12 декабря 2015, 23:10

Те, кому повезло

"ГРАН-ПРИ". Финал

Обозреватель "СЭ" пытается понять, чем наши танцоры хуже тех, кому они проиграли, ностальгирует по временам Тессы Вирту и Скотта Моира и объясняет, почему финал "Гран-при" никогда не будет отражать реального соотношения танцевальных сил

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Барселоны

Начну, пожалуй, с конца. Победителями танцевального турнира во второй раз подряд стали канадцы Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, хотя с таким же успехом это место могли занять чемпионы мира и Европы-2014 Анна Каппеллини/Лука Ланотте. Или Майя с Алексом Шибутани. Или вице-чемпионы мира Мэдисон Чок/Эван Бейтс. Словом, это был тот самый случай, когда при абсолютно равном прокате, или, если хотите, отсутствии явного лидера, кто-то становится первым, а кто-то четвертым. И решает это уже не столько класс катания, сколько вкусовщина и человеческий фактор. Или какие-то подковерные течения, что по большому счету не меняет дела. Одни выигрывают, остальным не повезло. Точка.

Финал "Гран-при" коварен еще и регламентом: тем, что шесть пар разделены на две группы. Силы соперников могут быть сколь угодно равными, но понятие сильной и слабой разминок в фигурном катании никто не отменял. Рискну сказать, что оно давно и прочно укоренилось в сознании как судей, так и зрителей со стажем.

На выходе же получается парадоксальное: прекрасно откатавшиеся Майя и Алекс Шибутани остались четвертыми, проиграв в произвольном танце всего 0,1 Чок/Бейтсу и 0,42 – итальянцам. Могло это стать следствием того, что подопечные Марины Зуевой каталась в более слабой группе? Да запросто!

Со спортивной точки зрения заключительный из стартов чемпионской серии всегда значил не очень много. Для спортсменов это скорее некий бонус – возможность заработать неплохие деньги. К тому же победа в финале никогда не была гарантией того, что в сезоне уже окончательно определился лидер. Самым титулованным по меркам "Гран-при" танцевальным дуэтом были американцы Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, сумевшие победить в пяти финалах подряд, начиная с сезона-2010, но чемпионами мира американцы стали за этот срок лишь два раза.

Кейтлин УИВЕР и Эндрю ПОЖЕ. Фото AFP
Кейтлин УИВЕР и Эндрю ПОЖЕ. Фото AFP

Можно вспомнить времена более ранние. Посмотреть на имена и лишний раз убедиться в том, что декабрьские чемпионы крайне редко дотягивали на победной волне до марта.

Другой вопрос, что и на этом празднике мы умудряемся стать чужими. Разница в 15,93 между победителями и чемпионами Европы-2013 Екатериной Бобровой/Дмитрием Соловьевым была в субботу слишком красноречива, чтобы искать какие-то аргументы в защиту.

Конечно же мне, как и многим болельщикам пары, отчаянно хочется добавить к этой фразе слово "пока". В конце концов, танцоры пропустили год, партнер боролся с очень тяжелой травмой, но несмотря на это восстановился до такого уровня, что сейчас пара имеет в своем активе более чем солидную техническую базу произвольного танца – 40,50. Столько же – у Каппеллини/Ланотте, у всех остальных эта цифра ниже. Соловьев честно признался после проката, что доволен выступлением, и его можно было понять: тренироваться Катя с Дмитрием начали лишь в июле, этих месяцев хватило, чтобы попасть в финал "Гран-при" и смею думать хватит, чтобы отобраться в сборную, но ничего выдающегося в этом сезоне от танцоров ждать скорее всего не приходится – они понимают это и сами.

Другой вопрос, что дело не только в готовности. Но и в том, что российские танцы, если говорить о них в целом, давно выпали из тренда: при равном соотношении мировых сил (а оно реально равное, несмотря на феноменальный взлет в прошлом сезоне французов Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона) "на коне" оказывается тот, кто способен удивить. Неважно чем: чистотой шагов, скоростью, поддержками – но обязательно удивить, обратить на себя внимание. Произвести, как сейчас модно говорить, "вау-эффект". Именно поэтому, собственно, год назад "выстрелили" французы.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ и Екатерина БОБРОВА. Фото REUTERS
Дмитрий СОЛОВЬЕВ и Екатерина БОБРОВА. Фото REUTERS

В отношении наших пар из года в год наблюдается одна и та же картина: либо идет эксплуатация одних и тех же идей и элементов, либо интересные находки настолько недоработаны, что становятся для фигуристов помехой, а не преимуществом. В целом же все сводится к борьбе дуэтов между собой за место под российским солнцем. На более высоком уровне пределом мечтаний становится разве что бронза.

Все это, безусловно, началось не сейчас: в годы доминирования в танцах Тессы Вирту/Скотта Моира и Дэвис/Уайта получить бронзовую медаль было заветной мечтой всех остальных дуэтов мира. Но то, согласитесь, были совсем другие, вызывающие ностальгию времена, которые прошли под знаком великого тренерского сотрудничества – Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой.

Такие тандемы, где один специалист совершенно блистательно дополняет другого – большая редкость в спорте. Как и идеально сочетающиеся партнеры в танцах, какими были канадские и американские олимпийские чемпионы. Возможно, так вообще было угодно кому-то свыше, чтобы эта четверка спортсменов совпала по времени именно с этим тренерским дуэтом. Вместе они сделали столько, что воспоминаний об этом грандиозном сотрудничестве хватит еще не одному поколению болельщиков.

Но сказка закончилась. А с ней закончился и великий, недосягаемый для всех прочих результат. Он стал обычным.

БАРСЕЛОНА. "Гран-при". Финал. Танцы. Итог. 1. Уивер/Поже (Канада) – 182,66. 2. Чок/Бейтс (США) – 177,55. 3. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 176,37. 4. М.Шибутани/А.Шибутани (США) – 174,92. 5. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ – 166,73. 6. Хаббл/Донохью (США) – 163,20.

1