1 февраля 2015, 12:44

Российский бенефис на глазах Липницкой и Сотниковой

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

На чемпионате Европы российские одиночницы заняли весь пьедестал почета.

Тотальный триумф российских одиночниц, занявших в субботу весь пьедестал европейского первенства, всколыхнул ностальгические воспоминания: в последний раз такое происходило на европейских первенствах 13 лет назад. Чемпионат-2002 был четвертым подряд, где российскими оказались все три медали. Но по уровню конкуренции и жесткости борьбы за золото, вряд ли можно поставить любой из тех турниров в один ряд с нынешним.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Стокгольма

Победа Елизаветы Туктамышевой не столько прогнозировалась, сколько желалась. После всех невзгод, которые пришлось пережить, Лиза действительно заслуживала триумфа, как никакая другая спортсменка. В то же самое время все понимали: будет тяжело. Слишком свежими оставались не столь давние воспоминания о декабрьском чемпионате России, где Туктамышеву при фактически безупречном прокате обошла недавняя юниорка Елена Радионова. Причем сделала это столь непринужденно и игриво, что сложно было не растеряться: а чем побеждать-то?

Похожие мысли появлялись и в Стокгольме, когда Радионова стала первой в короткой программе. Козыри дебютантки были налицо: каскад 3+3 из лутца и тулупа (против тулупа-тулупа у Лизы), два других прыжка во второй половине программы – и вот оно то самое преимущество, которого не нашлось у подопечной Алексея Мишина.


Елена РАДИОНОВА. Фото AFP

В произвольной программе Радионова выступала раньше и это опять же виделось, как козырь: прокат вышел идеальным, соответственно сюжет дальнейших событий свелся к конфетному: "А ну-ка отними!".

Уже потом тренер 16-летней вице-чемпионки Инна Гончаренко скажет, что сама совершенно не считает выступление ученицы идеальным. Что Лена могла, а главное – должна была кататься лучше. Наверное, Радионова тоже понимала это: когда спортсменка при видимой безошибочности катания горько рыдает в коридоре, узнав, что не сумела победить, это говорит о многом. Но факт остался фактом: при менее высокой базовой сложности Туктамышева получила более высокую техническую оценку благодаря высокому качеству исполнения элементов, и незначительно превзошла соперницу в артистически-хореографическом мастерстве – второй оценке.

Поздно вечером, когда мы обсуждали с Мишиным произвольные прокаты, тренер сказал:

– В программе Туктамышевой заложено достаточно много резервов, и я сейчас не имею в виду тройной аксель. Просто в работе с Лизой я изначально не хотел никаким образом прыгать выше головы и как-то форсировать результат. Мне прежде всего важна стабильность. И качество элементов. Хочу, чтобы Лиза привыкла к тому, что она может кататься без ошибок в каждом турнире, понимая при этом, что ситуация в ее руках, а не в руках соперниц.


Елизавета ТУКТАМЫШЕВА. Фото AFP

Качество прыжков Туктамышевой стало в Стокгольме отдельной темой для обсуждения. То, что спортсменка прыгает так высоко, мощно и амплитудно, как никто в мире, понимали и признавали все. При этом – парадокс: оценки, полученные чемпионкой за прыжки, отражали это крайне слабо.

Формально это можно объяснить: для того, чтобы получить от судей максимальную надбавку за элемент (+3) фигурист должен выполнить достаточно много требований в заходе на прыжок, выезде из него и так далее. Но получается, что в этом перечне сам прыжок становится уже чем-то второстепенным. Даже в том случае, если в момент его исполнения зал теряет дар речи.

По предварительно заявленной сложности программа чемпионки была, кстати, лишь третьей: в этом аспекте Лизу била и третья российская участница – Анна Погорилая. Третье место – прекрасный результат для дебюта, правда само катание немножко подвело спортсменку: ее заметно пошатывало на приземлениях, были ошибки.


Анна ПОГОРИЛАЯ. Фото AFP

После того, как медали были вручены и улеглись восторги, впору было задуматься: если олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова и чемпионка Евопы-2014 Юлия Липницкая собираются возвращаться на лед в следующем сезоне, не получится ли так, что ни та, ни другая не сумеют пробиться в национальную команду? Мест-то всего три!

Обе спортсменки присутствовали на чемпионате Европы в качестве гостей, поэтому вопрос об их потенциальном возвращении возникал чаще, чем мог бы в любой другой ситуации.

Сотниковой, безусловно, проще: травма голеностопа, выбившая спортсменку из строя перед самым началом соревновательного сезона, почти залечена, Аделина уже приступила к двухразовым тренировкам, помимо которых по четыре часа в день проводит в танцклассе, работая с хореографами профессиональных бальных танцев. Наверное ей было бы по силам, бросив все лишнее, успеть подготовиться к чемпионату мира, но это значило бы форсировать подготовку, причем с не очень предсказуемыми последствиями. По этому поводу тренер спортсменки Елена Буянова высказалась предельно четко: "Ноги – это хлеб фигуриста, его жизнь. Поэтому Сотникову я не выпущу на старт до тех пор, пока она не будет полностью восстановлена и готова к нагрузкам".

Главное же заключается в том, что у Аделины уже имеется тот титул, ради которого, собственно, она когда-то пришла в фигурное катание. Это я вовсе не к тому, что карьеру можно не продолжать. Просто на данном этапе личная олимпийская победа Сотниковой в Сочи – это та самая подушка безопасности, которая сильно поддерживает психику спортсмена во всех смыслах: не приходится терзаться мыслями "А вдруг я не вернусь, что тогда?"

Другой вопрос – что подобная "страховка" способна превратиться в неподъемный балласт, если, вернувшись, спортсмен перестает чувствовать себе конкурентоспособным. Но тут опасения как минимум преждевременны.

У Липницкой ситуация сложнее. Титул победительницы командного олимпийского турнира (особенно с учетом того, что Юля внесла в ту победу колоссальный вклад) как бы обязывал фигуристку продолжать оставаться на вершине, но не получилось: сезон спортсменка начала и преждевременно закончила чередой достаточно болезненных неудач, к которым добавился серьезный конфликт с собственным тренером – Этери Тутберидзе. "Перемирие", заключенное при участии высших руководителей спорта, означает, как мне кажется, лишь то, что тренеру и повзрослевшей спортсменке надо учиться заново работать вместе. И неясно, для кого этот процесс может оказаться сложнее: Тутберидзе уже не раз доказывала, что прекрасно умеет управляться с "солдатами-юниорами", но привычные методы нередко дают сбой, когда из безропотного "винтика" начинает вырастать самостоятельно мыслящая личность.


Российский пьедестал. Фото AFP

Можно, конечно, сказать, что эти умозаключения сильно рушит прошлогодний успех Сергея Воронова, но он стоит особняком по достаточно простой причине: спортсмен пришел в группу уже сложившимся человеком, причем пришел к тренеру как раз за "кнутом" и жесточайшей дисциплиной, прекрасно понимая, что это – единственный шанс удержаться на плаву под самый занавес карьеры.

Липницкой же нужно искать себя. Причем возвращаться следовало бы уже в следующем сезоне, чтобы не отстать слишком сильно даже не от нынешних чемпионок. А от тех, кто к ним добавится и не факт что будет менее опасен.

Можно, конечно, задать вопрос: "А зачем?" Формально у спортсменки есть тот же самый титул олимпийской чемпионки (совершенно неважно, что речь идет лишь о командном первенстве), позволяющий ей вообще отказаться от спортивной карьеры в любой момент. Просто это противоречило бы самому характеру Липницкой – тому самому характеру, за который год назад в нее влюбился весь мир.

А главное – Юля очень нужна этому миру. Чтобы убедиться в этом, достаточно было посмотреть, как в пятницу у одного из входов на стадион увидев спортсменку, взревела и кинулась за автографами и совместными фотографиями огромная толпа болельщиков, совершенно не замечающих, что в шаге от Юли стоит еще одна ничуть не менее титулованная фигуристка. Так не реагируют, если человек всего лишь хорошо катается на коньках – даже если при этом он что-то выигрывает.

Чемпионат Европы. Стокгольм. "Глобен-Арена". 31 января. Женщины. Итог. 1. ТУКТАМЫШЕВА – 210,40. 2. РАДИОНОВА – 209,54. 3. ПОГОРИЛАЯ – 191,81.

34