалиста-технаря, безусловного авторитета в этой области. В техническом плане он многое вам правил?
- Мы делаем очень много новых связок между элементами, которые до этого не делали. Вначале было очень непривычно, но потом втянулись. Поняли, что все это на самом деле безумно удобно. Игорь какие-то вещи показывает нам прямо на льду. И я, честно говоря, в восторге от того, как катается он сам.
Не могу сказать, что он исправлял нам технику. Скорее дело в элементах. Те же дорожки, например, теперь смотрятся совершенно по-другому: шире, легче. А само скольжение и техника, мне кажется, у нас не особенно поменялись. Хотя я уже не очень помню, как было раньше (смеется).
- Сколько вы с Ильей и Алексеем Горшковым на данный момент находитесь в США?
- Уже, наверное, месяц, если не больше. Первый раз мы приехали в мае, провели в Кантоне недели две, успели поставить обе программы. Правда, произвольный танец в итоге заменили. Потом вернулись в Москву, был небольшой отпуск, затем сбор в Болгарии, где у меня и случилась травма руки. Мы делали поддержку - не на льду, но в коньках. Я начала спускаться вниз и оперлась рукой о пол, а Илюха начал терять равновесие и наступил мне прямо на палец. После операции не каталась дней пять, затем постепенно начала что-то делать.
Потом мы вернулись в Америку - уже к Шпильбанду. Правда, перед этим успели навестить нашу любимую Татьяну Анатольевну Тарасову. Показали видеозаписи программ. Короткий танец ей сразу понравился, а в качестве идеи для произвольного она предложила вальс из "Крестного отца". Мы показали музыку Игорю, они с Алексеем Юрьевичем (Горшковым. - Прим. Е.К.) скомпоновали ее с другими частями саундтрека этого фильма и начали ставить новый произвольный танец.
- А каким был первый вариант?
- Pink Floyd, Hey You.
- Как сейчас дела с рукой?
- Все нормально, все работает. Палец действует как полноценный, только стал немного короче.
* * *
- Если вернуться к началу, как вы с партнером и Алексеем Горшковым пришли к решению отправиться за океан к Зуевой и Шпильбанду?
- У Алексея Юрьевича и Игоря был разговор об этом, если не ошибаюсь, на чемпионате мира в Ницце. Мы все понимали, что нам нужны новые идеи, свежий подход. Что что-то надо менять. И Игорь согласился нам помочь.
- Вы называете одного Игоря просто потому, что в итоге стали работать именно с ним? Наверняка ведь договоренности изначально достигались с тандемом Зуева - Шпильбанд?
- На самом деле на том обсуждении присутствовали Алексей Юрьевич, Игорь, Марина и Илья. Но детали лучше у Ильи спросить.
- Надо думать, что их решение о прекращении совместной работы стало для вас с Ильей шоком?
- Я сначала в это даже не верила. Не думала, что такое возможно. Естественно, расстроилась, потому что было непонятно, что мы будем делать дальше и куда теперь пойдем. Но, слава богу, все наладилось. У Игоря подобралась очень хорошая группа. Чему я очень рада.
- Можно сказать, что он уже полностью обустроился на новом месте?
- Думаю, да.
- Как вам кажется, он быстро пришел в себя после случившегося? Ведь настроение тренера не может не передаваться ученикам, а он практически сразу взялся на новом месте за дело.
- Лучше этот вопрос, конечно, задать ему. Думаю, чисто по-человечески ему было неприятно оказаться в такой ситуации. Но в итоге, считаю, - он ничего не потерял. Игорь сейчас спокойно работает и, мне кажется, у него все хорошо.
- Почему вы сделали выбор в пользу Шпильбанда?
- Я изначально склонялась к Игорю. Илья тоже. Возможно, потому, что еще в Кантоне мы больше работали именно с ним.
- Ходит много версий того, почему случился этот разрыв. В том числе говорили, что Шпильбанд обеспокоен слишком большим количеством учеников. Или что он хочет работать со своими собственными отдельно. В мае вы замечали признаки чего-то подобного?
