27 ноября 2015, 13:10
Если рассуждать исключительно с профессиональной точки зрения, гораздо более знаковым достижением я бы назвала не общий результат японца, а сумму, которую Ханю набрал за технику. Вплоть до выхода олимпийского чемпиона на лед все шло к тому, что в Нагано повторится сценарий Пекина, где недавний юниор Боян Цзинь прыгнул в короткой программе два четверных прыжка, первый из которых (лутц) был исполнен в уникальном каскаде, и зафиксировал вторую техническую сумму за всю историю – 53,76, обыграв в технике действующего чемпиона мира Хавьера Фернандеса.
В пятницу китаец поднял планку еще выше, набрав за технику абсолютно рекордные для мужского катания 56,50. И было крайне интересно, чем сумеет на это ответить официальный фаворит.
Короткая программа была коньком японца даже в те времена, когда на произвольный прокат Юдзуру банально не хватало сил и выносливости. Он первым сумел набрать в этом виде более ста баллов. Произошло это на Олимпийских играх в Сочи, причем отнюдь не было случайным стечением обстоятельств: двумя месяцами ранее Ханю вплотную подобрался к этому рубежу в финале "Гран-при", где до заветной "сотни" не хватило всего 0,16.
Другими словами, со времен перехода к Брайану Орсеру короткая программа была для фигуриста своего рода стратегическим оружием, почти не дающим осечек.
Первое фиаско этого сезона случилось на почти что домашнем этапе в Канаде: Юдзуру внезапно остался и без сольного четверного прыжка, и без каскада, которые были экспериментально запланированы во второй части программы. "Внезапно" – поскольку ничто не предвещало неудачи: прокат начался с чистейшего тройного акселя, за который Ханю при базовой стоимости прыжка 8,50 получил максимально возможную сумму – 11,50.
В Нагано команда олимпийского чемпиона решилась на новый эксперимент: Юдзуру добавил в короткую программу второй четверной прыжок.
Наверное, можно было бы удивиться такому ходу: зачем человеку, способному в рабочем режиме набирать за программу сотню баллов, головная боль в виде дополнительного риска? Полагаю, что именно Орсер был первым, кто четко просчитал, что имея в соперниках такого фигуриста, как Боян Цзинь, совершенно не стоит ждать милостей от природы, одарившей Ханю гораздо щедрее большинства соперников, и пускать процесс на самотек. А нужно выжать из возможностей подопечного максимум. Иначе говоря, получить шанс не просто ввязаться в мужскую техническую гонку, принявшую с появлением на взрослом льду феноменально прыгучего китайца, но и возглавить ее.
Наверняка Орсер, как человек, знакомый с большим спортом во всех его проявлениях, прекрасно понимал, как быстро способен прогрессировать Боян Цзинь. Система подготовки спортсменов в Поднебесной уже много лет фактически не имеет слабых мест ни в части селекции, ни в плане тренировочной стратегии. Это касается абсолютно всех видов спорта, причем зимним дисциплинам в связи с "домашними" Играми в 2022-м сейчас придается особенное значение.
Собственно, это прекрасно иллюстрирует прогресс Боян Цзиня в этом сезоне. Так что второй четверной Ханю был всего лишь вынужденной необходимостью.
Мера оправдала себя: второй четверной, прекрасно вписанный в хрустальную шопеновскую постановку, был выполнен почти идеально и позволил Ханю превзойти Бояна Цзиня в технике – 59,44. А ведь вплоть до выхода на лед олимпийского чемпиона это представлялось не очень реальной задачей.
Ну а мужской рекорд коротких программ вырос до недосягаемой величины. Не думаю, что Боян Цзинь (при всем уважении к китайским спортивным технологиям) сумеет в этом сезоне дорасти до того уровня, чтобы сравняться с тем же Ханю, Фернандесом или Патриком Чаном по второй оценке.
С другой стороны, один удачный прокат программы с двумя четверными прыжками - это всего лишь один удачный прокат. Так что Ханю по-прежнему есть что доказывать миру.
НАГАНО (Япония). "Гран-при". Мужчины. Короткая программа. 1. Ханю (Япония) – 106,33. 2. Цзинь Боян (Китай) – 95,64. 3. Мура (Япония) – 88,29. 4. КОВТУН – 82,27. 5. Бржезина (Чехия) – 81,64. 6. МЕНЬШОВ – 79,79.