ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Братиславы
"Могла бы откататься лучше", – прокомментировала в микст-зоне свой первый прокат взрослого чемпионата Европы Евгения Медведева. Спортсмены любят дежурно употреблять эту фразу, хотя достаточно очевидно: если откататься лучше не получилось, значит, сделать это спортсменка просто не могла. Хотя старалась, наверняка: в той компании российских фигуристок, что сейчас сложилась в сборной, не стараться нельзя – сметут.
КОГДА СТАРАНИЕ ИДЕТ В МИНУС
В этом первом соревновании европейского чемпионата многое было известно заранее. Например, то, что первые три позиции разыграют между собой именно представительницы России. Что будет крайне удивительно, если кто-либо из остальных соперниц сумеет преодолеть достаточно привычный для россиянок уровень в 70 баллов, причем удивительно по объективным причинам: наиболее высокий личный рекорд среди остальных участниц имела француженка Беренис Маите – 61,62. А вот предположить, что ни одно из трех российских выступлений не получится идеальным как-то не приходило в голову. Но получилось именно так.
Формально Радионовой стоило первого места то, что даже не считается ошибкой – так, недочет. Выполняя каскад, она слишком близко подъехала к борту, из-за чего сложилось впечатление, что спортсменка чуть ли не въехала в него, а вторая небольшая сбавка (точнее, отсутствие высокой надбавки) была сделана за выполнение тройного флипа. Но даже не это немного "убивало" впечатление от катания. А то, что Лена слишком явно старалась не допустить помарок – она больше работала, чем каталась.
Столь видимое старание проявляется либо когда спортсмен находится не в очень хорошей форме, либо когда он просто не успел сделать достаточный объем работы на тренировках. Возможно, сказался первый стартовый номер в группе и большее, нежели обычно, волнение. Во всех этих случаях спортсмен может "выехать" за счет концентрации. Просто от опасения совершить ошибку человек, как правило, зажимается, а это в артистических видах спорта всегда бросается в глаза и идет "в минус". У судей – в том числе.
КОРОЛЕВА АННА
Медведева ошиблась на приземлении с одного из прыжков – оступилась. Да и в целом выглядела отнюдь не так впечатляюще, как на декабрьских турнирах: смотрелась уже не суперменом, заставившим соперниц в декабре содрогнуться от неотвратимости возмездия, а маленькой слегка угловатой девочкой, изрядно нервничающей на своем взрослом балу.
В сравнении с этими двумя спортсменками Анна Погорилая выглядела просто королевой. Статной, красивой, харизматичной, причем харизма эта, несмотря на юный возраст фигуристки, была именно женской и зрелой, а не мимолетным очарованием ребенка.
Казалось бы, какая разница, обладает ли спортсмен этими "невзвешиваемыми" качествами, если по результату он становится первым? Разница есть . И выражается она в том, что замечательно сформулировал в Братиславе один из старейших немецких журналистов. Он, смеясь, заметил: "У вас замечательные, отважные девочки, к сожалению я никак не успеваю запомнить их имена".
Шутка имела вполне реальную подоплеку: сложным катанием на женских турнирах сейчас никого не удивишь, растяжкой и вращениями – тоже, поэтому помимо упомянутых составляющих хочется узнаваемости и самобытности. Того, чем с лихвой природа одарила Погорилую.
Но начались соревнования и Аня – после совершенно роскошного, высокого и пролетного каскада с тройным лутцем – сдвоила риттбергер. После чего все разговоры о харизме можно было прекращать за ненадобностью.
Это было уже досадно по-настоящему. Ничего невероятного в том, чтобы набрать такую же сумму баллов, как у Радионовой и Медведевой, для Погорилой не было: ее личный рекорд короткой программы лежит как раз в этих пределах. Злополучный риттбергер в соответствии с существующими правилами остался без оценки (двойные прыжки в короткой программе вообще не идут спортсменам в зачет), соответственно, фигуристка потеряла на элементе порядка шести баллов и фактически лишила себя возможности продолжать сражаться за место выше третьего – разве что какая-либо из двух соперниц-соотечественниц грубо ошибется в финале.