- Нет. Все работали, у всех были свои дела. Я не замечала, чтобы Игорь кому-то уделял меньше внимания, а кому-то - больше. И особенно не углублялась в подобные вещи. Поэтому могу сказать, что знаю об этой истории не больше, чем другие.
* * *
- Каковы ваши дальнейшие планы? Нынешний сбор в США - заключительный или вы думаете вернуться в Нови до начала сезона или по ходу него?
- В планах у нас, конечно же, вернуться. Надеемся сделать это в начале октября, чтобы готовиться к старту в серии "Гран-при".
- Как вы сами определяете нынешнюю ситуацию: у вас теперь два тренера или работа со Шпильбандом все-таки скорее консультационная?
- Я бы сказала, что у нас два тренера: Игорь и Алексей Горшков.
- Шпильбанд будет ездить с вами по турнирам?
- Мы это еще не обсуждали, но надеюсь, что будут ездить оба. Хотелось бы и Игоря, и Алексея Горшкова видеть рядом. Я уже так привыкла: кажется, будто мы много лет так работаем.
- Наверняка вы с нетерпением ждете возможности показать результаты своей работы на контрольных прокатах в России. Есть ощущение, что тем, кто будет их оценивать, все понравится?
- Сложный вопрос. Но я надеюсь, что все будут настроены положительно. Считаю, что у нас очень хорошие программы, очень сильные. И что мы сами заметно прибавили и в скольжении, и эмоционально. Думаю, отзывы будут хорошими.
- Можно ли сказать, что у вашего дуэта появится новый стиль?
- Программы у нас, конечно, совершенно другие по сравнению с тем, что было раньше. Музыку для короткого танца изначально нам предложили Марина с Игорем. Сказали, что видят нас в этой музыке, и нам, по их мнению, она очень подходит.
- Когда вы с Ильей только приехали к Шпильбанду и Зуевой, с чего началась работа? Что первым делом они попросили вас поменять?
- На самом деле они не говорили, что нужно менять что-то конкретное. Скорее сама обстановка многое в нас поменяла. Сказали только, что в плане скольжения нужно быть легче, кататься более мощно. Мне кажется, у нас это получилось.
- В группе Шпильбанда этим летом также тренируется итальянский дуэт Анна Каппеллини/Лука Ланотте. Как вам с ними работается?
- Хорошо. Здесь вообще сложилась очень приятная атмосфера, где все друг друга поддерживают. Кататься здесь очень приятно.
- Вы воспринимаете итальянцев как сильных спарринг-партнеров?
- Естественно!
- Чему у них можно поучиться?
- Да многому. Артистизму, например. Когда ты смотришь на соперников и знаешь, что будешь в дальнейшем с ними соревноваться, это тебя подстегивает. Не хочется ведь даже на тренировках выглядеть хуже! Может быть, именно этого нам и не хватало в Одинцове, где в прошлом сезоне мы были единственной взрослой парой. Нам не за кем было тянуться.
- В глубине души вы не жалеете, что все сложилось именно так и что за Шпильбандом не ушел кто-то из трех ведущих дуэтов их с Зуевой группы, и у вас с Ильей нет возможности работать рядом с Тессой Вирту/Скоттом Моиром или Мэрил Дэвис/Чарли Уайтом?
- Даже не знаю. Наверное, действительно было бы интересно поработать с ними на одном льду. Но не могу сказать, что я об этом жалею. На это просто нет времени: у нас есть большой план работы, составленный Игорем, и думать о чем-то другом, кроме тренировок, не получается.
- Если ваша общая работа даст те результаты, на которые все рассчитывают, вы будете готовы перебраться в Штаты, скажем, в олимпийский сезон?
- Я только за. Если честно, мне вообще не хочется отсюда уезжать. Было бы здорово работать здесь и дальше. Как бы я ни скучала по семье и друзьям, понимаю, что нам с Ильей это нужно. Этим летом мне даже свадьбу брата пришлось пропустить. Обидно, конечно, но моя семья тоже за меня рада.
- Задала этот вопрос потому, что когда из Одинцова в США уехали Оксана Домнина и Максим Шабалин, после каждого их интервью создавалось впечатление, что на новом месте они откровенно мучаются.
- У нас все не так.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА