7 декабря 2012, 00:34

Елена Буянова: "Купить билет на каток в Сочи не так просто"

ГРАН-ПРИ. Финал

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Сочи

Известный российский тренер Елена Буянова (Водорезова) приехала в Сочи с единственным учеником - Максимом Ковтуном. В юниорский финал "Гран-при" он отобрался с максимальным количеством очков и приехал в Сочи с конкретной целью: биться за победу. Сразу после вчерашней утренней тренировки я попросила Буянову рассказать о своем подопечном.

- Мы здесь впервые, поэтому переполнены впечатлениями, - призналась моя собеседница. - Каток просто сумасшедший и очень всем нравится - он "мягкий", уютный глазу. Прекрасно подготовлен лед. Приятно, что организаторы позаботились не только о спортсменах, но и о тренерах: есть где перекусить, отдохнуть. Мы ведь в отличие от фигуристов проводим на катке весь день.

- Кто-то из ваших коллег отметил, что лед "Айсберга" очень быстрый. Что это означает?

- Вообще-то я не люблю рассуждать на тему льда. Считаю, что надо кататься на том, который есть. Это ведь та самая вещь, которую ни спортсмены, ни тренеры не могут изменить. Бывает, действительно, что лед не очень удобный - вязкий. У такого всегда есть отличительная особенность - матовая поверхность. В Сочи, насколько я успела понять, лед другой. И одиночники, и танцоры, и парники отмечают, что он "толкучий", плотный, но не хрупкий. Не знаю, от чего это зависит. Про плохой лед сразу понятно, чем именно он плох.

- А можете назвать какие-то российские арены, где лед особенно хорош?

- Очень качественный лед в Саранске, в Казани - то есть там, где катки профессионально используются фигуристами и хоккеистами. "Рабочие" дворцы автоматически подразумевают профессиональную подготовку льда. В Сочи спортсменов после каждой тренировки спрашивают об ощущениях, интересуются их пожеланиями. Видно, что людям, которые занимаются подготовкой льда, очень важно как можно быстрее добиться максимального качества.

- Мы уже говорили с вами о том, что Ковтун попал в нынешнюю серию "Гран-при" достаточно случайно. Как вы оцениваете его подготовку сейчас?

- Все, что происходило с Максимом в этом сезоне, - это действительно стечение достаточно большого количества обстоятельств. Когда он появился у меня в группе, на меня обрушился шквал телефонных звонков от коллег, которые в ужасе спрашивали: "Зачем тебе это надо? Ты понимаешь, с кем связалась?"

- Такое ощущение, что вы брали в группу не спортсмена, а монстра.

- Примерно так я себя тогда и чувствовала. И была в полном шоке, обнаружив, что по характеру Максим - очень внимательный и отзывчивый парень. У него множество замечательных качеств. И, видимо, удивительная способность оказываться не в тех местах и не в то время. Во всяком случае, ситуацию, в результате которой Ковтуна выгнали летом из прежней группы и исключили из всех списков федерации фигурного катания, я объясняю для себя именно этим. Сильнее всего меня подкупила в нем нацеленность на работу.

- Может быть, он просто очень старался вам понравиться, зная, что взят с испытательным сроком?

- Не важно. Я увидела, как сильно человек стремится добиться результата и на что он способен. Давно не приходилось наблюдать такого рвения в тренировках. Помню, мы с Аделиной Сотниковой уехали на соревнования в Японию, а Максиму я просто написала на это время план самостоятельной работы. С тем расчетом, что если он выполнит половину - уже будет хорошо. Он сделал все, что было написано, даже больше. Когда мне об этом рассказывала хореограф Ирина Тагаева, я видела, что она тоже в шоке от впечатлений.

- Ковтун пришел к вам в группу, уже владея четверным прыжком?

- Да. Сказал, что в прошлом сезоне прыгал его на тренировках и один раз - на соревнованиях. В этом сезоне он успешно прыгнул четверной на этапе "Гран-при" в Хорватии. Сначала Максим был отстранен Российской федерацией фигурного катания от всех этапов "Гран-при" - в наказание. Потом, посмотрев на него на прокатах, руководство решило все-таки дать ему шанс. Таким образом мы и "ухватили" два последних этапа - в Хорватии и Германии. Первое из этих выступлений получилось очень впечатляющим: Ковтун откатался мало того что с четверным, но и вообще без единой ошибки. Теперь мне очень интересно посмотреть, как он поведет себя в финале. Все-таки по накалу это совсем другой уровень.

- Насколько самостоятелен ваш подопечный в соревнованиях?

- Пока я больше наблюдаю за ним, нежели что-то подсказываю. Накапливаю информацию. Вижу, например, что Максим разминается меньше, чем другие спортсмены, - так привык. Какие-то вещи он прокручивает не столько на льду, сколько в голове. По натуре Ковтун - прежде всего технарь. Я раньше никогда не присматривалась к нему и не знала, например, что в детстве Максим какое-то время катался у Алексея Мишина. А это, согласитесь, говорит о многом: прыжковая техника с самого начала поставлена очень правильно. Нельзя сбрасывать со счетов и ту работу, через которую Макс прошел в группе Николая Морозова.

- В какой степени вы присматриваетесь к потенциальным соперникам Ковтуна в Сочи?

- Для Максима главное - не смотреть на соперников, а просто сделать все, что он умеет. Могу признаться честно: мне важно не столько место, которое он займет, сколько катание. Прежде всего это касается произвольной программы - она у Ковтуна абсолютно взрослая. Да и вообще я подхожу к нему исключительно с позиции взрослых мерок.

- Короткая программа, получается, не так важна?

- По правилам ISU юниоры не имеют права исполнять в короткой программе четверной прыжок. Это в нашем случае определенный минус, потому что на чемпионате России мы собираемся включить четверной и в короткую программу тоже. Надо ведь думать о том, чтобы бороться за место в сборной.

- Это ваша тренерская позиция?

- Максим одержим этой мыслью гораздо сильнее, чем я. И совершенно правильно считает, что каких-то явных фаворитов, за исключением Евгения Плющенко, в российском мужском одиночном катании на данный момент нет. Тем более что наша страна имеет три места на чемпионате Европы.

- Возвращаясь к финалу "Гран-при": для вас имеет значение, пройдут соревнования при зрителях или в пустом зале?

- Со зрителями, безусловно, кататься приятнее. Мое поколение вообще избаловано в этом плане: куда бы мы ни приезжали во время туров по стране, дворцы всегда были забиты публикой под завязку. Но не думаю, что на этот раз зрителей окажется много. Приехав в Сочи, я неожиданно узнала, что здесь находится моя родная тетя - лечится в санатории. Она попросила меня помочь с билетами, я, естественно, пообещала, но выяснилось, что это не так просто. Основной офис по продаже билетов находится в "большом" Сочи, и никто так и не смог мне объяснить: каким образом те, кто приедет прямо на каток, сумеют приобрести билеты. Я даже расстроилась. Знаю, что и в санатории, где сейчас живем мы, очень многие с удовольствием сходили бы на соревнования. Но как?