ЧЕМПИОНАТ МИРА
Стартовый вид программы ЧМ-2013 - короткую программу спортивных пар - вчера уверенно выиграли наши: Татьяна Волосожар и Максим Траньков
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Лондона
Едва дошло дело до выступлений заключительной четверки, сенсация не заставила себя ждать. Ее авторами стали канадцы Меган Дюамель/Эрик Рэдфорд, показавшие лучший прокат своей совместно-фигурной жизни. Это легко угадывалось как по их собственной реакции, так и по реакции тренеров, одним из которых является знаменитый в Канаде Ришар Готье - соавтор олимпийской победы в Солт-Лейк-Сити Джеми Сале/Давида Пеллетье.
В многочисленных прогнозах на мировое первенство только ленивый не написал, что золотые медали будут разыграны лишь двумя дуэтами - первым из российских и четырехкратными чемпионами мира Аленой Савченко и Робином Шелковы, выступающими за Германию. Причем роль наиболее вероятных фаворитов в подавляющем большинстве случаев отдводилась Волосожар и Транькову. Если бы на раздачу медалей ЧМ оказывали решающее влияние тренировки, золото еще за день до начала соревнований действительно следовало бы безо всяких обсуждений отдать Татьяне и Максиму. Про ту спортивную форму, какую они продемонстрировали накануне старта, принято говорить: "Звенят"!
Но вот парадокс, неоднократно подтверждавшийся практикой: чем более яростной бывает дуэль фаворитов, тем выше шанс, что вперед проскочит кто-то третий, из числа "темных лошадок", или просто спортсменов второго эшелона. Логика тут проста: лидеры вынуждены постоянно идти на риск: усложнять и без того сложные программы, наращивать скорость. Простыми словами - играть с огнем. Экстрима добавляет постоянное нервное напряжение, которое на столь крупных соревнованиях активизируется даже тогда, когда ты просто видишь соперника. Плюс - ответственность, подогреваемая болельщиками, прессой, да и собственными, уже накопленными титулами.
Вероятность ошибок в подобных ситуациях только растет. И расхожая фраза "справиться с собой" означает на самом деле всего лишь способность выбросить все перечисленное из головы. Кататься, как на тренировке. Но это просто лишь на словах...
В трех первых группах не произошло ровным счетом ничего примечательного за исключением неожиданно уверенного выступления французского дуэта Ванесса Джеймс/Морган Сипре. Ванессу можно считать француженкой весьма условно: родилась в Канаде, имеет, помимо французского паспорта гражданство Великобритании, папа - подданый Бермуд. Выступала с Янником Бонне (фигуристы вошли в историю, как первый полностью темнокожий дуэт в парном катании) и даже принимала участие в Олимпийских играх в Ванкувере.
Почти сразу после того, как три года назад Ванесса встала в пару с Сипре фигуристы отправились на двухмесячную стажировку в Монреаль к уже упомянутому Ришару Готье. Именно Готье (по словам спортсменов) научил их всем базовым навыкам, причем научил прекрасно. Что и было продемонстрировано в Лондоне.
Стартовая жеребьевка оказалась менее всего благосклонной к четырехкратным чемпионам мира. Алена Савченко вытащила себе и партнеру 12-й стартовый номер, в то время как все без исключения соискатели призовых мест расположились ниже. Немцы и стали той парой, которая установила ориентир - 73,47.
Неудачно сложившееся для Юко Кавагути и Александра Смирнова начало сезона предсказуемо отбросило пару Тамары Москвиной в число тех, чьи претензии на подиум изначально расценивались не слишком высоко. На чемпионате Европы в Загребе питерские фигуристы остались пятыми, причем были на этой позиции и в короткой, и в произвольной программах. Выступление в Лондоне в среду давало им в определенном смысле последний шанс доказать, что выбор для короткой программы одного из наиболее знаменитых вальсов Штрауса не являлся ошибкой.
Претензии многочисленных критиков к постановке заключались, в общем-то, в одном: Кавагути и Смирнов, успевшие вместе с Москвиной приучить мир к разнообразию и изысканности своих композиций, остановились в олимпийском сезоне на абсолютно предсказуемом, классическом и порядком заезженном в мире фигурного катания варианте, который стал блестящей иллюстрацией старой истины: классика не прощает ошибок. Даже напротив, подчеркивает их.
Вот и получилось, что Кавагути и Смирнов с так любимым Юко вальсом в определенном смысле начинали уступать соперникам, еще не выходя на лед.
В Лондоне Кавагути и Смирнову впервые удалось исполнить программу так, как она была задумана: легко и чисто. Не будь на них негласного клейма аутсайдеров, они, не исключаю, вполне могли бы оказаться впереди четырехкратных чемпионов мира. Во всяком случае, несправедливым это точно не выглядело бы...
Заключительная тренировка группы, в которой катались все три российских дуэта, пользовалась большой популярностью. Очень коротко резюмировал увиденное олимпийский чемпион Олег Васильев, заметив, что Кавагути и Смирнов выглядят лучше, чем в январе перед чемпионатом Европы, Вера Базарова и Юрий Ларионов хороши, но заметно, что слегка осторожничают, а Волосожар и Траньков - просто выше всех похвал. Одно слово: фавориты!
Больше всего тревоги у российских тренеров вызывали, конечно же, Базарова и Ларионов. Насколько серьезной оказалась полученная Верой на тренировке в Детройте травма бедра оставалось только догадываться. Хотя сам факт, что из Детройта Вера уехала раньше, и не в Лондон, а в Нью-Йорк - в клинику спортивной травмы (и уже оттуда прилетела к месту соревнований), позволял понять масштаб проблемы, не задавая спортсменке лишних вопросов.
В свое время, помню, меня покоробило совершенно бездушное (как тогда казалось) отношение Татьяны Тарасовой к травме Алексея Ягудина. На вопрос, как ее спортсмен себя чувствует, Тарасова тогда достаточно жестко ответила, что не спрашивает Алексея об этом. И тут же перевела разговор на другую тему.
Потом, правда, объяснила: не спрашивает - потому что соревнования уже начались. И если спортсмен решил в них участвовать, то не имеет никакого значения, болит у него что-то, или нет. Понятно же, что болит, и болит сильно. Но заставлять человека лишний раз задумываться об этом, задавая вопросы, уже совершенно ни к чему - только во вред.
Осторожность пошла Базаровой и Ларионову на пользу. Из их катания полностью ушли лишние движения и композиция стала восприниматься еще более отточенно. Правда, избежать ошибок все-таки не удалось.
Волосожар и Траньков, напротив, гораздо более раскованно выглядели днем раньше - на тренировке. Но применительно к лидерам, да еще имеющим последний стартовый номер, некоторая скованность была совершенно объяснима: уж слишком много раз у этой пары случались ситуации, когда эмоции провоцировали неожиданные и крайне нелепые ошибки. Главное же заключалось в том, что на этот раз ошибок не было. Они - первые!
Чемпионат мира по фигурному катанию. Лондон (Канада). Будвайзер Гарден Арена. Пары. Короткая программа
1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 75,842. Дюамель/Рэдфорд (Канада) - 73,61. 3. Савченко/Шелковы (Германия) - 73,47. 4. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 69,98. 5. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 69,25 6. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) - 63,95. 7. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 61,91.