А это в свою очередь означает, что самая красивая и выразительная фигуристка сборной (если она так и останется в Братиславе третьей) вполне может стать первым кандидатом на вылет из сборной: российская федерация фигурного катания оставляет за собой право внести коррективы в состав женской команды перед чемпионатом мира – заменить наиболее слабую российскую участницу европейского первенства на ту, кто выиграет в конце февраля финал Кубка России в Саранске. Там, напомню, собираются выступать олимпийская чемпионка Аделина Сотникова, чемпионка мира Елизавета Туктамышева и чемпионка Европы-2014 Юлия Липницкая.
С другой стороны, Погорилой достаточно свойственно показывать выдающиеся прокаты после сокрушительных неудач. Вполне возможно, что в Братиславе мы станем свидетелями именно такого развития событий.
Что же касается достаточно распространенной в российском фигурном катании практики "замены коней на переправе", то как раз нынешняя ситуация в женском разряде заставляет сильно усомниться в том, что межсезонная ротация – благое дело. Замены нередко выглядят обоснованными, если речь идет об относительных аутсайдерах – то есть тех, кто даже при своем сильнейшем выступлении не претендует на медальный уровень и когда до зарезу, любой ценой нужно добывать соревновательную квоту. Если же силы спортсменов равны или сопоставимы, невольно возникает вопрос: почему те, кто честно бьется за право представлять страну и заработал такое право на отборе, должны в середине сезона уступать свое место тем, кто на момент отборочных соревнований оказался не в форме или же вообще не участвовал в национальном первенстве?
БЕЛАЯ КОСТЬ
Я вполне допускаю, что та же Туктамышева, получившая после чемпионата России полтора месяца на то, чтобы спокойно тренироваться, успеет в лучшем виде восстановить тройной аксель (а с ним и всю программу), снова подняться на уровень лучших фигуристок мира, а кому-то из нынешней тройки придется безропотно отдать ей свое место в команде. Но почему? Только потому, что речь идет о чемпионке мира?
Проблема, собственно, касается не только женского катания, хотя его – в большей степени. Если не брать за образец олимпийского чемпиона Турина Евгения Плющенко, который после той выигранной Олимпиады позволял себе вести себя как заблагорассудится, не припомню, например, ситуации, чтобы в том же парном катании было в порядке вещей пропускать чемпионаты страны по причинам сомнительной уважительности, но с гарантией места в команде на главном старте. А ведь именно так все происходило в отношении Ксении Столбовой и Федора Климова, досрочно завершивших прошлый сезон и пропустивших чемпионат мира без единого сколь-нибудь внятного аргумента, а сейчас пропускающих вслед за российским еще и чемпионат Европы.
Приводит же все это к тому, что даже среди самих фигуристов и их наставников потихоньку крепнет мнение, что для спортивного руководства ФФККР существует "белая кость", которой позволительно что угодно, и работяжки, изначально лишенные какого бы то ни было права на ошибку.
Объяснения из разряда "так было всегда", здесь, как мне кажется, не слишком хороши – хотя бы потому, что никогда еще у России не было такого количества прекрасно выученных одиночниц, удержать которых под российским флагом можно, как мне кажется, лишь одним способом: жестким соблюдением спортивного принципа.
Чемпионат Европы. Братислава. Стадион "Зимний". 27 января. Женщины. Короткая программа. 1. МЕДВЕДЕВА – 72,55. 2. РАДИОНОВА – 70,96. 3. ПОГОРИЛАЯ – 63,81. 4. Родейеро (Италия) – 61,01. 5. Кучвальска (Латвия) – 58,99. 6. Хельгессон (Швеция) – 58,13.